Как живёт казахстанский город, въезд в который разрешён только по спецпропускам

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz

Только в этом городе везде принимают к оплате российские рубли.

65 лет назад, 4 октября 1957 года, с космодрома "Байконур" в космос полетел первый искусственный спутник Земли под названием "ПС-1" ("Простейший спутник-1").

Спутник пролетал ровно четыре месяца, до 4 января 1958 года, совершил 1 440 оборотов вокруг планеты (почти 60 млн км), а потом попал в верхние слои атмосферы и сгорел. С этого запуска началась космическая эра в истории человечества и история комплекса "Байконур" – города и космодрома, деятельность которых друг без друга сегодня представить сложно.

Сейчас комплекс находится в долгосрочной аренде у России до 2050 года. Ежегодно за аренду РФ оплачивает в бюджет Казахстана 115 млн долларов США.

Бывший Ленинск

До декабря 1995 года город, построенный в пустыне в 240 км от Кзыл-Орды (областного центра Казахской ССР), официально назывался Ленинск. В советское время это был закрытый военный городок, где жили специалисты и их семьи, обслуживавшие космодром и его программы. Здесь проживало до 150 тысяч человек.

КПП на выезде из города

После распада СССР у "Байконура" настали тяжёлые времена: количество запусков резко сократилось, часть военнослужащих и обслуживающего персонала вместе с семьями уехали в родные края. Зиму 1993–1994 года старожилы города до сих пор помнят. Отопления не было, пищу готовили во дворах многоэтажек, температура в квартирах опускалась ниже нуля.

В 1994 году был подписан первый договор на 20 лет между Россией и Казахстаном, по которому РФ взяла космодром в аренду, в 2004 году срок аренды продлили до 2050 года. Вместе с космодромом начал оживать и город. По указу президента РК в 1995 году город получил своё нынешнее название.

Жилые массивы Байконура

В Байконуре проживает около 70 тысяч жителей – граждан Казахстана и России. В рамках Межправительственного соглашения между двумя странами городом управляет городская администрация, руководителя которой назначают и утверждают президенты двух государств. Работает здесь и специальный представитель президента РК, который представляет интересы Казахстана.

В обращении используются российские рубли и казахстанские тенге. Местные жители всё же стараются рассчитываться рублями, потому что курс тенге в магазинах и на рынке невыгодно отличается от курса рубля к тенге в казахстанских обменниках в других городах республики. За тенге байконурцы стараются покупать товары в ближайших сёлах – Тюратаме и Акае.

С трудоустройством в городе тоже непросто. В основном специалисты работают на космодроме. Остальные – в сфере общепита, такси, в учреждениях социального назначения – образования, медицины и других. На то есть несколько причин: двойное налогообложение любой предпринимательской деятельности, статус закрытого города (сюда по-прежнему попасть можно только по спецпропускам).

Стелла "Невесомость" на въезде в город

Новые предприятия открываются редко. В День космонавтики, 12 апреля 2021 года, при поддержке городской администрации на местном Арбате открылось отделение по организации социального развития и труда инвалидов (это филиал российского Центра социального обслуживания населения). Здесь трудятся 13 горожан с ограниченными возможностями, которые занимаются производством сувенирной продукции.

По словам заведующей отделением Оксаны Розиковой, здесь изготавливают сувенирную продукцию – на заказ и в розницу: календари, грамоты, папки, кружки, тарелки, подушки, майки, бейсболки с символикой на космическую тему. Есть и швейное отделение, где изготавливают вымпелы, юрты, верблюдов, занимаются ремонтом одежды.

"Наша продукция очень востребована, часть продаём через собственный магазин здесь же, часть – через Музей космодрома, гостиницу "Центральную". Скучать нам не даёт и администрация города. Заказывают продукцию не только к приезду туристов на запуски, но и для делегаций из России и Казахстана", – рассказала Оксана Розикова.

Местное производство сувенирной продукции

Попасть в город и на запуск космического корабля не так-то просто. Поэтому туристы стремятся привезти сувенир на память о поездке, хотя цены на сувенирку здесь кусаются. Магнитики вам предложат по 80–350 рублей (640–2 800 тенге), футболки – по 800–2 000 рублей (6 400–16 000 тенге), шевроны (фирменные нашивки) – по 500–800 рублей (4 000–6 400 тенге). Впрочем, лет десять назад на местном рынке предлагали лишь глиняные магнитики узбекского производства.

Памятник советскому конструктору Владимиру Челомею во дворе школы, носящей его имя

В городе действуют 13 школ, 13 детских садов, спортивная и художественная школы, отделение Московского авиационного института. Пожалуй, самое известное среднее учебное заведение Байконура – лицей "Международная космическая школа имени Челомея".

Это  российское учебное заведение, но учатся в нём 500–600 талантливых детей из России и Казахстана, которые мечтают стать конструкторами и "дружат" с естественными дисциплинами.

Точная копия ракеты, собранная воспитанниками лицея имени Челомея

Лицей появился ещё в 1990 году и имеет три направления: физико-математическое, химико-биологическое, научно-техническое. Понятно, что учиться здесь непросто, но престижно, поскольку преподавание профильных предметов превышает объём традиционной школьной программы. 

В 1993 году в лицее открыли научное отделение "Космонавтика" Малой академии наук НАН РК. А еще здесь есть собственный Музей космонавтики.

В Музее космонавтики лицея

Кстати, МКШ является одним из основных организаторов чемпионата по ракетомодельному спорту, который прошёл в 2006 году и собрал фанатов спорта из 27 стран мира.

В сентябре 2022 года на космодроме "Байконур" проходили всероссийские соревнования среди юношей и международные соревнования, в которых участвовали представители пяти стран Содружества – России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Узбекистана. В их организации также приняли самое активное участие преподаватели и воспитанники лицея Челомея.

Разумеется, соревнования проводились на специально выделенном для этого участке на космодроме.

"Ракетомодельный спорт вышел на высокий уровень. В России популяризацией ракетомоделирования занимаются станции юных техников, в Беларуси и Узбекистане этим занимаются ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. – Ред.)", – сообщил педагог станции юных техников в городе Мытищи (Подмосковье) Игорь Ибрагимов.

"Крайние" соревнования проводились на "Байконуре" по пяти классам (дисциплинам), в них приняли участие 150 человек. Самым молодым участникам соревнований было по восемь лет, верхней возрастной планки в этом виде спорта не существует. Существуют ограничения для размеров моделей для спортивных классов, есть модели, которые соревнуются на наибольшую высоту полёта.

Есть и копии существующих космических аппаратов – "Союз", "Ангара", "Протон". Их оценивают на точность исполнения модели и затем по лётным характеристикам.

Такие состязания укрепляют мечту мальчишек и девчонок о будущем освоении космоса и дальнейшем развитии казахстанского города и космодрома.

Полигон № 5

"Кораблей пустыни" можно запросто встретить на космодроме

Испытательный полигон № 5 Министерства обороны СССР был предназначен для испытаний ракетной техники. Своё название "Байконур" космодром получил лишь в 1961 году после полёта первого человека в космос, о котором узнал весь мир, – Юрия Гагарина.

Всего за два года с момента основания потребовалось СССР, чтобы ввести в эксплуатацию (с января 1955 по май 1957 года) космодром. Спустя 65 лет он был и остаётся по-прежнему крупнейшим в мире по площади (6 717 км2). До недавнего времени "Байконур" опережал другие космодромы планеты и по количеству пусков. На начало 2021 года количество пусков превышало 1 500.

Среди организаторов мегапроекта первого в мире космодрома был, конечно же, и легендарный конструктор – Сергей Королёв. В январе 2022 года в Байконуре отмечали 115 лет со дня его рождения. На площадке № 2 в бывшем Доме офицеров, ныне – Музее космодрома "Байконур" отдельная экспозиция посвящена основателю ракетно-космической техники СССР.

Экспозиция памяти Королёва в Музее космодрома

Рядом с музеем находится отдельный домик (он тоже входит в музейный комплекс вместе с домиком Гагарина), в котором жил главный конструктор. Во время его посещений на космодроме устанавливался "сухой закон", чай пил конструктор исключительно как местные жители – из пиалы. В последний раз уехал с Байконура Сергей Королёв в 1965 году, а через несколько месяцев в январе 1966-го его не стало...

В самом музее собрана богатейшая коллекция фотографий, документов, настоящих частей ракетной техники прошедших десятилетий. Макеты реактивных двигателей, скафандры и шлемы космонавтов, космическая еда в тюбиках и вакуумных пакетах, капсулы для животных, отправлявшихся в космос, и многое другое.

Рядом со зданием музея работает экспозиция под открытым небом, в центре которой находится космический челнок "Буран", вокруг него – макеты ракетного двигателя, стартового стола, радиолокационные антенны, а также специализированная автомобильная техника, которая в прежние годы использовалась на космодроме. Первый и единственный космический полёт "Буран" совершил в ноябре 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту.

Сегодня желающие могут подняться в грузовой отсек "Бурана", забраться в кабинку пилотов и даже сесть за штурвал космического корабля, которым никогда не управляли люди.

Многоразовый орбитальный корабль-ракетоплан, созданный в рамках программы "Энергия – Буран"

Рассказывая о комплексе "Байконур", нельзя не упомянуть о трагедиях города и космодрома. Первая из них произошла 24 октября 1960 года. На Западе эта трагедия известна как "катастрофа Неделина".

В тот день при подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени, затем разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре, по официальным данным, погибли 74 человека, позже от ожогов и ран скончались ещё четверо. Среди погибших был главнокомандующий РВСН, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин.

Стелла в память о трагедии 1960 года

Ровно через три года, также 24 октября, случилась ещё одна трагедия. При испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А вспыхнул пожар в шахте стартовой позиции № 70, погибли восемь человек.

С тех пор 24 октября стал днём, когда любая деятельность на Байконуре останавливается. Прекращаются все работы с ракетами-носителями и космическими аппаратами, люди вспоминают погибших, возлагают венки к братской могиле, памятнику на месте бывшей стартовой площадки Р-16.

В память о трагедии 1963 года

"Байконур" включает 15 стартовых комплексов девяти типов для запусков ракет-носителей, четыре пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, 11 монтажно-испытательных корпусов (МИК) и другой наземной инфраструктуры. К сожалению, сегодня на космодроме действуют лишь три стартовых комплекса.

Ещё один ракетный комплекс "Зенит" (площадка № 45) – один из крупнейших на космодроме – был передан Россией Казахстану после того, как два государства в 2004 году договорились о запуске совместного проекта, которому дали название "Байтерек", саму площадку предложили назвать "Назарбаевский старт". В рамках проекта Казахстан взял на себя обязательства по затратам на модернизацию наземной инфраструктуры и её последующую эксплуатацию силами казахстанских специалистов, Россия – обязалась создать новую ракету-носитель.

Первый испытательный запуск РН "Зенит-2" с площадки № 45 состоялся 13 апреля 1985 года и закончился неудачей. Полностью успешный пуск произошёл в октябре 1985 года, когда на орбиту новая ракета вывела спутник. Запуски "Зенитов" отличались полной автоматизацией пусков.

Туристы в сборочном цеху комплекса "Зенит"

Ожидается, что в 2024–2025 годах с площадки № 45 будет запущен обновлённый "Зенит", которому дали название "Союз-5". Это ракета-носитель среднего класса, которая будет вывозить на орбиту до 17 тонн полезного груза. Этот проект может стать серьёзным толчком для развития космодрома.

В целом, как считают специалисты, российско-казахстанский "Байтерек" должен придать новый импульс развитию космодрома. Вместе с реализацией проекта планируется и решение экологических проблем, связанных с запусками, и создание новых рабочих мест, и возможность выхода Казахстана на рынок пусковых услуг.


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

 Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров