По официальной статистике, за 9 месяцев 2024 года в Казахстане зарегистрировано свыше 18 тысяч ДТП, из которых чуть менее 1300 – со смертельным исходом. Количество автотранспорта в городах, особенно в Астане, продолжает увеличиваться. Столицу всё чаще сравнивают по количеству заторов с Алматы, где пробки на дорогах – факт неприятный, но неизбежный. Больше всего проблем создают на дорогах нарушители правил дорожного движения, которые порождают и ДТП, и те же заторы.

По этому поводу корреспондент Informburo.kz взял интервью у гражданского активиста и администратора одной из самых активных групп столицы в социальных сетях Рустема Жансеитова. 

– Рустем, сколько лет вы водите авто?

– За рулём я 30 лет, и поэтому могу точно рассказать не только об эволюции автомобильного движения, но и о том, как изменилась ситуация на дорогах за последние годы. В Астане я живу с 1998 года. В те времена на дорогах столицы автомобилей было очень мало, нарушителей – тоже. Происходили единичные случаи ДТП, которые были у всех на слуху. Сейчас же ситуация совершенно иная. Она не просто тяжёлая, она – ужасающая. И тому причина не только увеличение количества жителей и автомобилей, но и прежде всего неправильное, неэффективное и безграмотное управление как дорожными потоками, так и в целом развитием города.

С какими основными нарушениями ПДД вы чаще всего сталкиваетесь на дорогах? Я лично часто наблюдаю, как водители опасно перестраиваются из ряда в ряд без предупреждающего включения поворотников, едут на запрещающие знаки, например "кирпич", останавливаются в неположенных местах, не соблюдают скоростной режим, тормозят, где не нужно.

– Передвигаясь по дорогам столицы, естественно, я, как и многие автолюбители, тоже сталкиваюсь с многочисленными нарушениями ПДД каждый день. Многие просто, абсолютно не задумываясь о последствиях, заезжают на автобусные полосы. Для таких нарушителей это не табу. Нарушения правил маневрирования и проезда перекрёстков, движение грузового транспорта по левому ряду происходят сплошь и рядом. И ни камеры "Сергек", ни патрули дорожной полиции будто не замечают очевидного. Очень часто я наблюдаю, когда правила нарушаются прямо перед патрульным полицейским авто и сотрудники дорожной полиции на это никак не реагируют.

– Возможно, вы можете объяснить, почему спецтехника городских коммунальных служб умудряется появляться на дорогах в часы пик, создавая дополнительные заторы? 

– Работа спецтехники в городе стала уже притчей во языцех, потому что я лично уже много лет пишу об этом и в соцсети, и в eOtinish, пытаясь воздействовать на профильные госорганы. Но они не могут понять очевидного: не нужно наводить порядок на дорогах в часы пик. Ну просто забейте у себя в графике, что с 8.00 до 10.00 не надо ничего на улицах делать. И в обеденное время тоже с 12.00 до 15.00 не надо ничего делать. Вечером с 18.00 до 20.00 – такая же история.

Всё остальное время что хотите, то и делайте. Иначе какой-то ужас. Едешь по узкой, забитой машинами дороге по левому берегу и видишь, как грузовик или уборочный трактор занял весь ряд и создал огромную пробку. Это говорит о некомпетентности руководителей, потому что уборочная техника на дорогах – одна из причин пробок в Астане.

Часто заторы происходят из-за ДТП, на которые полиция должна оперативно реагировать. Замечаю, если две машины столкнулись, то они стоят очень долго, создавая огромные пробки. По моему мнению, надо оперативнее решать такие ситуации. И ещё многие водители не знают, что небольшие ДТП можно оформлять по европротоколу, то есть если обе стороны пришли к соглашению, кто виноват в ДТП, то делают фото, вносят данные через мобильное приложение "Европротокол" и разъезжаются. Дальше работают страховые компании.

Автомобильное движение в Алматы / Фото Informburo.kz

Судя по вашим публикациям в соцсетях, вы часто путешествуете по стране. Какова ситуация на республиканских трассах? Насколько опасно по ним ездить?

– Ситуация по трассам тоже оставляет желать лучшего. Во-первых, плохие дороги. Складывается впечатление, что дорожники заранее не планируют ремонт. Иначе как объяснить то, что они могут раскопать определённый участок трассы, сделать съезды или поставить дорожные знаки – и на этом всё! И ремонт там не начинают в течение нескольких месяцев. А страдают водители и пассажиры, которые теряют время и деньги. Налицо абсолютное отсутствие элементарных навыков планирования своих действий. Удивительно, как вообще такие строительные компании допускают к тендерам.

Что касается нормальных дорог, то там творится другой беспредел. Взять тот же автобан Астана – Бурабай, самую известную платную трассу в стране. Все на этой трассе выжимают из своих машин максимум. Гоняют, не боясь штрафов. Даже водители, условно говоря, 50-летних жигулей, на которых априори нельзя передвигаться быстрее 100 км/ч, несутся со скоростью 140 км/ч. Ладно сам разобьёшься, а пассажиры при чём?!

Кстати, по поводу грядущего новшества дорожной полиции – внедрить контроль средней скорости на трассах. Думаю, это будет неэффективно, потому что те, кто ездит очень быстро, всевозможные лихачи, они часто едут в рваном режиме. Например, несутся, потом какое-то время едут медленно, затем могут остановиться, сходить в туалет, перекусить, отдохнуть, а после снова выезжают на трассу и опять летят чуть ли не под 200 км/ч. Такие нарушители скоростного режима на дорогах – сплошь и рядом. На них не будет такая мера воздействовать. То есть при выезде из пункта А будет зафиксировано одно время, а приедет он в пункт Б в совсем другое время. Средняя скорость будет зафиксирована в пределах нормы. Я бы не стал тратить бюджетные деньги на такую систему.

МВД РК намерено установить на дорогах республиканского значения арки со скоростемерами, которые будут вычислять среднюю скорость движения авто. Арки в будущем планируют установить с интервалом 50 км. В пилотном режиме такая фиксация скорости запущена на трассе Астана – Бурабай.

Полиция в своём стремлении навести порядок на дорогах обязана обеспечить контроль. Но вместо этого идут старым, экстенсивным методом – пытаются установить как можно больше видеокамер, запустить больше дорожных патрулей. Но это не работает, потому что Казахстан – страна  огромная, камеры везде не установишь. Что говорить про республиканские трассы, если в городах камеры далеко не везде есть. То же самое с патрулями. Кроме того, водители, которые постоянно ездят одним и тем же маршрутом, прекрасно запоминают, где и какие камеры стоят, на каком участке обычно дежурит патруль. При этом дорожный патруль обязан работать с включёнными проблесковыми маячками, которые видно издалека. То есть все эти внедряемые полицией меры мало дисциплинируют водителей. Я лично наблюдаю только какую-то безудержную и неэффективную трату бюджетных средств.

Назовите меры, которые вы бы приняли в борьбе с нарушителями, будь у вас полномочия.

– Есть одно средство, которое может в кратчайшие сроки навести тотальный порядок на дорогах страны. Причём как в городах, так и на трассах республиканского значения. Не побоюсь этого слова – "тотальный"! Потому что никакие "Сергеки", никакие патрули, дорогостоящие дроны или другие инновации, на которые тратятся деньги налогоплательщиков, не обеспечат должного контроля. А надо всего-навсего позволить водителям, имеющим видеорегистраторы, получать за видео с нарушениями ПДД определённый процент вознаграждения. МВД выступило с такой инициативой только сейчас, хотя я выдвигаю её уже очень давно, а  фиксирую нарушения и выкладываю в соцсетях примерно с 2015 года.

МВД РК опубликовало для обсуждения проект закона "О профилактике правонарушений", согласно которому население вправе принимать участие в охране общественного порядка. В качестве поощрения граждане могут рассчитывать не только на объявление благодарности, награждение грамотой, но и на денежные вознаграждения от суммы взысканного с нарушителя штрафа или бесплатный проезд в общественном транспорте, право на бесплатную парковку и так далее.

– Я неоднократно встречался с руководством МВД и предлагал им эту меру. Но в ведомстве отказывались её принимать, говоря, что это дублирование функций полиции, которое может создать условия для коррупции и злоупотреблений. Судя по тому, что я до этого читал, мне кажется, в МВД идут не в ту сторону.

Учитывая, что они проигнорировали мои предыдущие обращения, а теперь пытаются работать с ними, скорее всего, идею они либо извратят, либо она заглохнет. Может случиться и так, что они пригласят, чтобы я мог им подробно объяснить, как система должна работать.

Уверен, такая мера обеспечит контроль и порядок на дорогах за считаные месяцы. Потому что, когда водители будут знать, что в любой момент и в любом месте их нарушения могут зафиксировать, причём анонимно и без каких-либо контактов между фиксирующим и правонарушителем, большинство перестанут нарушать. Самое главное – новшество изменит ментальность нарушителей. Большинство водителей станут ездить по правилам.

Час пик на дорогах Астаны / Фото Informburo.kz

Почему водители не боятся нарушать правила? Из-за небольших штрафов или камер "Сергек", которые не везде фиксируют нарушения? Часто замечаю, как кто-то мчит по автобусной полосе, когда все стоят, а потом пытается вклиниться в общий поток перед светофором...

– Одной из эффективных мер по наведению порядка может стать увеличение размеров штрафов, особенно по массовым нарушениям. Возможно, нужно штраф увеличивать за рецидив. Допустим, ты один раз попался на автобусной линии. На первый раз сделали предупреждение, на второй – оштрафовали, скажем, на 5 МРП, на третий раз попался – на 20 МРП, а в четвёртый раз – уже на 50 МРП. Если до нарушителя с первого раза не доходит, то пусть платит больше. Неправильно, если ты постоянно нарушаешь и платишь по 5 МРП.  

Автомобили на автостраде в Алматы / Фото Informburo.kz

Когда нахальные водители пытаются вклиниваться, здесь срабатывает интересный психологический феномен. Те, кто так поступает, часто считают, что их должны пропустить вследствие какой-то мифической водительской солидарности. Здесь происходит подмена понятий. Водительская солидарность раньше работала так: если ты встал на трассе, обязательно кто-то остановится и поможет. Но помогать нарушать правила – это не водительская солидарность, а идиотизм. Нельзя потакать тем, кто не захотел стоять в очереди, как все нормальные люди.

Я считаю, что помимо вышеупомянутых мер нужна информационная кампания в СМИ о том, что тот, кто нарушает, не просто создаёт временные неудобства, а должен осуждаться обществом как негативный элемент.  

На 1 мая 2024 года общее количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане приблизилось к 5 млн единиц. В их числе легковые автомобили занимают 88%, грузовые – 9,9%, автобусы – 2,1%.

Как вы оцениваете культуру вождения в столице?

– Она ужасная, и тому есть немало причин. Количество машин с каждым годом увеличивается, но дорожная инфраструктура не справляется с такими потоками. Теоретически для нормального функционирования столицы должно быть как минимум на 30–40% меньше автомобилей. Все, кто приезжает в Астану и видит левый берег, задаются одним вопросом: была степь, места много, так почему не построили город с широкими дорогами и просторными паркингами, а понатыкали узенькие улицы? Теперь ещё и в эти улочки пытаются вписать автобусные линии.

Это полный провал стратегического городского планирования и управления. Я уже нескольким акимам предлагал систему спутникового регулирования городского движения. В принципе, ничего сложного. Надо соединить действующие системы регулирования и управления дорожными потоками со спутниковым регулированием, которое работает по актуальным данным.

Это когда едешь из одного конца города в другой и хочешь проехать без пробок, для этого включаешь навигатор. И он ведёт водителя по оптимальному маршруту. Но местные власти либо этого не понимают, либо не хотят понимать. При этом сами ничего предложить не могут. И чем дальше, тем хуже в столице становится. Сейчас появились необъяснимые пробки. Скорее всего, дело в неэффективном и неправильном регулировании.

Какой вы видите ситуацию на дорогах через 10 лет?

– Если власти будут продолжать наступать на одни и те же грабли, плотная застройка в Астане будет продолжаться, население продолжит прибывать, автобусных линий станет больше, а дороги начнут сужаться, это приведёт к хаосу. И через 10 лет по дорогам столицы на автомобилях невозможно будет передвигаться. В часы пик весь город будет стоять. Поэтому нужно менять ситуацию уже сегодня, хотя бы принять меры, о которых мы с вами говорили, иначе дальше будет только хуже.