Как вернуть купленный товар: условия и нюансы
В Казахстане все покупатели независимо от их гражданства имеют право обменять либо вернуть купленный товар.
Давайте разберёмся, обязан ли покупатель при возврате доказывать, что купленный товар не соответствует заявленному качеству, и какие товары вернуть не получится.
№1. Обязательства продавца
Продавец обязан обменять или оформить возврат непродовольственного товара даже в случае его отменного качества. Условия возврата и обмена касаются других обстоятельств:
- товар не был в употреблении;
- сохранены товарный вид, потребительские свойства товара;
- сохранены пломбы и ярлыки;
- имеется документ, подтверждающий факт приобретения товара (фискальный чек) в данной торговой точке;
- прошло не более 14 дней с момента приобретения товара (если более длительный срок не установлен договором).
Важно.
Если был продан товар с истекшим сроком годности либо он был изготовлен с нарушением существующих регламентов и стандартов, то действуют иные правила. Продавец либо изготовитель обязаны обменять либо принять возврат и выплатить покупателю его стоимость независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней со дня приобретения товара.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно.
На практике разница подходов будет выглядеть так. Муж купил жене фен, та на него посмотрела, не открывая упаковку, прочла на коробке характеристики и сказала мужу, что ей нужна большая мощность. Как видим, упаковка не нарушена, в употреблении товар не был, чек у мужа имеется, значит, у него есть 14 дней, чтобы вернуть или обменять фен в магазине.
Если жене фен понравился, она открыла упаковку, стала пользоваться, а потом оказалось, что у него неудобная ручка и мощность маловата, то с возвратом и обменом ничего не получится. Качество товара соответствует заявленному на упаковке, и на него распространяется первый тип правил.
Другая история, когда жене купленный мужем фен понравился, характеристики на упаковке её устраивают, но, открыв коробку, она обнаружила, что фен имеет явные внешние дефекты на корпусе либо прибор неисправен. В этих случаях работает второй свод правил и фен подлежит возврату или обмену.
№2. Сложные случаи
Когда дефект неочевиден и у продавца имеются сомнения, является он заводским браком или, к примеру, результатом некачественной транспортировки либо неправильной эксплуатации, тогда продавец или изготовитель может назначить экспертизу.
Срок проверки – 30 календарных дней с момента предъявления требования от покупателя. Расходы на проведение экспертизы по закону должен взять нас себя продавец или изготовитель.
Если будет установлено, что поломка произошла по вине покупателя, то ему придётся возместить стоимость экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на транспортировку товара.
Покупатель имеет право принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, а также провести экспертизу за свой счёт.
№3. Гарантия
Существует несколько правил, касающихся гарантийного срока. В отношении товара, на который не был установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) также отвечает за недостатки товара. Условие: потребитель должен доказать, что они возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Важно.
Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки проданного (изготовленного) товара и тогда, когда он не знал о них. Соглашение об освобождении продавца (изготовителя) от ответственности или о её ограничении недействительно.
Если на товар был установлен гарантийный срок, то продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования покупателя о возврате или обмене, если не докажет, что недостатки возникли в результате нарушения потребителем правил использования или хранения.
№4. Условия возврата или замены
Установлен порядок возврата денег покупателю. Для каждого обстоятельства действуют свои правила.
Общее. Продавец (изготовитель) не вправе удерживать при возврате денег сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери товарного вида или других подобных обстоятельств.
Важно.
1. При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) перерасчёт цены не производится.
2. При расторжении договора расчёты с потребителем производятся исходя из цены товара на момент покупки.
Замена товара. Если стоимость товара, на который производится замена, выше стоимости покупки, подлежащей замене, то покупатель должен заплатить разницу в цене. В случае отказа потребителя от доплаты стороны расторгают договор и потребителю возвращается денежная сумма за купленный товар.
Если цена товара, на который производится замена, ниже, чем та, которую уплатил покупатель, то разница в цене оплачивается потребителю.
Общее. При вышеперечисленных расчётах установлено правило: в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применяется его цена на момент предъявления требования, в случае понижения цены – на момент покупки.
№6. Какие товары не получится вернуть
Торговым организациям запрещено устанавливать свои внутренние правила для возврата или обмена товара либо по своему усмотрению дополнять пункт закона "О защите прав потребителей" о товарах, которые нельзя вернуть.
Учитывая спекуляции со стороны продавцов по этой категории, приведём полный список товаров, которые нельзя вернуть:
- лекарства и медицинские изделия;
- нательное бельё;
- чулочно-носочные изделия;
- животные и растения;
- метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажные и гардинные полотна, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, плёнка, клеёнка;
- абонентские устройства сотовой связи.
Материал носит ознакомительный характер. При написании использовался Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2023).