Что изменится в Казахстане после реформы по перераспределению власти
1. Что случилось?
Президент вынес на всенародное обсуждение проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК". Поправки касаются перераспределения полномочий между ветвями власти. Рассматривается около 40 полномочий, которые можно передать от Президента в Правительство или в Парламент.
2. Как долго продлится всенародное обсуждение?
Месяц – с 26 января до 26 февраля 2017 года.
3. Какова цель реформы по перераспределению власти?
Построить более эффективную, устойчивую, современную систему управления страной. Сильная президентская вертикаль нужна была Казахстану только на этапе становления государства, теперь Президент готов отдать ряд своих полномочий Парламенту и Правительству.
4. Какой будет роль Президента после проведения реформы?
Приоритетами для Президента станут стратегические функции: роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешняя политика, вопросы национальной безопасности и обороноспособности страны.
5. Что изменится в работе Правительства и Парламента?
Поправки в Конституцию нацелены на то, чтобы усилить их роль. В частности, Правительству и другим исполнительным органам будет передана значительная часть полномочий Президента по регулированию социально-экономических процессов. Правительство будет утверждать госпрограммы и нести полную ответственность за их исполнение. Сможет самостоятельно образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав.
При этом возрастёт влияние Парламента – Правительство станет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование Правительства. Если раньше в Конституции было прописано, что Правительство ответственно перед Президентом республики, то теперь "Правительство в своей деятельности ответственно перед Президентом республики, Мажилисом Парламента и Парламентом".
6. От каких полномочий отказывается Президент?
Из Конституции предлагается исключить ряд функций, закреплённых лично за Президентом: в частности, утверждение госпрограмм и единой системы финансирования и оплаты труда работников бюджетной сферы.
Президентские указы, имеющие силу закона, отныне выпускаться не будут. Ранее глава государства в случае промедления Правительства с принятием того или иного положения мог издать указ, имеющий силу закона, который действовал до утверждения Парламентом нового документа.
Согласно Конституции глава государства сейчас по представлению премьер-министра определяет структуру Правительства, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от неё членов Правительства, а также назначает министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции. Кроме того, председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам.
Теперь Президент будет определять структуру Правительства, назначать на должность и освобождать от неё членов Правительства так же по представлению премьер-министра, но внесённому уже после консультаций с Мажилисом. Исключение – министры иностранных дел и обороны – их назначать на пост и освобождать от должности Президент будет самостоятельно. Председательствовать на заседаниях Правительства по особо важным вопросам глава государства теперь будет только при необходимости.
Если раньше полномочия маслихата могли быть прекращены досрочно Президентом, то теперь глава государства может распустить маслихат только после консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента.
При этом также вносятся изменения во второй пункт 91-й статьи Конституции: "Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления республики не могут быть изменены". Теперь она дополнена: "Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма её правления не могут быть изменены". Все изменения в главный закон страны, согласно поправкам, должны будут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии заключения Конституционного совета об их соответствии перечисленным выше требованиям.
7. Какие задачи должна решить реформа?
Во-первых, создать запас устойчивости политической системы. Во-вторых, повысить роль Правительства и Парламента, что даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы. В-третьих, задать стране чёткое направление по пути демократического развития.