Прямой эфир Новости спорта

Полёты при девальвации: в Европу через Астану

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
Обесценивание тенге не только привело к тому, что казахстанцы стали меньше путешествовать, но и сказалось на расписании полётов авиакомпаний

Ровно 11 лет назад, в феврале 2005 года, вышло скандальное решение Министерства транспорта и коммуникаций о переводе в Астану всех международных рейсов, выполняемых из Казахстана и в Казахстан. Считалось, что "продавливалось" оно авиакомпанией Air Astana (кому-то ж надо было свозить в столицу всех желающих улететь за рубеж), поднялась нешуточная волна возмущения как потенциальных пассажиров, так и иностранных авиакомпаний, которых, разумеется, никто ни о чём не спрашивал, – и решение дезавуировали. Автор этих строк тоже поучаствовал в создании той самой волны, написав материал с лирическим названием "Увидеть Астану – и улететь", где были собраны комментарии всех заинтересованных сторон. Недовольные зарубежные перевозчики по большей части упирали на заключённые соглашения и тот факт, что основной пассажиропоток идёт из Алматы. Но вот прошло 11 лет, и ситуация сама сложилась так, как её пытались искусственно сложить в середине 2000-х, пусть и с некоторыми оговорками. Начиная с летнего расписания, подавляющее большинство авиарейсов из Казахстана в Западную Европу будет так или иначе выполняться через Астану.

На прошлой неделе Air Astana и KLM/Air France торжественно объявили о заключении кодшерингового соглашения. Дело это хорошее, упрощающее стыковки, регистрацию багажа и привносящее ответственность за задержку рейсов. И прежде всего дело хорошее для жителей Астаны, к которым ранее KLM не залетал. Теперь же пассажиры, вылетающие из Астаны, получили возможность безболезненно "стыковаться" с рейсами голландской компании. Но когда дым праздничных салютов рассеялся, выяснилось ещё одно немаловажное обстоятельство: KLM теперь будет летать в Астану – в ущерб полётам в Алматы.

Схема будет выглядеть занятно. Интересно, что аналогичным образом та же Air Astana совершает часть рейсов в столицу Вьетнама Хошимин: самолёт из Алматы следует до Банкгока, где выгружает желающих отдохнуть в Таиланде, подбирает тех, кто уже отдохнул, потом направляется в Хошимин, где та же процедура повторяется с "вьетнамцами", после чего возвращается в Алматы. У KLM в роли Бангкока и Хошимина будут выступать Алматы и Астана. А чтобы никому не было обидно, дважды в неделю самолёт будет лететь по маршруту "Амстердам – Астана – Алматы – Амстердам" и дважды в неделю – "Амстердам – Алматы – Астана – Амстердам". Схема интересная, формально сохраняющая часть прямых рейсов из южной столицы. На деле же получится так: нужно будет либо лететь через Астану, либо ждать самолёт из Астаны, а там – "литерные" борта, тренировки к парадам, погодные условия (вспомните недавний предновогодний коллапс) и другие привходящие обстоятельства.

 KLM теперь будет летать в Астану – в ущерб полётам в Алматы.

KLM оставался последней иностранной авиакомпанией, сохранявшей только прямые рейсы из Алматы в Западную Европу. Lufthansa уже давно три из семи своих частот использует для рейса "Алматы – Астана – Франкфурт", оставив четыре под "Алматы – Франкфурт". Понятно, что помимо прочих мотивов KLM была движима фактором оптимизации. Формально число рейсов даже увеличится: если сейчас голландцы трижды в неделю летают по маршруту "Алматы – Амстердам – Алматы", то с мая рейсов по упомянутой выше схеме будет четыре. Но очевидно, что Алматы в одиночку уже не может обеспечить достаточный уровень пассажиропотока, а Астана – ещё не может. По крайней мере, в "обычные дни", то есть не в длинные мартовские и майские праздники, а также новогодние и летние каникулы.

Понятно и то, что двукратное за полгода обесценивание тенге является значительным фактором во всех свершившихся и грядущих изменениях. Если раньше акции той же KLM "Билеты от 499 того, чего нельзя называть" смотрелись лакомым пирожком, и многие даже закупали их "впрок", то сейчас по ссылке проходишь автоматически – до соприкосновения цены с новым курсом. Кстати, последняя акция – уже 380 того, чего нельзя называть. Понаблюдайте и за всевозможными опросами в интернете вкупе с активностью туристических и авиакомпаний в соцсетях. В "голосовалках" на тему вроде "Поедете ли вы отдыхать за рубеж на Наурыз?", как правило, лидирует вариант "Вы шутите?!" Турфирмы устали демпинговать "пакетами" в жаркие страны. А намедни я видел совершенно изумительное предложение: отдых в рассрочку. Даже не в кредит – в рассрочку.

В итоге всё движется к тому, что маршрутная карта полётов из Казахстана будет сужаться, объединение же двух главных городов в один рейс уже выглядит не как популистский шаг, а необходимая мера.

Смотрите, какая ситуация складывается к летнему расписанию. Air Astana все свои рейсы в Западную Европу из Алматы и так выполняет через другие города – в Амстердам через Атырау, во Франкфурт и Лондон – через Астану. Плюс рейс в Париж, изначально открывавшийся из Астаны. Планы KLM рассмотрены выше. Lufthansa о пересмотре рейсовой политики пока не заявляла, но у неё и так соотношение 60 на 40. Czech Airlines более к нам не летает. British Airways, которая уходила с рынка и в прошлый кризис, осенью вновь покинула Казахстан. Но если тогда ей на смену пришла авиакомпания BMI, то сейчас и самой BMI уж нет (она окончательно слилась с BA), и о возможной замене не сообщается. Скорее всего, её просто не будет.

И на то, что новые иностранные авиакомпании будут в ближайшее время заходить на рынок Казахстана, рассчитывать не приходится. Например, у Thai Airways давно есть допуск на полёты в Таиланд, но одна из лучших авиакомпаний мира (19-е место в рейтинге Skytrax по итогам 2015 года) не спешит показываться в наших аэропортах. А учитывая, что Thai Airways перестала летать в Москву, вряд ли это вообще когда-нибудь случится.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров