Жить в Алматы без заторов на дорогах нереально – урбанист

Пробка в Алматы / Фото Informburo.kz
Пробка в Алматы / Фото Informburo.kz

Из-за чего появляются автомобильные пробки в мегаполисе и как с ними бороться?

На появление заторов на городских улицах влияет множество факторов: день недели, начало и окончание рабочего дня, погодные условия, праздники, форс-мажор.

Традиционно автомобильные пробки в крупнейшем казахстанском городе появляются дважды в день. В рабочие дни недели – утром, когда горожане отправляются в офисы и по делам, и вечером, когда алматинцы массово устремляются в обратную сторону. Вечерние часы пик (примерно в промежуток между 18.30 и 19.30) и километровые пробки, по свидетельству автомобилистов, – самое большое испытание на прочность нервной системы каждого участника дорожного движения.

Алматы 23 июня 2022 года / Фото Informburo.kz

Особенно это заметно в вечерние часы пятницы. Зато по понедельникам на городских дорогах перемещаться чуть проще. Видимо, после бурно проведённых выходных далеко не все алматинцы и гости мегаполиса готовы сесть за руль.

Проспект Аль-Фараби. Традиционная утренняя пробка из машин, двигающихся из спальных районов в центр / Фото Informburo.kz

Локальные и масштабные пробки на отдельных участках города могут также вызывать снегопады, сильные дожди, ремонт дорог, оцепление улиц во время проведения спортивных мероприятий или приезда высоких гостей и чиновников. ДТП тоже являются одной из причин скопления машин на том или ином участке.

Алматы во время дождя / Фото Informburo.kz

Непонятно, но факт: каждый год массовые многочасовые заторы во многих районах города появляются за несколько дней до Нового года, Международного женского дня, в первые и последние дни учебного года. У наблюдательных алматинцев складывается впечатление, что люди занимаются чем угодно, но только не работой. Автомобилисты и их пассажиры начинают активно перемещаться по городу в поисках подарков, поздравлять друг друга, решать вопросы с доставкой детей в школы и детские сады.

Впрочем, автомобильные пробки давно стали визитной карточкой больших городов. Причина понятна: количество личного автотранспорта может расти бесконечно, а вот возможности по расширению дорожного полотна ограничены.

Независимый эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович считает, что жить в современном мегаполисе, городе-миллионнике без автомобильных пробок – это просто нереально. "В Алматы мы давно живём с заторами. Но при таком уровне автомобилизации города мы не можем бесконечно расширять площадь дорог", – подчеркнула она.

По мнению эксперта, в Алматы можно лишь улучшать связи в тех районах, где они реально отсутствуют, не перегораживать мелкие улицы. Можно и нужно предпринимать определённые усилия, для того чтобы улучшать пешеходную связанность города, местную сеть дорог развивать, чтобы общественный транспорт мог доходить до любого жилого микрорайона. Особенно это касается вновь присоединённых районов, где ранее располагались дачные массивы или где строятся гигантские жилые комплексы без доступа к общественному транспорту.

На автобусе с час пик тоже непросто уехать / Фото Informburo.kz

Урбанист напомнила о международном индексе TomTom Traffic index, который измеряет уровень автомобильных пробок в более чем 400 крупнейших городах планеты. Но, к сожалению, в Казахстане эта компания не работает, поэтому Алматы в эти индексы не попадает. Известно, что мировой антирейтинг городов с максимальным количеством автомобильных пробок возглавляют Стамбул (Турция), Москва (Россия), Киев (Украина).

Международный индекс демонстрирует, что заторы растут во всём мире на 2-3% в год. И пусть в Алматы не замеряют индекс заторов, можно предполагать, что общее наблюдение для городов-миллионников подходит и к казахстанскому мегаполису: трафик увеличивается, а заторы ухудшаются.

Кстати, популярный сервис "Яндекс.пробки" разработал шкалу оценки заторов на дорогах, доступную для всех желающих в режиме реального времени. Оценка "10" по этой шкале вызывает у бывалых автомобилистов смех сквозь слёзы.

1 – дороги свободны;

2 – дороги почти свободны;

3-4 – местами затруднения;

5 – движение плотное;

6 – движение затруднённое;

7 – серьёзные пробки;

8 – многокилометровые пробки;

9 – город стоит;

10 – пешком быстрее.

Фото Informburo.kz

Аналогичный сервис существует и у другого приложения – "2ГИС", с помощью которого автолюбители находят не только самый короткий путь из точки "А" в точку "Б", но и самый быстрый с учётом пробок.

Елена Ерзакович назвала ещё один метод уменьшения пробок в Алматы – это сдерживание уровня автомобилизации, распространение не моторизированных передвижений.

"Они при этом должны быть безопасными, чтобы люди понимали, что на короткие расстояния в 3-5 километров удобнее передвигаться без личного автомобиля. Например, пешком, это полезно для здоровья, или на велосипеде, самокате. Но для этого должна быть создана безопасная разветвлённая инфраструктура, чтобы велосипедисты и самокатчики не конфликтовали с пешеходами и автомобилистами", – отметила эксперт.

Электросамокаты получили в Алматы большое распространение, но для них всё ещё не разработаны правила движения / Фото Informburo.kz

Как ни парадоксально, подчеркнула спикер, но бороться с пробками помогает создание выделенных линий для общественного транспорта, правильная их конфигурация и исключение конфликтов с автомобилями, с тем чтобы этот вид транспорта перемещался более спокойно.

"Выделенки" для автобусов в Алматы есть, но далеко не на всех крупных улицах / Фото Informburo.kz

Алматы – такой же город, как и другие миллионники, проблемы схожие. Другое дело, что в сравнении с многими крупными европейскими городами в Алматы развитие общественного транспорта не является приоритетным, и это сказывается на предпочтениях горожан, выбирающих личный автомобиль.

Фото Informburo.kz

Среди оперативных мер по рассасыванию автомобильных пробок эксперты называют: ремонт дорог в часы низкой автомобильной нагрузки на инфраструктуру города, оперативный выезд на место аварии сотрудников дорожно-патрульной службы.

Более затратные способы решения проблем с пробками специалистам известны тоже: строительство многоуровневой дорожной сети и развязок, рассредоточение центров притяжения (торговых и бизнес-центров). Бороться с пробками поможет и строительство многоуровневых паркингов, с тем чтобы горожанам-автомобилистам часть пути было удобно преодолевать в общественном транспорте, тем самым разгружая городские дороги. 


Читайте также:


Новости партнеров