Прямой эфир Новости спорта

Живодёры часто остаются безнаказанными

Фото с сайта tumba.kz
Фото с сайта tumba.kz
На садистов, мучающих животных, в нашей стране, оказывается, нет серьёзной управы.

Широкий общественный резонанс вызвала в Актау новость о подростках, издевающихся над бездомными собаками. В Сети появилось видео изуродованного щенка с отрезанными ушами и хвостом, а также тексты sms, которыми обменивались между собой несовершеннолетние палачи-живодёры. Пока общественность гадает, какое наказание ожидает старшеклассников-мучителей, корреспондент informburo.kz решила выяснить, как расследуются дела такого рода.

"Раньше уголовная ответственность за жестокое обращение с животными по ст. 276 старого Уголовного кодекса предусматривала максимальное наказание в виде ареста на срок от трёх до шести  месяцев, и это деяние относилось к категории преступлений, – рассказал informburo.kz замначальника управления дознания ДВД Алматы, полковник полиции Балтабек Куанышев. – Однако со вступлением с 1 января 2015 года в силу нового УК эта норма была переведена в разряд уголовных проступков, где максимальная санкция по ст. 316, ч.2, предусматривает арест до 90 суток".

Статья 316 УК РК. Жестокое обращение с животными

1. Жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений или с применением садистских методов либо в присутствии малолетних, наказывается штрафом в размере до 200 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 180 часов, либо арестом на срок до 60 суток.

2. То же деяние, совершённое группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, наказывается штрафом в размере до 500 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 300 часов, либо арестом на срок до 90 суток.

– Проблема в том, что никаких серьёзных последствий для виновных в таких случаях до сих пор не наступает, – продолжает полковник Куанышев. – Во-первых, жесткое обращение с животными не предусматривает лишения свободы. Так что сколько бы садист ни издевался над ними, за решётку мучителя всё равно так просто не отправишь. Во-вторых, и на 90-дневный срок живодёров редко когда на самом деле арестовывают. Суды предпочитают или приговаривать их к исправительным и общественным работам на 100 часов, или наказывают штрафом в размере 200 МРП. Служители Фемиды ждут следующего года, когда в нашей стране будут повсеместно введены в строй так называемые арестные дома, а содержать сейчас всех виновных в спецприёмнике  для административно арестованных нереально.

– А сколько всего в этом году в Алматы было зарегистрировано фактов жестокого обращения с животными? В каких районах такие случаи происходят чаще всего?

– За девять месяцев этого года в Алматы зарегистрировано восемь случаев жестокого обращения с животными, из числа которых четыре уголовных проступка окончены производством. Дело по одному такому проступку направлено в суд для рассмотрения по существу. Что касается районов, то чаще всего такого рода правонарушения фиксируются в Турксибском и Жетысуском районах, в так называемых рабочих кварталах, где живут люди со скромным достатком.

– А кто чаще измывается над животными?

– Чаще всего – трудные подростки, причём делают они это исключительно ради собственной прихоти и удовольствия, а порой из чувства мести окружающему миру. Такого, чтобы подросток забил палками или камнями покусавшую его собаку, не было. Он делает это из неких понятных только ему соображений, в основном, отыгрываясь на беззащитных животных за свои неудачи и проблемы. К сожалению, привлечь этих трудных  подростков к уголовной ответственности не всегда удаётся. Бомжи иногда отгоняют бездомных собак от мусорных контейнеров, стихийных свалок, теплотрасс и своих лежбищ под открытым небом, но не убивают и не калечат их. А психически больные люди вообще очень редко когда принародно издеваются над животными.

– Социальный статус живодёров имеет значение?

– Безусловно. Чем ниже социальный и культурный уровень человека, тем зачастую всё менее мотивирована его агрессия.

– А что вы скажете про любителей и организаторов кровавых собачьих и петушиных боёв? У них нет садисткой жилки в крови?

– Это, как говорится, из другой оперы. Наблюдать за кровавым ристалищем и самому расправляться с животным – это абсолютно два разных понятия. Конечно, тестостерон у таких "зрителей" явно повышен, и с психическим здоровьем, возможно, у них не всё обстоит благополучно. Но вот подозревать их в скрытом садизме, думаю, не стоит. Народ всегда желал хлеба и зрелищ. Однако здесь необходимо отметить, что под жестоким обращением следует понимать не только избиение животных, мучительные способы их умерщвления, использование для опытов (за исключением  научных), но и организацию "соревнований",  в ходе которых они гибнут или причиняют друг другу увечья. Преступными последствиями являются гибель животного или причинение ему увечья, следовательно, владельцы животных должны нести ответственность за совершение таких правонарушений.

– А жалуются ли вам люди на жестокость сотрудников коммунальных служб, специализирующихся на отлове бродячих животных?

– Жалуются. Многие жильцы частных секторов вообще считают сотрудников коммунальной службы живодёрами, истязающими животных по поводу и без. Хотя специалисты по отлову бродячих собак и кошек просто делают свою работу. Возможно, иногда с перегибами, но явно без садистской подоплёки.

В поисках справедливости

По словам полковника Куанышева, разбирательством дел по фактам жестокого обращения с животными сегодня занимаются участковые инспекторы полиции. С вступлением в силу новых УК и УПК они наделены функциями досудебного расследования. Вот они и допрашивают свидетелей, подозреваемых, отсматривают видео внутридворовых камер видеонаблюдения, одним словом, проводят досудебное расследование в протокольной форме.

По уголовным проступкам в срок до трёх суток проводится досудебное расследование и составляется протокол обвинения, после чего уголовное дело через прокурора направляется в суд. В суде важно доказать вину подозреваемого: что он действовал со злым умыслом. Например, что живодёр забил палкой бездомную собаку не потому, что она собиралась напасть на него и сильно напугала, а потому, что ему хотелось причинить ей физические страдания и увечья.

– С 2015 года в Алматы стала функционировать природоохранная полиция. Разве она не уполномочена вести дела такого рода?

– Это ещё относительно новое, молодое подразделение при Управлении административной полиции. Его сотрудники только-только осваиваются со своими специфическими задачами. Возможно, в будущем они и будут проводить расследование таких дел, но сейчас живодёрами занимаются исключительно участковые инспекторы полиции. И они, кстати, ставят садистов к себе на учёт, ведь таких граждан нужно постоянно отслеживать, чтобы они не натворили куда более опасных вещей. Поймите, отношение к животным – это своего рода психологический тест, барометр человеческой терпимости. Если человек постоянно топит новорождённых котят или щенят, гоняется по двору с палкой за бездомными животными или отрезает им уши и хвосты, то кто даст гарантию, что завтра он не поднимет руку на беспомощного человека: ребёнка, пенсионера или инвалида?..

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров