Прямой эфир Новости спорта

Зелёные трусы, уят и базовые инстинкты: чем живут казахстанские блогеры

Чем привлекают аудиторию лидеры мнений в интернете и платят ли они налоги, выясняла редакция informburo.kz.

Виртуальные владыки умов и лидеры мнений. Пользователи соцсетей отдают им свои сердца и лайки. Если простой смертный напишет пост в Facebook, он может легко остаться незамеченным, но если это сделает человек, гордо именующий себя блогером, то резонанс может быть огромный.

Так кто они такие, казахстанские блогеры сегодня? Что нужно сделать, чтобы заслужить подобное звание, можно ли на этом заработать и нужно ли платить государству налоги за свою виртуальную деятельность?

Дело не только в зелёных трусах

Широкая популярность блогера часто начинается с некой провокации. К примеру, Асель Баяндарова получила тысячи и тысячи новых подписчиков после того, как выложила знаменитое фото в зелёных трусах. В том, ставшем её визитной карточкой посте она к тому же выбрала правильную тему: мораль казахской женщины, её сексуальность, а также табу и запреты нашего общества. Этот вариант оказался беспроигрышным и пост имел эффект разорвавшейся бомбы. И только потом подписчики заметили, что Асель Баяндарова не только женщина в зелёных трусах, рассуждающая о том, что можно казашкам, но и интересный и интеллектуально развитый человек.


Скриншот со страницы в Facebook

Сама Асель, правда, себя блогером не называет. Она считает, что лишь делится с людьми тем, что её лично волнует. Хотя бремя славы всё же сказывается на её жизни.

"Теперь с грязной головой на улицу не выйдешь, обязательно кого-то ты этим разочаруешь, – шутит Асель. – Если говорить о темах, которые волнуют нашу аудиторию, то она реагирует на скандалы, интриги и расследования, впрочем, как и везде. Если же заужаться к моему личному наблюдению, то мою аудиторию волнуют вопросы взаимоотношения, психологии, вопросы счастья и причин его отсутствия".

По груди встречают, по уму провожают

Ещё один блогер, набирающий популярность – Алия Кадырова. И тут без темы женского белья тоже не обошлось. Хоть Алия и давно ведёт на YouTube каналы о литературе, гендерном равенстве и многом другом, многие интернет-пользователи узнали о ней после знаменитого видео с публичным снятием лифчика. Причём никакого эротического подтекста в этом не было: это был своего рода феминистический манифест, говорящий о том, что бюстгальтер – навязанный и необязательный атрибут, который даме ни к чему, если её молочные железы не особенно велики.

Алия считает, что скандалы хороши только для первичного привлечения внимания. Как говорится, по груди встречают, по уму провожают: если в блоге нет интересных мыслей, то и аудиторию не удержать.

"Есть правило трёх тем: опасность, секс и еда, базовые инстинкты, прокомментировала Алия Кадырова. – Можно сделать несколько материалов, которые привлекут внимание, но это не будет блог. Блог – это регулярный контент, наличие постоянной аудитории, которая интересуется публикациями автора, а не просто одним вирусным роликом. Видео или посты, которые выстреливают, помогают привлечь новых зрителей, но гораздо меньше, чем может показаться. Очень важно найти темы, которые интересны самому блогеру, чтобы была мотивация развиваться в выбранной сфере, создавать все более интересные и глубокие посты или видео по выбранной тематике".

Алия считает, что недооценивать казахстанского интернет-пользователя не стоит. Она верит, что завлечь своего зрителя можно не только воздействуя на низменные инстинкты.

"Я не люблю, когда люди начинают говорить, что аудитория не интересная, ей нужны только жареные темы, считает Алия. – Мне кажется, это неправда. Во-первых, в этом заключается челлендж любого блогера: сделать информацию интересной. Если кто-то жалуется, что его не читают – значит, у него проблема с контентом. Можно любую тему сделать интересной".

Толерантность заканчивается на слове "уят"

Денис Кривошеев тоже не позиционирует себя как блогер, за него это делает само интернет-пространство. Если отследить публикации о нём, то можно сделать вывод, что Денис очень многоплановая личность. Он может дать пояснения почти на любую тему: от скандала вокруг гламурной дивы Лилии Рах до тенденций в развитии отечественной экономики.


Денис Кривошеев

Фото со страницы в Facebook
Денис Кривошеев

Денис Кривошеев считает, что наша аудитория крайне закомплексована и страдает стадностью.

"Вся её толерантность заканчивается после возгласа "уят", и она особенно быстро объединяется вокруг возмущения какими-нибудь безобидными шалостями, – говорит Денис Кривошеев. – Когда дело касается серьёзного, тихо сопит под кроватью, дрожа от страха. Она никогда не вступится, не выйдет в реальный мир. Трусливо прячась за вымышленными именами, будет завистливо злорадствовать над конфискацией имущества, над тюремными сроками, потешаться над мольбами о помощи. Будет двулично писать приятные комменты под няшными фотографиями лидеров мнений. Наша аудитория в большинстве своём плохо образована и плохо отличает хорошее от плохого, руководствуясь неведомыми моральными принципами, в которых деньги определяют всё, коррупция не вызывает отторжения, лизоблюдство и подобострастие считается нормой. Но есть и сильные волей и духом, они зачастую и становятся лидерами мнений. Я не говорю намеренно о бьюти-блогерах и детях до 21, это совсем другой интернет, я в нём не понимаю ничего, хотя с бьюти-блогом, думаю, справился бы".

Страшно далеки они от народа

Рустам Ниязов, главный редактор Your Vision – крупнейшей блог-платформы в Казахстане, как ни парадоксально, не лучшего мнения о наших блогерах. Он считает, что их тексты примитивны, и они недостаточно образованны.

"Наши блогеры от умных и глубоких текстов переходят к поверхностным, – считает Рустам Ниязов. – У нас даже есть блогер, который просто приходит на какое-то мероприятие, включает в Facebook трансляцию и кричит: "Всем! Всем! Всем! Здесь произошла несправедливость, прошу обратить внимание и репостнуть". То есть он специализируется на том, что просто призывает. Блогеры перестали быть источником познавательной информации. Они привыкли специализироваться на громких и кричащих заголовках либо на развлекательном контенте, часто очень вторичном. Сегодня я видел, как известный фейсбучный блогер просто скопировал "твит" одного более известного блогера и выдал за свой. Причём это вполне известный казахстанский блогер, который раньше даже выступал в Comedy club. Это обычное дело, каждый день такое происходит".


Рустам Ниязов

Фото yvision.kz
Рустам Ниязов

Рустам Ниязов считает, что блогеры живут в некоем иллюзорном мире и мало представляют себе настоящие чаяния казахстанского народа.

"Люди, которых мы знаем как блогеров – это на самом деле тонкий слой масла на огромном куске хлеба под названием казахстанский народ, – прокомментировал Рустам Ниязов. – Большая часть населения понятия не имеет о том, что её кто-то в Facebook обсуждает. Во-вторых, эта прослойка людей, полуобразованная и ангажированная интернетом, работает в системе самовозбуждения. Они создают себе мифы о том народе, для которого работают, сами создают темы. Никакого отношения к жизни реальных людей они не имеют. Всё, что не влияет на цены в магазине, не влияет на интересы простого народа".

О заработке и налогах

В любом вопросе есть меркантильная сторона. О том, сколько стоят посты наиболее раскрученных блогеров, ходят легенды. Сами они не любят распространяться о своей прибыли. А многие утверждают, что работают за идею. Тем не менее монетизировать блог и получать за него реальные деньги, а также всевозможные "плюшки" в виде бесплатных поездок и привилегий – одна из первостепенных задач блогера.

"На YouTube есть возможность монетизировать это дело и получать заработок, – рассказала Алия Кадырова. – Ну и не нужно забывать о том, что можно получать разные другие преимущества, имея блог. Те же самые бесплатные походы в кино – тоже подспорье и мотивация для блогера, чтобы продолжать это делать. Насколько я знаю, никто из тех, кто, к примеру, на YouTube публикуется, не платит налоги. То, что блогеры часто хвалят определённые компании, это не потому, что им платят, а потому, что они хотят продолжать с ними сотрудничать".

Рустам Ниязов уверен, что жить на доходы от блогерства нельзя, но подзаработать вполне реально. Причём блогеры, по его мнению, это обычно люди, которые не особенно напрягаются на основной работе. 

"Большая часть блогеров имеет постоянное место работы, – объясняет Рустам Ниязов. – И судя по их вещанию в интернете, на работе их несильно гоняют. Естественно, если человек работает и хорошо зарабатывает, то у него не будет времени, чтобы активно вести блог. Следовательно, наши успешные блогеры – на самом деле не очень успешные работники. Они могут зарабатывать рекламой каких-то гаджетов, отправиться за счёт рекламодателя в блог-тур и так далее. Всё это делается за счёт работодателя, который оплатил ему рабочее место и интернет. Это признак общего неблагополучия нашей трудовой культуры. Мы на работе не дорабатываем". 

В Комитете государственных доходов нам пояснили, что если блогер извлекает пользу из своей деятельности, то он в общем-то должен платить налоги, как и любой предприниматель. Однако наши интернет-гуру пока что этого не делают. 

Рустам Ниязов в этом вопросе на стороне блогеров, он считает, что налоговикам стоит сначала пополнить казну за счёт других неплательщиков. 

"Я бы предложил законодателям начать с более общественно значимых людей, – считает Рустам Ниязов. – Я уверен, что к нашим блогерам налоговики должны прийти в последнюю очередь. У меня всегда найдутся вопросы к нашим налоговикам, если они вдруг решат обложить налогами блогеров". 

В августе текущего года в Казахстане составили топ самых популярных блогеров. Первое место по количеству подписчиков завоевал Нуртас Адамбай. 

В тройке самых читаемых казахстанцев с тридцатью и более тысячами подписчиков оказались Аружан Саин и Алишер Еликбаев. Популярная телеведущая Баян Есентаева удерживает четвёртую позицию.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров