Прямой эфир Новости спорта

Ждать ли абонентам "Казахтелекома" перерасчёт за навязанные модемы и может ли монополист менять тарифные планы без ведома потребителей

Фото Depositphotos.com
Фото Depositphotos.com
В Агентстве по защите и развитию конкуренции дали разъяснения о модемах "Казахтелекома" и ответили на вопросы читателей портала.

В июне 2023 года Агентство по защите и развитию конкуренции сообщило, что "Казахтелеком" как субъект естественной монополии незаконно навязывал потребителям аренду своих модемов при подключении к интернету. Антимонопольное ведомство направило уведомление компании о необходимости устранения нарушений.

После этого на сайте "Казахтелекома" появилось сообщение о том, что аренда модема – теперь лишь право, которым можно воспользоваться.

"Если для предоставления услуги требуется соответствующее абонентское оборудование, то абонент может его арендовать. Если у него есть абонентское оборудование, приобретённое в "Казахтелекоме" или у третьих лиц, абонентская плата за предоставление оборудования не взимается", – говорится в сообщении на сайте компании.

В компании добавили, что абонент может купить у неё новый модем за 47,5 тысячи тенге. Или по-прежнему платить арендную плату за пользование оборудованием от "Казахтелекома", размер которой составляет 400 тенге в месяц.


Читайте также: Как вернуть "Казахтелекому" арендованный модем


За расчётом – в суд

Редакция Informburo.kz обратилась за дополнительными разъяснениями в Агентство по развитию и защите конкуренции. В частности, поинтересовались, будет ли произведён перерасчёт за навязанную ранее потребителям услугу. В ответе за подписью заместителя председателя агентства Ерлана Альжана прозвучало следующее:

"Вопросы возврата и перерасчёта оплаты за оказанные услуги относятся к категории гражданско-правовых споров, разрешение которых осуществляются в соответствии с нормами гражданского законодательства".

В агентстве не смогли оценить, какой доход удалось получить национальной компании благодаря взиманию с потребителей платы за аренду модемов в обязательном порядке.

В ведомстве пояснили, что "согласно требованиям Предпринимательского кодекса при наличии признаков злоупотребления доминирующим или монопольным положением (за исключением монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен) антимонопольный орган направляет субъекту рынка уведомление без проведения расследования. Антимонопольный орган выносит решение о проведении расследования, если субъектом рынка не прекращены действия (бездействие), указанные в уведомлении".

В агентстве напомнили, что уведомление АО "Казахтелеком" исполнило добровольно, поэтому оснований для назначения расследования не появилось. А информация о доходе от сдачи в аренду модемов (для последующего расчёта административного взыскания) может быть истребована только в рамках антимонопольного расследования.

Вопросы читателей

В официальный запрос включили и вопросы казахстанцев, которые часто задают в соцсетях на страницах Informburo.kz в связи с правомерностью действий "Казахтелекома".

Один из вопросов, в частности, касался возможности отказа потребителя от трёхгодичного договора с "Казахтелекомом" на предоставление услуг связи и интернета. Читатели портала рассказывали о спорных ситуациях, когда потребитель в услугах телекоммуникационной компании не нуждался (к примеру, переехал к детям), а монополист отказывался останавливать действие договора, угрожая штрафом.

"Согласно пункту 4 Правил оказания услуг связи (далее – Правила) услуги доступа к интернету оказываются на основании договора или публичного договора об оказании услуг связи. Споры, возникающие из договора, решаются путём переговоров. В случае недостижения соглашения споры подлежат разрешению в судах Республики Казахстан", – сообщили в Агентстве по развитию и защите конкуренции.

Наконец, в Агентстве по развитию и защите конкуренции прокомментировали правомерность увеличения тарифов и включение в тарифные планы дополнительных услуг, на что часто жалуются казахстанцы. Антимонопольщики напомнили, что согласно подпункту 13 пункта 93 Правил, при оказании услуг доступа к интернету оператор услуг изменяет условия тарифного плана и/или упраздняет тарифный план, уведомив абонента об этом посредством телефонного звонка или короткого текстового сообщения и при необходимости письменно – не позднее, чем за тридцать календарных дней до введения их в действие.

"При этом повышение тарифа на услугу доступа к сети интернет в связи с изменением объёма включённых в тарифный план услуг, производится с согласия (заявления) абонента, полученного посредством телефонного звонка, а также через автоматическую систему обслуживания. С учётом требований Правил, полагаем, что подключение дополнительных услуг должно осуществляться только с согласия абонента", – подчеркнули в агентстве.

Новости партнеров