1 февраля в Нур-Султан прибыл с визитом государственный секретарь Соединённых Штатов Америки Майкл Помпео. 2 февраля он провёл несколько встреч в столице Казахстана – с Первым Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, президентом Касым-Жомартом Токаевым и министром иностранных дел Мухтаром Тлеуберди. В центре обсуждения на всех встречах было экономическое и политическое сотрудничество двух стран.
Этот визит стал предпоследним в турне госсекретаря США по странам постсоветского пространства: ранее он посетил Украину и Беларусь и уже вечером 2 февраля отправился в Узбекистан.
Эксперты отмечают, что постсоветский регион, за исключением Украины, всё ещё не находится в списке приоритетов внешней политики Соединённых Штатов. Однако Вашингтон хотел бы сохранить своё влияние в регионе, где активны его геополитические конкуренты – Россия и Китай.
Какова истинная цель визита Майкла Помпео в Казахстан и чего он смог здесь добиться? В этих вопросах разбирался informburo.kz.
Визиты Помпео: без прорыва для Украины, но с новой стратегией для Центральной Азии
Государственный секретарь США возглавляет Государственный департамент страны – это аналог казахстанского Министерства иностранных дел. Госсекретарь в данном случае служит главным дипломатом и представителем страны за рубежом. Эту должность с апреля 2018 года занимает Майкл "Майк" Помпео, ранее он работал главой Центрального разведывательного управления Штатов (ЦРУ).
На посту госсекретаря он отметился, например, выходом США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В декабре 2018 года Майкл Помпео заявил о продолжающихся нарушениях соглашения со стороны России, о чём говорили ещё в администрации предыдущего президента Штатов Барака Обамы. В августе 2019-го договор окончательно прекратил своё действие.
Кроме того, Майкл Помпео признал поставки американского оружия для Вооружённых сил Украины во время конфликта на востоке страны. При этом он критиковал администрацию Барака Обамы за бесхребетную политику на Украине.
Это государство, к слову, стало первым в нынешнем турне госсекретаря США. 30 января он прибыл в Киев, затем отправился в Минск и Нур-Султан. Завершающей точкой стал Ташкент. Поездка должна была состояться ещё в начале января, но была отложена из-за обострения отношений между Штатами и Ираном.
Читайте также: Как обострение конфликта между США и Ираном может повлиять на Казахстан?Визит всё же состоялся спустя месяц и во многом, по мнению эксперта Института мировой экономики и политики Лидии Пархомчик, был наполнен символизмом.
Во-первых, говорит эксперт, визит в Киев был призван продемонстрировать сохранение поддержки Вашингтоном доверительных взаимоотношений с украинскими властями. И хотя стороны не сообщили о достижении прорывных договорённостей, был важен сам факт проведения переговоров на фоне внутриполитической напряжённости в США, вызванной "Украинагейтом". Именно на фоне последнего усилился риск импичмента нынешнего президента Штатов Дональда Трампа.
Во-вторых, визит главы внешнеполитического ведомства США в Беларусь подтверждает стремление Вашингтона наладить отношения с Минском. Такие усилия, считает Лидия Пархомчик, говорят о смене подхода Белого дома к Беларуси. Президента последней, напомним, во время президентства Джорджа Буша-младшего стали называть последним диктатором Европы. Сейчас, очевидно, наметилось изменение этой парадигмы.
Что касается визитов в Казахстан и Узбекистан, то они должны ознаменовать старт обновлённой стратегии Вашингтона в отношении стран Центральной Азии. При этом в центре внимания Штатов по-прежнему остаётся региональная диалоговая платформа "С5+1", которая начала работать ещё при администрации Барака Обамы. Основная тема переговоров такого формата – обсуждение вопросов безопасности вокруг пяти центральноазиатских республик: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана. К слову, на последней встрече, которая прошла 3 февраля в Ташкенте, стороны договорились расширять диалог по угрозам, исходящим от иностранных террористов-боевиков, и обмениваться передовым опытом по противодействию терроризму и насильственному экстремизму. Другими словами, основной темой так и осталась сфера безопасности.
"Вашингтон продолжает видеть в Казахстане не только надёжного торгового партнёра, но и важного союзника в вопросе поддержания стабильности и безопасности в Центральной Азии. (…) Миротворческие инициативы Казахстана всегда получали высокую оценку американской администрации", – говорит Лидия Пархомчик.
Нур-Султан и Вашингтон будут и дальше сотрудничать по вопросам урегулирования ситуации в Афганистане и противодействия терроризму и экстремизму, подчеркнула эксперт ИМЭП в разговоре с informburo.kz.
О чём говорили в Нур-Султане?
В столице Казахстана 2 февраля Майкл Помпео провёл целый ряд встреч (в порядке очерёдности): с министром иностранных дел Мухтаром Тлеуберди, президентом Касым-Жомартом Токаевым и Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Темы переговоров "за закрытыми дверями" неизвестны, поэтому предположения можно строить только на публикациях пресс-служб "Акорды" и "Библиотеки", а также заявлениях на совместной пресс-конференции Мухтара Тлеуберди и Майкла Помпео.
Там всё сводилось к взаимным заверениям о продолжении партнёрства главным образом в сферах экономики, инвестиций и безопасности. В сообщениях по итогам встреч с Нурсултаном Назарбаевым и Касым-Жомартом Токаевым говорится, что стороны обсуждали безопасность и новые перспективы экономического сотрудничества. Президент Казахстана, например, заявил о желании провести встречу с Дональдом Трампом в любой точке планеты, но предпочтительным вариантом назвал всё же Казахстан.
Читайте также: Washington Calling: что интересует США в Центральной АзииБольше ясности в цели визита Майкла Помпео вносит его совместная пресс-конференция с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди. Последний назвал отношения между двумя странами расширенным стратегическим партнёрством, основанным на доверительных и предсказуемых отношениях. Выражается это, по словам министра, в следующем:
- в сфере безопасности примером партнёрства стало проведение операции "Жусан" по возвращению в Казахстан граждан с территории Сирии и Ирака;
- продолжается диверсификация инвестиционных отношений между нашими странами. Казахстан рассматривает США как источник инвестиций и новых технологий. Например, в конце 2019 года в страну удалось привлечь американского сельскохозяйственного гиганта Tyson Foods;
- Государственный департамент США старается избежать распространения санкций на юридические и физические лица Казахстана.
Майкл Помпео также отметил важность экономического сотрудничества, но всё же больше говорил об уже реализованных проектах. Например, о нефтегазовом секторе, где работают американские компании "Шеврон" и "Эксон мобил". В целом выступление Майкла Помпео можно свести к следующему:
- Штаты приветствуют программу реформ Касым-Жомарта Токаева, направленную на укрепление экономического развития, демократии и повышение доверия общества к властям;
- крупные американские компании продолжают инвестировать в нефтегазовый сектор. Партнёрство такого типа позитивно для народов двух стран;
- США благодарны Казахстану за постоянную поддержку усилий по установлению мира в Афганистане;
- Казахстан является одним из лидеров по возвращению своих граждан из Ирака и Сирии.
При этом госсекретарь отдельно остановился на ситуации с защитой прав человека в Китае. По его словам, США обращаются ко всем странам с призывом присоединиться и потребовать закончить эти репрессии. В этот же день, напомним, Майкл Помпео встретился с семьями людей, которые содержатся в лагерях перевоспитания в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Читайте также: Что СМИ рассказали о китайских "воспитательных лагерях" для уйгуров?"Мы обсудили вопросы торговли людьми, тяжёлую участь более 1 млн мусульманских уйгуров и этнических казахов, которые находятся в интернированных лагерях Синьцзяна в КНР возле границы с Казахстаном. (…) Мы призываем обеспечить безопасное убежище для беженцев из Китая", – сказал Майкл Помпео.
Разберём экономические и политические аспекты сотрудничества в отдельности.
Как Казахстан и США сотрудничают в экономике?
Экономическое сотрудничество Казахстана и США началось ещё в 1990-х годах. Сейчас в республике действуют около 500 компаний с участием американского капитала.
"На заре независимости нами было заключено соглашение с компанией "Шеврон". С этого момента американские инвестиции пришли в Казахстан. Сегодня у нас функционируют 410 совместных предприятий. Объём американских инвестиций превысил 45 млрд долларов", – отметил Нурсултан Назарбаев на встрече с Майклом Помпео.
Действительно, самые известные проекты сосредоточены в энергетическом секторе страны. Например, в 1993 году было подписано соглашение об образовании совместного казахстанско-американского предприятия по разработке Тенгизского месторождения. Так появилась компания "Тенгизшевройл", которая оперирует крупнейшим по добыче нефти месторождением страны. Об этом и напомнил Майкл Помпео во время пресс-конференции 2 февраля.
"Крупные американские компании, такие как "Шеврон" и "Эксон мобил", продолжают инвестировать в нефтегазовый сектор и ваше будущее. Они берут на работу граждан Казахстана и помогают в экспорте продукции. Партнёрство такого типа позитивно для наших народов и оно обеспечивает укрепление экономических связей Казахстана не только с США, но и с регионом", – сказал госсекретарь США.
Из будущих проектов был упомянут лишь приход на казахстанский рынок крупнейшего американского производителя мяса – Tyson Foods. Эта компания намерена инвестировать до 5 млрд долларов в строительство трёх заводов по переработке мяса на территории республики.
Здесь следует отметить, что новых сфер для сотрудничества Казахстана и США в экономике не так много. Например, сегодня Штаты являются одним из крупнейших в мире производителей нефти, поэтому в энергетике добиться прорыва едва ли получится.
Но оно может продолжиться в других отраслях. Во время официального визита Первого Президента Нурсултана Назарбаева в США в январе 2018 года были подписаны 24 контракта на сумму около 7 млрд долларов. Среди них были, например, договор о поставках шести новых самолётов Boeing 737 MAX 8 и трёх Boeing 787 Dreamliner за 1,3 млрд долларов, два соглашения на 900 млн долларов на поставку и сервисное обслуживание американских маневровых тепловозов и пассажирских локомотивов. Также была достигнута договорённость с биржей NASDAQ и компанией Goldman Sachs о сотрудничестве на базе Международного финансового центра "Астана".
И если NASDAQ и Goldman Sachs уже активно участвуют в развитии МФЦА, то с остальными соглашениями всё не так однозначно. Например, под вопросом поставка самолётов Boeing модели 737 из-за приостановки их эксплуатации по всему миру.
Однако в Штатах настаивают, что строить бизнес лучше именно с американскими компаниями. Так, на пресс-конференции 2 февраля Майкл Помпео намекнул, что Казахстан свободен в выборе того, с бизнесом каких стран ему работать, но партнёрство с американцами, по его мнению, всё же было бы лучшим выбором.
"Мы полностью поддерживаем свободу выбора Казахстана в том, с какими странами он хочет вступать в деловые отношения. Но я уверен, что партнёрство с американскими компаниями обеспечит лучшие результаты для любой страны. Эти очень хорошие сделки создают рабочие места, прозрачность контрактов и не имеющие себе равных обязательства обеспечивают качество работы. Именно так работает американская система", – сказал госсекретарь Соединённых Штатов.
Однако руководитель Азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев отмечает, что заявления Майкла Помпео по поводу выбора бизнес-партнёров могут иметь чёткую цель – это продолжение противостояния США и Китая. Эксперт обращает внимание, что главной стратегической линией во внешней политике нынешней администрации Белого дома остаётся конкуренция с Поднебесной.
"Приезжает государственный секретарь и говорит, что американские компании хорошие, а китайские плохие. При этом не предлагается альтернативных инструментов, нет приведённых "за ручку" американских инвесторов, которые говорят, что готовы инвестировать туда, куда инвестирует Китай, но их туда не пускают. Просто приезжает человек и говорит, что Китай плохой. При этом Китай является крупным инвестором и торговым партнёром Казахстана. Это выглядит наивно", – сказал Александр Габуев в разговоре с informburo.kz.
В политике – линия противоборства с Китаем
Эксперт напоминает, что у США сохраняется озабоченность по поводу того, как Китай продвигает свои интересы в континентальной Евразии и в Центральной Азии в том числе. Поэтому и визит Майкла Помпео, по мнению Александра Габуева, можно рассматривать как элемент выстраивания некой системы сдерживания КНР.
"Нужно было показать, что у США есть некий стратегический курс и они его придерживаются, всё равно будут держать свой флаг в этом регионе", – отмечает Александр Габуев.
Отнести сюда можно и прошедшую встречу Майкла Помпео с семьями людей, содержащихся в китайских лагерях перевоспитания. По мнению эксперта, это может быть элементом давления на Китай и пропаганды.
Политический обозреватель Газиз Абишев также отмечает, что регион Центральной Азии не находится в списке приоритетов США.
"Относительно спокойный регион, из которого во внешний мир не экспортируются экстремизм, терроризм, наркотики и оружие. Местные режимы справляются с поддержанием порядка на своих территориях, да и ладно. Тем более что прагматичные республиканцы особенно сильно не заморачиваются с состоянием демократии и прав человека, не сильно придираются в этих вопросах к странам, если американские интересы не находятся под прямой угрозой", – отметил Газиз Абишев.
Вместе с тем, говорит политический обозреватель, серией визитов Майкла Помпео Соединённые Штаты прощупывают на постсоветском пространстве почву на предмет поддержания и возможного расширения своего влияния.
"В регионе, как известно, активны геополитические соперники США – Россия и Китай, и американцы естественным образом хотели бы так же сохранить влияние", – подчёркивает Газиз Абишев.
Здесь следует вспомнить о словах Майкла Помпео по скорому объявлению новой стратегии Вашингтона в отношении стран Центральной Азии. Пока неизвестно, какой она будет, но очевидно, что сосредоточена она будет вокруг диалоговой площадки "C5+1". Фактически это означает сохранение прежней политики Штатов, и изменений ждать не стоит, пока Центральная Азия не окажется на передовой американских интересов.
Казахстан в отдельности, по мнению Газиза Абишева, мог бы быть интересен США с точки зрения наличия обширных границ с Россией и Китаем – как плацдарм для давления на обе державы. Но республика находится под "плотной опекой России и Китая", а официальный Нур-Султан относится к вопросу поддержания баланса в своей внешней политике чрезвычайно скрупулёзно. В Госдепартаменте, говорит Газиз Абишев, это понимают и не рассчитывают на слишком многое: Казахстан делает максимум из возможного в текущих условиях для сотрудничества с Западом.
UPD. 5 февраля на сайте Государственного департамента США была опубликована новая стратегия страны в отношении региона Центральной Азии. В ней обозначены шесть приоритетов, которые в основном касаются вопросов безопасности и связаны с Афганистаном, один приоритет направлен на стимулирование в государства ЦА американских инвестиций. Основным диалоговым форматом остаётся площадка "C5+1". Узнать больше о стратегии можно здесь.