Прямой эфир Новости спорта

WTOм числе: во сколько обходится Казахстану транзитный спор между Украиной и Россией

Фото с сайта youtube.com
Фото с сайта youtube.com
Украинский иск во Всемирную торговую организацию в очередной раз заставляет задуматься, сколько именно мы теряем от чужой торговой войны

Чужие разборки

9 февраля Украина потребовала от Всемирной торговой организации (далее - ВТО) создать панель арбитров для рассмотрения дела об ограничении Россией транзита украинских товаров в Казахстан и Киргизию. Сообщение об этом на своём официальном ресурсе разместило Министерство экономического развития и торговли Украины.

К слову, Украина начала оспаривать процедуру транзита в страны Центральной Азии ещё в сентябре 2016 года, запросив в рамках ВТО консультации по данному вопросу. Киев счёл, что ограничения противоречат обязательствам России, взятым при вступлении. При этом подачу иска украинская сторона не преминула сопроводить в информационном поле весьма эмоциональным пояснением. Издание газета.ru приводит комментарий заместителя министра экономического развития и торговли Украины Натальи Микольской:

"Мы глубоко убеждены, что торговая агрессия России и в том числе неправомерные действия по ограничению транзита (а де-факто - почти полный запрет) из Украины в третьи страны должны получить объективную оценку экспертов ВТО и, безусловно, должны быть отменены".

Напомним предысторию вопроса: с 1 января 2016 года президент России Владимир Путин приостановил действие договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. После чего грузы из этой страны могли идти через Россию транзитом в Казахстан только через Беларусь при наличии пломб или меток, в том числе ГЛОНАСС, и специальных учётных талонов у водителей. Позже эти ограничения продлили до конца 2017 года, а к Казахстану добавили ещё и Киргизию. Сейчас украинские товары ввозятся в РФ только через пропускные пункты: автомобильный – Красное и железнодорожный – Смоленск-Сортировочный, а на территорию Казахстана – через станцию Озинки и два мобильных пограничных перехода.


Заполнение транзитных документов

Заполнение транзитных документов / Фото с сайта sud.ua


По мнению Киева, это увеличило маршрут и стоимость поставок. Как сообщает Минэкономразвития Украины, ограничения негативно отразились на 79% экспортных поставок в Казахстан и на 95% – в Киргизию. Все потери от действий российской стороны украинская оценила в 400 млн долларов. При этом ранее, ещё в январе заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань заявлял, что Украина потеряла около 1 млрд долларов из-за ограничений транзита по территории России:

"Потери из-за ограничений транзита по территории России составляют более миллиарда долларов - это около 2% ВВП. Это прямые потери экспортёров, которые потеряли рынки, а ещё это потери перевозчиков".

Издание "Коммерсант" сообщило, что, по мнению российских юристов, суд ВТО будет рассматривать данный иск три-четыре года. Также эксперты уверены, что "в рамках ВТО Украина не может взыскать ущерб, равно как и не может рассчитывать на компенсацию. Вероятнее всего, спор закончится формальным признанием или непризнанием нарушения".

Новость о подаче украинского иска прокомментировал и официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. По его словам, Россия применит процедуры, предусмотренные международным правом, в связи с украинским иском:

"Существуют предусмотренные международным правом методы и способы защиты интересов РФ, которые будут применяться в данном случае, равно как и в других аналогичных".

Пока дружественные нам государства затевают серьёзную торговую войну и затяжной судебный процесс, портал informburo.kz попытался понять, чем иск в ВТО может обернуться для казахстанской экономики.

Считать и защищать

Экономист Рахим Ошакбаев считает, что и Казахстану не лишним было бы подсчитать свои потери от транзитных ограничений:

"Размер ущерба я не считал, безусловно, ущерб есть, как минимум, вследствие того, что постоянно присутствуют ограничения и риски, связанные с транзитом товаров через территорию России, особенно если они следуют из Украины. В своё время было обострение поставок товаров из Европы, из Турции. Особенно тех, которые попадали или было подозрение, что попадают в так называемый антисанкционный список, который сделала Россия в ответ на введённые против неё санкции. Тем не менее юридически совершенно очевидно, что казахстанский транзит страдать в этой ситуации не должен был, поскольку базовые условия свободы перемещения транзита заложены в Евразийском договоре".


Очереди у пунктов пропуска на границе с РФ

Очереди у пунктов пропуска на границе с РФ / Фото с сайта uralskweek.kz


По мнению собеседника, многие уже сегодня понимают, что иск Украины к России в суд ВТО – это больше ритуальная вещь. Шансы на то, что это даст реальный эффект, исчезающе малы, но Украина хотя бы пытается активно защищать свои интересы, в то время как официальная Астана о потерях из-за действий России говорила слишком мало:

"К сожалению, те, кто уполномочен на эти вопросы реагировать, хранят молчание. Возможно, это наша такая политическая традиция либо неполное добросовестное выполнение своих обязанностей, о чём можно только сожалеть. По моим ощущениям, я не думаю, что сейчас происходит какое-то внятное артикулирование интересов казахстанского бизнеса в рамках Евразийского союза. Потому что подавляющее большинство тех проблемных вопросов, которые поднимали общественный сектор, бизнесмены, Национальная палата предпринимателей в последнее время, не были решены в полной мере. Посмотрите статистику, посмотрите, сколько было публичных обращений, и сколько их транслировал уполномоченный орган в комиссию и в суд. По статистике суда ЕАЭС в Минске вы увидите практически полное отсутствие активности".

Ошакбаев отметил, что будет сильно удивлён, если Казахстан юридически станет одной из сторон транзитного спора между Украиной и Российской Федерацией.

"В череде казахстанских проблем, проблем казахстанской экономики Евразийский экономический союз сейчас не находится в первой тройке, в первой пятёрке. У нас накопилось очень много внутренних структурных проблем. И, соответственно, решение этих проблем лежит не в Москве, а у нас здесь".

Торговые войны нам не нужны

Кто и сколько потерял из-за российско-украинских споров, пусть считают в ВТО. Казахстану сегодня не нужно участвовать в чужой торговой войне. Такого мнения придерживается директор НИИ инновационной экономики Магбат Спанов. По его мнению, надо продолжать сотрудничество с обеими странами:

"В этом споре Казахстану делать нечего, пусть разбираются сами. Конечно, наши потери от российских ограничений можно подсчитать, но ведь существует транзитное направление грузов через Каспий. Да, это пока недёшево, но альтернатива есть. Нам важны обе страны. Не будем забывать о том, что в отношениях с каждой из них мы обязаны защищать, прежде всего, свои национальные интересы и делать так, как выгодно, в первую очередь именно Казахстану".


Порт Актау

Порт Актау / Фото с сайта unikaz.asia


В тот самый транскаспийский маршрут для товаров и грузов наша страна сегодня солидно вкладывается. Чего стоят, к примеру, многомиллиардные проекты - модернизация порта Актау и строительство паромного комплекса в Курыке. По мнению некоторых экспертов, регулярные проблемы с транзитом через территорию России заставляют Казахстан развивать и другие направления. Глава НИИ инновационной экономики Магбат Спанов уверен:

"Отношения между тремя странами – Казахстаном, Россией и Украиной - в разные периоды времени отличались кардинально. Сейчас между нашими партнёрами идёт торговая война, а 10 лет назад шла речь о создании зернового ОПЕК с участием трёх стран. Представьте – Астана, Москва и Киев контролировали бы, по сути, большую часть мирового рынка зерна. Но – не случилось. Поэтому нельзя исключать, что через некоторое время противостояние между Россией и Украиной закончится, а мы с обеими странами сохраним партнёрские отношения".

Тонкости политеса

Назначенный в декабре 2016 года министром национальной экономики Тимур Сулейменов на предыдущем посту, между прочим, более 4 лет проработал в Москве. И, что самое интересное: трудился выпускник программы «Болашак» членом (министром) коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии. А занимался Сулейменов как раз развитием предпринимательства в ЕАЭС и, наверное, весьма хорошо осведомлён, какие потери несёт казахстанский бизнес из-за спорных решений российской стороны в вопросах транзита.


Министр национальной экономики Тимур Сулейменов

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов / Фото с сайта enw-fond.ru


Портал informburo.kz охотно верит, что подробные отчёты о непростой транзитной истории по итогам 2016 года министру национальной экономики были предоставлены. Вот только само ведомство не спешит их публиковать. Возможно, опасаясь публичного выяснения отношений официальных Астаны и Москвы. А может и вовсе - МНЭ РК не хочет подобными цифрами лишний раз огорчать граждан, речь всё же идёт о потерях. Иногда, как говорят, лучше промолчать. Только вот от молчания проблемы почему-то сами собой не решаются.

Поделиться:

Новости партнеров