Реконструкция была запланирована давно, так как в последний раз она проводилась около 20 лет назад. Теперь, как утверждают в руководстве аэропорта, решена самая неприятная проблема, вызванная климатическими особенностями в зимнее время. Сильные туманы зачастую становились причиной ухода самолётов на запасные аэродромы. О деталях проекта и перспективах развития важнейшего транспортного узла Казахстана – в репортаже informburo.kz.


Международный терминал Алматинского аэропорта

Международный терминал Алматинского аэропорта / Фото Григория Беденко

На сегодняшний день Алматинский международный аэропорт и Международный аэропорт имени Ислама Каримова в Ташкенте считаются крупнейшими в Центральной Азии. Между этими серьёзными в инфраструктурном плане воздушными узлами в постсоветские времена идёт достаточно жёсткая конкурентная борьба. Узбекистан в своё время сумел грамотно построить политику развития своего национального авиаперевозчика – компании "Узбекистон хаво йуллари" и фактически создал в Ташкенте центрально-азиатский транспортный хаб, связанный с пассажирскими авиаперевозками.


Тохтар Аубакиров был главным гостем на презентации обновленной ВВП

Тохтар Аубакиров был главным гостем на презентации обновлённой ВПП / Фото Григория Беденко

Ситуация изменилась в сентябре 2008 года, когда в Алматинском международном аэропорту была введена в строй вторая полоса, позволившая обслуживать тяжёлые грузовые самолёты. Условия, предоставлявшиеся воздушной гаванью, оказались весьма привлекательными для авиакомпаний, практикующих грузовые авиаперевозки, а также операторов рынка логистики, таких как DHL, UPS и других. Развитию аэропорта в целом благоприятствовало его географическое положение. Узел очень удачно расположен на пути транзитных рейсов из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно. Здесь было удобно осуществлять посадки для дозаправки топливом.


На торжественную церемонию пригласили алматинских журналистов

На торжественную церемонию пригласили алматинских журналистов / Фото Григория Беденко

Однако менее чем через 10 лет после удачного старта проявились серьёзные инфраструктурные проблемы. Первая и самая болезненная связана с климатическими особенностями региона. Аэропорт расположен на равнине в предгорьях Заилийского Алатау. В зимнее время здесь происходит явление, называемое приземной инверсией температуры. На высоте воздух становится тёплым, а не холодным, как должно быть. В результате опустившийся с гор холодный бриз оказывается как бы придавленным к земле тёплыми слоями воздушного бассейна. Из-за низкой скорости ветра тёплые и холодные массы воздуха вступают в прямой контакт с образованием настолько плотных туманов, что видимость падает почти до нуля.


Аким Алматы Бауыржан Байбек с интересом разглядывал оснащение аэропорта

Аким Алматы Бауыржан Байбек с интересом разглядывал оснащение аэропорта / Фото Григория Беденко

Это явление всегда было головной болью наших авиаторов, а из-за тумана произошло несколько авиакатастроф: самая последняя – в 2013 году, когда при посадке разбился самолет CRJ 200 авиакомпании Scat. Перед этим проблему попытались радикально решить еще в ноябре 2011-го. Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Комитета гражданской авиации Минтранскома РК провели сертификацию аэродрома на соответствие метеоминимуму по категории IIIB ICAO. Это поставило транспортный узел в один ряд с лучшими аэропортами мира по техническому оснащению. Категория IIIB ИКАО была впервые установлена на постсоветском пространстве.


Обновленная взлетно-посадочная полоса

Обновлённая взлётно-посадочная полоса / Фото Григория Беденко

Прежде всего категория IIIB предполагает монтаж в аэропорту дополнительного навигационного оборудования и систем автоматической посадки, оснащение взлётно-посадочной полосы специальным светосигнальным оборудованием и применение специальной техники по обработке как полосы, так и стоянок самолётов в зимнее время от снега и льда. В этом году дело дошло и до реконструкции одной из двух ВПП, которая была построена ещё во времена СССР, а капитальный ремонт и переоснащение проходила в конце 90-х.


Новое светосигнальное оборудование немецкой компании Lucebit

Новое светосигнальное оборудование немецкой компании Lucebit / Фото Григория Беденко

Реконструкцию провели в короткие сроки – с мая по ноябрь. За счёт частных инвестиций полностью заменили покрытие по всей длине полосы, построены две новые скоростные рулёжные дорожки, установлена новая светосигнальная система, полностью заменено всё электрооборудование. У модернизированной ВПП значительно увеличена несущая способность покрытия, и теперь будут сняты ограничения по количеству и массе принимаемых воздушных судов.

Как утверждают в руководстве аэропорта, в следующем году после стыковки двух новых скоростных рулёжных дорожек, соединяющих первую и вторую ВПП, значительно увеличится пропускная способность – количество взлётно-посадочных операций на аэродроме возрастёт с 13 до 24 в час, поскольку самолёты будут быстрее уходить с полос.


Навигационные светильники выглядят весьма эстетично

Навигационные светильники выглядят весьма эстетично / Фото Григория Беденко

Установленная светосигнальная система немецкой компании Lucebit отвечает требованиям категории IIIB Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Она позволит принимать самолёты в условиях ограниченной видимости (при горизонтальной видимости не менее 75 м, вертикальной – 0 м). То есть фактически аэропорт станет всепогодным. Было заменено и всё электрооборудование полосы. Силовые трансформаторы, кабельные линии и распределительные устройства переведены с напряжения 6 кBт на 10 кВт. Это должно улучшить надёжность электроснабжения. Установили также 2 новых дизель-генератора, которые обеспечат бесперебойную работу светосигнального оборудования в случае перебоев с электроснабжением.


Первая посадка на обновленную полосу

Первая посадка на обновлённую полосу / Фото Григория Беденко

– Хочу отметить очень хорошее состояние полосы, она стала очень ровной, – сообщил пилотировавший Boeing 757 вице-президент Air Astana Ербол Оспанов. – Мы когда по ней назад разворачивались, я специально разогнал самолёт – никакой тряски, мягко идёт. Удачно всё сделали. Это отличный подарок всему Казахстану и прежде всего всем алматинцам. Лето было напряжённое – шли эти работы, много было неудобств. Думаю, сейчас пропускная способность аэропорта значительно возрастёт.


Ербол Оспанов, вице-президент Air Astana выходит из самолета после посадки на обновленную полосу

Ербол Оспанов, вице-президент Air Astana, выходит из самолёта после посадки на обновлённую полосу / Фото Григория Беденко

– Что сейчас может помешать посадке самолёта?

– В былые времена мы уходили на запасные аэродромы практически всю зиму – не могли сесть. Сейчас помешать посадке может только полное отсутствие погоды: к примеру, видимость ниже 70 метров. Но таких условий в Алматы, с его капризным климатом, в год всего 18 суток максимум. Подобные полосы есть во Франкфурте – там 2 полосы категории IIIB, в Лондоне есть. Практически везде так оснащены аэродромы в Европе, где есть зима и лето. В Юго-Восточной Азии практически нет таких полос. А по аэронавигационному обслуживанию Алматинский аэропорт сейчас не отстаёт от европейских.


Айбол Бекмухамбетов, президент АО “Аэропорт Алматы” и аким Бауыржан Байбек

Айбол Бекмухамбетов, президент АО "Аэропорт Алматы", и аким Бауыржан Байбек / Фото Григория Беденко

– Стоимость проекта 5,9 миллиарда тенге, что составляет $17,5 млн, – рассказывает Айбол Бекмухамбетов. – Это частные инвестиции нашего акционера. Габариты полосы – 4400 на 60 метров. Она позволяет принимать все типы воздушных судов с максимальным взлётно-посадочным весом. Что характерно, это полоса оборудована светосигнальным оборудованием категории IIIB. Аналогов такой системы в СНГ нет. До этого полоса была оборудована по категории IIB – горизонтальная видимость 450 метров. Сейчас видимость 75 метров – воздушные суда могут без ограничений приземляться на эту полосу. Вертикальная видимость без ограничений. Раньше воздушные суда приходили в Алматы и при тумане в 200 метров уходили на запасной аэродром. Lufthansa возвращалась в Германию, Air Astana – в Астану. Сейчас проблема снята. Раньше Air Astana терпела убытки – в год до 7,5 млн долларов из-за погоды.


Персонал аэропорта с интересом наблюдал за происходящим

Персонал аэропорта с интересом наблюдал за происходящим / Фото Григория Беденко

– Каковы дальнейшие планы?

– Это только начало. В перспективе увидим строительство нового цеха бортового питания на 26 тысяч порций. Сейчас действующий кейтеринг-центр готовит 5 тысяч порций. Предусмотрено возведение нового VIP-терминала, в будущем – строительство нового пассажирского терминала (это продолжение существующего терминала в сторону 405-го завода). В настоящее время идёт работа на уровне дизайн-проектов. Идёт выбор территории, подрядчика и т.п. В следующем году будет модернизирована и вторая ВПП, то есть наши акционеры вкладывают инвестиции в развитие аэропорта.


Выставка аэродромной техники

Выставка аэродромной техники / Фото Григория Беденко

На самом деле Айбол Бекмухамбетов озвучил очень болезненную для алматинского аэропорта проблему. Территория собственно аэродрома огромная, но основной терминал (международный) построен в таком месте, что расширять его крайне затруднительно, а строить новый – вообще невозможно. Именно по этой причине национальный авиаперевозчик Air Astana решил создавать международный пассажирский хаб в столице Казахстана, где недавно ввели в эксплуатацию новый терминал. Об этом официально заявил президент авиакомпании Питер Фостер в июне на 52-м Парижском авиасалоне Le Bourget. Любопытно, что недостроенное сооружение на территории алматинского аэропорта, возведение которого начали при акиме Алматы Викторе Храпунове, вообще признано непригодным для использования.

Алматинский аэропорта оснащен спецтехникой от европейских производителей

Алматинский аэропорта оснащён спецтехникой от европейских производителей / Фото Григория Беденко

– Недостроенный терминал заканчивать не будут. Он признан ущербным, аналогичные есть в Маниле и в Мумбаи, – заявил Айбол Бекмухамбетов. – Не до конца просчитали проект. Проблема в том, что терминал находится далеко. Необходимо держать два технических состава. Скорее всего, этот терминал будут сносить. Прежде всего Air Astana категорически против, чтобы в этом терминале обслуживаться: воздушные суда надо будет перебуксировать и т.п. Была привлечена компания Lufthansa Consulting, которая также рекомендовала его снести. Нам нужен международный терминал, такой, как в Шереметьево, во Франкфурте и т.п.


Алматинский аэропорт будет реконструироваться

Алматинский аэропорт будет реконструирован / Фото Григория Беденко

Руководитель Алматинского аэропорта также рассказал, как реконструировали покрытие полосы.

– Полосу построили в самые короткие сроки, качественно. Я думаю, что ближайшие 19 лет мы к ней подходить не будем. Генеральным подрядчиком по итогам тендера была выбрана компания "К-Дорстрой". Технический надзор за выполнением всех этапов работ осуществляла компания бюро "Веритас-Казахстан". Новая полоса, которая введена в строй 10 лет назад, будет реконструироваться в следующем году. Полоса покрыта полимерным модифицированным покрытием – это бесшовный асфальтобетон. Для реконструкции в районе аэропорта был развёрнут завод. Старый подземный бетонный слой, так называемый пирог, остался. Далее мы положили 4-сантиметровый выравнивающий слой – сетку-хателит, потом еще около 10 сантиметров полимерно-модифицированного покрытия. Битум омского производства. От земли до поверхности – полтора метра покрытие, состоящее из нескольких слоёв.


Пилоты готовятся к зимней навигации

Пилоты готовятся к зимней навигации / Фото Григория Беденко

– В полной готовности снегоуборочные машины для поддержания аэродрома, восьмиметровые снегоочистители, противообледенительная техника для самолётов с запасом в миллион литров на 1,5 года, и есть сухие смеси-реагенты против обледенения полос. Наша задача – повысить качество и улучшить все показатели сервиса. Аэропорт готов полностью к зимней навигации, – сообщил Айбол Бекмухамбетов.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter