Эти самолеты были переоборудованы в Белоруссии группой специалистов 558-го авиаремонтного завода, расположенного в Барановичах. О преимуществах модернизированных "грачей" – в эксклюзивном репортаже Informburo.kz.


Взлет Су-25 УБМ

Взлёт Су-25 УБМ / Фото Григория Беденко

Этот небольшой дозвуковой самолёт с бронированной кабиной, по признанию авиационных экспертов, на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных фронтовых штурмовиков, когда-либо стоявших на вооружении в разных армиях мира. Впервые Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot ("лягушачья лапа") поднялся в воздух в 1975 году, а его активная эксплуатация началась в 1981-м. Штурмовик, как одна из лучших разработок ОКБ П. Сухого, принимал участие практически во всех локальных войнах последних десятилетий. Во время советского присутствия в Афганистане Су-25 получил в войсках неофициальное название "Грач".


Подготовка к полетам

Подготовка к полётам / Фото Григория Беденко

На базе серийного Су-25 было разработано более десятка модификаций, что позволило расширить спектр выполняемых задач и применять на самолёте различные типы вооружения. В своё время самолёт активно поставлялся на экспорт, и сегодня его применяют в Военно-воздушных силах 23 стран.


Модернизация самолетов включала также капитальный ремонт силовой установки, гидросистемы и других жизненно важных узлов

Модернизация самолётов включала также капитальный ремонт силовой установки, гидросистемы и других жизненно важных узлов / Фото Григория Беденко

Из постсоветских государств Су-25 в различных количествах и степени боеготовности на сегодня есть в России, Украине, Узбекистане, Туркменистане, Белоруссии, Армении и Азербайджане. Грузия сняла их с вооружения в прошлом году. В Казахстане по состоянию на 2017 год стоят на вооружении 12 одноместных боевых Су-25 и две “спарки” – двухместные учебно-боевые самолёты. Именно "спарки" и были модернизированы в первую очередь в соответствии с Программой перевооружения казахстанских ВВС, выполняемой Министерством обороны.


На Су-25 УБМ полностью заменена авионика

На Су-25 УБМ полностью заменена авионика / Фото Григория Беденко

Все наши машины этого класса входят в боевой состав 602-й авиационной базы, расположенной на военной площадке Шымкентского аэродрома. Су-25 – это самолёт, который работает преимущественно по наземным целям. Он предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днём и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.


Своего рода традиция в боевых авиационных частях

Своего рода традиция в боевых авиационных частях / Фото Григория Беденко

Что любопытно, именно на южном стратегическом направлении авиационная составляющая наших Вооружённых сил укрепляется современной техникой, которая в основном должна работать по наземным целям. Об этом мы подробно писали здесь.


“Грач” способен нести до 32 видов авиационного вооружения

"Грач" способен нести до 32 видов авиационного вооружения / Фото Григория Беденко

Вооружение серийного армейского самолёта-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей уничтожение целей различными способами в условиях их визуальной видимости. Су-25 имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом. На восьми из них, рассчитанных на 500 кг, он способен нести бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты, контейнеры с авиационными пушками. На двух остальных – управляемые ракеты "воздух-воздух" для ближнего боя. Всего на самолёт может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.


Рулежка на полосу

Рулёжка на полосу / Фото Григория Беденко

Cу-25 в настоящее время серийно не производится. Отдельные заказы поступают от ВКС России, которая будет их эксплуатировать как минимум до 2020 года. Ранее самолёт выпускали два авиазавода – Тбилисский производил одноместные, "cпарки" – на предприятии в Улан-Удэ. По данным из разных источников, было серийно произведено около 700 единиц разных модификаций. В части ВКС России к настоящему времени поставлено более 30 модернизированных бортов. До 2020 года планируется переоборудовать около 80 этих боевых машин.


В боевом составе 602-й авиабазы есть также истребители ближнего боя МиГ-29

В боевом составе 602-й авиабазы есть также истребители ближнего боя МиГ-29 / Фото Григория Беденко

Модернизированные в России и Белоруссии серийные боевые Су-25 получили индекс Су-25СМ, двухместные учебно-боевые Су-25УБМ. У этих самолётов полностью заменена авионика с аналоговой на цифровую. Подробно о том, что именно установлено, можно узнать здесь. Именно в такой конфигурации модернизированы казахстанские Су-25.


Габит Умурзаков, капитан, старший летчик авиационного звена

Габит Умурзаков, капитан, старший лётчик авиационного звена / Фото Григория Беденко

– В конце декабря – начале января к нам начали поступать доработанные самолёты Су-25, – рассказывает Габит Умурзаков. – Первыми мы получили "cпарки"– учебно-боевые самолеты. На них полностью изменена авионика. Обновили все приборы. В кабине теперь стоят два МФИ (многофункциональные индикаторы). Посередине поставили прибор ИРП (индикатор резервно-пилотажный). Этот прибор запитывается отдельно от аккумулятора. Если вдруг откажут эти два МФИ, то резервно-пилотажный индикатор будет работать, пока ток от аккумулятора не снизится до 18 вольт. Также полностью изменили прицел – сняли старый, поставили новый. В результате изменились боевые возможности этого самолета.


В небе над авиабазой

В небе над авиабазой / Фото Григория Беденко

– Как именно изменились?

– Раньше на старых самолётах мы работали в основном в ручном режиме – сами заходили на боевой курс, сами целились, на высоте стрельбы нажимали боевую кнопку – стреляли. А на обновлённом самолёте будем работать в автоматическом режиме. Что хорошо, в машинный блок забиваются высота стрельбы, скорость, углы отклонения, углы прицеливания. Наша задача – точно выйти на боевой курс. Далее высчитывает автоматика, и с помощью звуковых сигналов она нам даёт команду на нажатие боевой кнопки.


Обновленный “Грач” выглядит весьма эффектно

Обновлённый "Грач" выглядит весьма эффектно / Фото Григория Беденко

– Изменили авиационное оборудование, радиооборудование и расширили возможности по боевому применению. Двигатели и планер остались без изменений, но двигатели прошли капитальный ремонт – их снимали на заводе.


Посадочная скорость Су-25 УБМ - 210 км/ч

Посадочная скорость Су-25 УБМ - 210 км/ч / Фото Григория Беденко

– Какое дополнительное вооружение теперь можно применять?

– У нас расширился список вооружений, которые мы можем использовать. Теперь мы можем применять КАБы (корректируемые авиационные бомбы). Раньше мы использовали ракеты "воздух-воздух" класса Р-60. Сейчас на обновлённые самолёты можно подвесить Р-73. КАБ – это авиационная бомба, в прицельной части которой стоит телекамера – она управляемая. Изображение с неё выводится на наш МФИ, и мы видим всю картину атаки. Также остались традиционные для этого самолёта виды боеприпасов – неуправляемые ракеты, авиационные бомбы различных калибров и пр.


Жизненное пространство летчика весьма ограничено

Жизненное пространство лётчика весьма ограничено / Фото Григория Беденко

– Насколько изменилась эргономика самолёта?

– В плане эргономики есть и свои плюсы, и минусы. Очень хорошо то, что разные приборы, к примеру, высотомер у нас находится и на МФИ, и на ИРП, и на ИЛСе (индикатор на лобовом стекле) отражается. Минусы в том, что где-то эти приборы маленькие, где-то отсвечивают, где-то нет градировки. Но, в принципе, к этому быстро привыкаешь.


Цифровая приборная панель Су-25 УБМ – два МФИ по краям, ИРП в центре

Цифровая приборная панель Су-25 УБМ – два МФИ по краям, ИРП в центре / Фото Григория Беденко

– Как проходило переучивание c cерийного на модернизированный Су-25?

– Вначале мы прошли теоретический курс, с нами работали специалисты 558-го авиационного завода. Затем были практические занятия в кабине самолёта – нам объясняли, где и что включается, какой прибор откуда питается и пр. Дальше были ознакомительные полёты с лётчиком-инструктором.

В принципе, хороший тренинг должен быть на земле. В полёте первые 10-15 минут просто сидишь и смотришь. В дальнейшем проще, когда уже знаешь, где какие приборы. В течение одного полёта к приборам уже можно привыкнуть. Я на этом самолёте сделал 5-6 вылетов. Уже привык.


Даурен Косанов, командующий военно-воздушными силами СВО ВС РК, генерал-майор

Даурен Косанов, командующий Военно-воздушными силами СВО ВС РК, генерал-майор / Фото Григория Беденко

– Авионика вся цифровая – тактическую обстановку можем отслеживать в комплексе. В плане навигации, самолёт теперь может заходить на любой аэродром – добавлена система ILS международного стандарта, – рассказывает командующий ВВС генерал-майор Даурен Косанов. – Лётчик теперь может запрограммировать в самолёте до 99 поворотных пунктов, выходить на любой поворотный пункт оперативно. Приборы аналоговые убрали. Улучшена эргономика.


Послеполетное обслуживание самолета

Послеполётное обслуживание самолёта / Фото Григория Беденко

– В плане улучшения тактико-технических характеристик: теперь самолёт может выполнять боевое применение, не снижаясь с больших высот и не входя в зону пусков ПЗРК переносных зенитно-ракетных комплексов, – продолжает далее командующий ВВС. – Также машина способна выполнять навигационное бомбометание. Это значит, что цель можно атаковать в любых условиях – и днём и ночью по запрограммированным координатам.


Технический персонал авиабазы также проходил переобучение

Технический персонал авиабазы также проходил переобучение / Фото Григория Беденко

– Мы забиваем координаты в бортовую систему, заходим на эту цель и, даже не видя ее, к примеру, за облаками выполняем бомбометание. Как заверяют нас специалисты 558-го авиазавода, отклонение бомбы от цели при этом составляет плюс-минус десять метров. Это очень хороший показатель. Ещё теперь будет возможно применять корректируемые авиационные бомбы, управляемого оружия класса "воздух-земля" и новые для этого самолёта ракеты "воздух-воздух". В целом обновлённый самолёт значительно отличается от старой модификации.


Тормозные колодки основных стоек шасси так сильно перегреваются при посадке, что их необходимо охлаждать водой

Тормозные колодки основных стоек шасси так сильно перегреваются при посадке, что их необходимо охлаждать водой / Фото Григория Беденко

– Когда вы начнёте тренировки по боевому применению этих самолётов?

– Сейчас идёт процесс переучивания всего лётного состава. Мы уже приступили к полётам в ночное время. Лётчикам надо выполнять "вывозные программы", привыкнуть к этим машинам. Тренировки по боевому применению мы начнём в феврале, когда придут модернизированные боевые самолёты. В этом году придут три боевых самолёта, дополнительно к двум учебно-боевым. Далее в этом году мы готовимся к отправке еще 6 самолётов на модернизацию. После этого отправим оставшиеся.


Перед вылетом

Перед вылетом / Фото Григория Беденко

– Даурен Жуматаевич, что предусмотрено по программе перевооружения ВВС на 2018 год?

– В этом году у нас в планах закуп 4 ударных вертолётов Ми-35М. Они войдут в боевой состав Алматинской авиационной базы. Планируется прибытие пары многофункциональных истребителей Су-30 СМ на авиабазу в Талдыкоргане. Также, как я уже сказал, продолжится модернизация штурмовиков Су-25 Шымкентской авиабазы.


После дневных полетов

После дневных полётов / Фото Григория Беденко

– Мы планируем в этом году отправить на модернизацию наши учебно-тренировочные L-39, которые получат цифровую кабину. Эти самолёты базируются в Балхаше, где расположен учебный центр СВО. Кроме того, эти самолёты сделают учебно-боевыми, добавив к ним кое-какое дополнительное вооружение. Модернизация будет проводиться у нас в Казахстане, на базе ТОО “Казахстанская авиационная индустрия” в Астане. Мы договор заключили с ними, а субподрядчиков они выберут сами.


Специалисты 558-го АРЗ из белорусских Барановичей тренируют казахстанских летчиков

Специалисты 558-го АРЗ из белорусских Барановичей тренируют казахстанских лётчиков / Фото Григория Беденко

– Была информация, что для наших ВВС собираются приобрести китайские военно-транспортные самолёты?

– Да, мы собираемся приобрести транспортники Shaanxi Y-9. Это китайский вариант советского Ан-12, очень глубоко переделанного. Сейчас процесс по приобретению этих самолётов на стадии заключения договоров. Поставку ожидаем через 3 года. Эти самолёты предназначены для доставки и выброса десанта, поэтому в основном будут работать на десантно-штурмовые войска.


Полеты продолжаются в темное время суток

Полёты продолжаются в тёмное время суток / Фото Григория Беденко

– А по другим типам?

– По десантной модификации Ил-76 Министерство обороны сейчас ведёт переговоры, но когда будет подписан контракт, пока неизвестно.

По Як-152 – на сегодняшний день он не принят на вооружение в России, мы ждём, когда они его примут, обкатают. После этого решим. Пока нам хватает наших старых проверенных L-39, которые у нас в достаточном количестве.

Что касается учебно-боевого Як-130, то мы пока тоже отложили решение этого вопроса, так как нам сейчас необходимо ремонтировать и модернизировать боевые самолёты.


Военные авиадиспетчеры на вечерних полетах

Военные авиадиспетчеры на вечерних полётах / Фото Григория Беденко

– В последнее время наша южная авиабаза серьёзно укрепляется. Именно сюда в первую очередь поступает новая и обновлённая авитехника. Почему именно южному направлению столько внимания cегодня?

– Это южный рубеж наших союзных государств и относительно недалеко отсюда неспокойный Афганистан. Как видим, в последнее время там идёт эскалация конфликта. Поэтому мы укрепляем авиационную составляющую в рамках ШОС. Мы недавно летали в Таджикистан на учения. Проходили на боевых самолётах через воздушное пространство Узбекистана. Встретили при этом полное взаимопонимание со стороны узбекского руководства. В случае необходимости мы окажем помощь нашим соседям авиационными средствами.



Лётно-технические характеристики Су-25:

  • Длина – 15,53 м
  • Высота – 4,8 м
  • Размах крыла – 14,36 м
  • Площадь крыла – 30,1 кв. м
  • Масса пустого cамолёта – 9315 кг
  • Нормальная взлётная масса – 14600 кг
  • Максимальная взлётная масса – 17533 кг
  • Нормальная боевая нагрузка – 1400 кг
  • Максимальная боевая нагрузка – 4400 кг
  • Максимальная скорость у земли – 970 км/ч
  • Крейсерская скорость – 750 км/ч
  • Посадочная скорость – 210 км/ч
  • Максимальная дальность полёта у земли – 750 км
  • Максимальная дальность полёта на высоте – 1250 км
  • Радиус действия – 300 км
  • Практический потолок – 7000 м
  • Экипаж – 1-2 человека
  • Запас топлива – 3000 кг.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter