Корреспондент informburo.kz побывал на военном аэродроме Жетыген, который находится в 70 километрах от Алматы. Сегодня здесь проходят лётную практику курсанты Военного института Сил воздушной обороны. Многие из них впервые поднялись в небо самостоятельно, без помощи инструктора.


Подготовка к вылету

Подготовка к вылету / Фото Григория Беденко

О том, как работает учебный авиационный центр Сил воздушной обороны Казахстана, мы подробно писали здесь. В начале 2018 года личный состав центра вместе с техникой перебазировались на аэродром, расположенный в посёлке Жетыген Алматинской области. Необходимость в передислокации возникла в связи с капитальным ремонтом Балхашского аэропорта, в военном секторе которого располагается учебная авиабаза.


Будущий военный лётчик в кабине L-39

Будущий военный лётчик в кабине L-39 / Фото Григория Беденко

Процесс подготовки молодых лётчиков для боевых частей казахстанских военно-воздушных сил не прерывался, и к концу сентября курсанты впервые совершили самостоятельные полёты на учебно-тренировочном L-39. Общий период обучения в Военном институте СВО, который находится в Актобе, составляет четыре года. В процессе подготовки выявляются способности курсанта – на каком типе боевых самолётов он сможет летать после выпуска. Кто-то уходит в части фронтовой авиации и в дальнейшем летает на истребителях или штурмовиках. Кто-то остаётся в военно-транспортной авиации.


Вылет с инструктором

Вылет с инструктором / Фото Григория Беденко

Полёты у курсантов начинаются на втором году обучения. Этому предшествует тщательная теоретическая подготовка. Будущие офицеры ВВС прибывают в Балхашский учебный центр, где находятся около шести месяцев. Сдав зачёты и получив соответствующий допуск, они поднимаются в небо с опытными инструкторами. На третьем-четвёртом курсе молодые лётчики впервые совершают самостоятельный полет, т.е. остаются в небе один на один с машиной.


В небе над Жетыгенским аэродромом

В небе над Жетыгенским аэродромом / Фото Григория Беденко

Такой полет является критически важным для будущего лётчика. Происходит некий психологический перелом, когда обучаемый молодой человек становится специалистом, способным полностью контролировать технику и самостоятельно принимать решения в зависимости от обстановки.


Курсант Едиль Карабаев в кабине L-39

Курсант Едиль Карабаев в кабине L-39 / Фото Григория Беденко

Курсанту Едилю Карабаеву 21 год. Он родом из Уральска. В Военный институт СВО поступил в 2015 году. 25-го сентября, после трёх лет обучения, совершил свой первый самостоятельный полет.


После первого самостоятельного полёта

После первого самостоятельного полёта / Фото Григория Беденко

– Страшновато было, – признаётся Едиль. – Но нас готовят к таким полётам. Перед самостоятельным вылетом инструктор уже меньше подсказывает, даёт больше инициативы в воздухе. Но, с другой стороны, когда страх проходит, испытываешь эйфорию. Пейзажи внизу очень красивые – горы, Капчагайское водохранилище. Можно разглядеть людей в посёлке, которые занимаются своими делами.


Однокурсники поздравляют Едиля

Однокурсники поздравляют Едиля / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко




Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Поздравления командира

Поздравления командира / Фото Григория Беденко

– С точки зрения пилотирования тут всё очень просто – взлёт, набор высоты до 600 метров, полёт по кругу, заход на полосу и посадка, – продолжает рассказ курсант. – По времени примерно выходит минут 8. Самое главное – это быть готовым к так называемым "особым случаям", т.е. нерасчётным ситуациям, которые могут сложиться во время такого полёта.


Борт готовят к следующему вылету

Борт готовят к следующему вылету / Фото Григория Беденко

– Сложность такого полёта в большей степени психологическая – ты осознаешь, что один в кабине и подстраховать тебя в случае чего некому. Самое главное при этом – правильно, без замечаний отработать программу полёта и благополучно сесть, – говорит Едиль Карабаев.


L-39 берет на борт 1014 кг авиационного керосина

L-39 берет на борт 1014 кг авиационного керосина / Фото Григория Беденко

– Перед тем, как сесть в самолёт, курсант должен пройти наземную подготовку и сдать зачёты. Это продолжается месяц. Затем идёт курс учебных полётов. Следующий этап – контрольные упражнения. После этого мы получаем допуск к первому самостоятельному полёту, – поясняет будущий военный лётчик.


Самолёт готов

Самолёт готов / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

По словам Едиля Карабаева, после окончания военного института СВО он хотел бы остаться в учебном центре и стать инструктором. Но, если получит распределение в боевую часть, то хотел бы служить лётчиком на штурмовике Су-25. "Моя любимая пилотажная фигура – пикирование", – говорит курсант.


В настоящее время лётную практику проходят 30 курсантов

В настоящее время лётную практику проходят 30 курсантов / Фото Григория Беденко

– У нас проходили практику 9 курсантов четвёртого курса и 30 – третьего курса, – рассказывает заместитель командира эскадрильи Антон Дайнеко. – 10 из них после окончания училища будут служить в частях транспортной авиации, 20 – в частях фронтовой авиации. 9 курсантов четвёртого курса мы уже выпустили, они убыли в Актобе для сдачи итоговых зачётов и получения офицерского звания.


Заход на полосу и посадка

Заход на полосу и посадка / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

– Курсанты 3-го курса прибыли несколько позже. Они также прошли наземную подготовку, приступили к полётам. 29 из 30 курсантов уже осуществили свой первый тренировочный полет, остался один курсант. Он слетает к концу недели. Обучаются все курсанты – и фронтовой, и военно-транспортной авиации – на самолёте L-39. Это базовый самолёт первичной подготовки. И уже в дальнейшем они будут переучиваться на более сложные типы самолётов.


На КДП аэродрома

На КДП аэродрома / Фото Григория Беденко

– В дальнейшем курсанты фронтовой авиации прибудут к нам в следующем году, – продолжает рассказ заместитель командира эскадрильи. – Точно так же пройдут наземную подготовку, только она у них будет более сокращённая. Затем приступят к полётам и будут получать новые допуски. Это простой пилотаж на средних высотах, полёты по маршруту и сложный пилотаж. Это зависит от того, как будет складываться лётная практика. Курсанты военно-транспортной авиации останутся в Актобе, они будут проходить лётную практику на самолёте Ан-12 на базе училища.


Курсанты будут летать до октября

Курсанты будут летать до октября / Фото Григория Беденко

По мнению капитана Дайнеко, того количества молодых лётчиков, которые сейчас обучаются, вполне достаточно для пополнения личного состава казахстанских ВВС. После выпуска курсанты будут распределяться по воинским частям. Дополнительную практику они будут проходить в учебном центре СВО – добирать недостающий налёт. Затем они приступят к освоению боевой техники.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter