Прямой эфир Новости спорта

ВОУД. Что это за система оценки и почему её хотят отменить для 11-классников

Фото shutterstock
Фото shutterstock
В Министерстве образования Казахстана рассматривают внесение изменений в систему оценки учебных достижений.

Внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) может измениться в 2021 году. Об этом сообщил министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов.

ВОУД внедрили в школах Казахстана в 2012 году. За прошедшие восемь лет к этой системе оценок возникли вопросы. Informburo.kz разобрался, для чего была создана ВОУД и почему её могут отменить для учащихся 11 классов.

Что такое ВОУД

Внешняя оценка учебных достижений – это один из видов независимого мониторинга над качеством обучения в среднем образовании. При помощи ВОУД оцениваются предметные знания и функциональная грамотность учащихся по:

  • математике,
  • естественным наукам,
  • информационно-коммуникационным наукам,
  • грамотности чтения.

При необходимости оцениваемые предметы могут меняться. Считается, что результаты ВОУД демонстрируют уровень:

  • знаний школьников по регионам,
  • предоставляемых образовательных услуг по учебным заведениям в отдельности,
  • знаний учащихся по предметам.

Итоговые данные ВОУД Министерство образования использует для корректировки работы и планов по развитию качества образования в стране.

Читайте также: Министерство образования планирует отменить ВОУД в 11 классах с 2021 года

ВОУД проводится каждый год только среди учащихся выпускных классов: 4, 9 и 11, потому что они являются переходными. То есть 4 класс завершает начальное образование, 9 – среднее, а 11 – старшее.

Для девятиклассников внешнюю оценку проводят с 2012 года. В 2016 году ВОУД начали сдавать ученики четвёртых классов, в 2017 – 11 классов.

Как проводится ВОУД

Не во всех школах проводят оценку учебных достижений. Список школ ежегодно утверждает Министерство образования и науки. В 2018 году в ВОУД участвовали 1406 школ – 20% от их общего количества. Отбор школ производится методом простой случайной выборки.

Тестовые задания для ВОУД готовят на основе общеобразовательных учебных программ. Учителя школ и сотрудники МОН проводят их экспертизу. Ученики проходят тестирование в тех же школах, где учатся.

Читайте также: Казахстанские студенты набрали в среднем 83 балла из 200 по итогам ВОУД

В 2019 году в ВОУД участвовали 11% школ страны. Ученики 4 классов сдавали тесты по двум предметам: математике и языку обучения. На ответы по каждому предмету (по 30 вопросов) ученикам давали 70 минут.

Ученики 9 классов сдавали тесты по двум предметам: языку обучения (20 вопросов) и одному из изучаемых предметов (40 вопросов). На ответы отводилось 130 минут.

Ученики 11 классов сдавали тесты по трём предметам: казахскому языку, истории Казахстана и физике (всего 80 вопросов).

ВОУД проводят бесплатно, но ученики могут сдать пробное тестирование. Оно добровольное и платное.

В 2020 году ВОУД планируют провести в апреле.

Почему хотят изменить ВОУД

Министерство образования рассматривает вопрос целесообразности проведения ВОУД среди учащихся 11 классов. Не исключено, что внешнюю оценку перестанут проводить с 2021 года среди выпускников школы. Это связано с тем, что на них и так большая нагрузка: им приходится сдавать итоговую аттестацию и ЕНТ.

Итоговая аттестация учеников 11 класса – это обязательные выпускные экзамены. Без неё не дадут аттестат.

ЕНТ – отборочные экзамены для поступления в вузы и системы распределения образовательных грантов. Тестирование состоит из двух блоков. В первом блоке 3 обязательных предмета по 20 заданий, а во втором – два профильных предмета по 30 заданий.

Сейчас ученики 11 классов вынуждены сдавать ВОУД наряду с ЕНТ и итоговой аттестацией, что накладывает тройной груз на учеников.

Как учителя относятся к инициативе МОН

Вице-президент Национальной академии образования имени Алтынсарина Алмагуль Мухамедханова считает, что система оценки требует переформатирования, поскольку не отвечает своим главным целям в своём текущем виде.

"ВОУД создавали, чтобы измерять учебный уровень учащихся. Однако сегодня оценка требует переформатирования, поскольку проводящиеся измерения слабо отображают реальные показатели. Нужно учитывать международный опыт и делать ВОУД на уровне международных исследований, где вплоть до мельчайших деталей будут учитываться все моменты, необходимые для сбора точных данных об учебных достижениях", – говорит она.

Читайте также: СОЧ и СОР: что это за система и почему ею недовольны родители школьников

По мнению специалиста, есть несколько причин, по которым предлагают исключить ВОУД для 11-классников.

"Старшеклассники и без ВОУД очень перезагружены другими тестами и подготовками. Плюс ко всему у них ещё уроки. Ну и проверять учебные достижения есть смысл на уровне 4 и 9 классов. А зачем проверять выпускников, ведь они и так уже получили после девятого класса углублённую специализацию и покидают школу. Дальше они уходят в вуз. И данные ВОУД теряют свой смысл", – считает Алмагуль Мухамедханова.

Учитель школы №14 Нур-Султана Татьяна Кольцова тоже поддерживает решение Минобразования.

"Мои ученики уже имели на практике дело с ВОУД. Это большая нагрузка на детей. Доходило до того, что после ВОУД дети жаловались на головную боль и слабость. Дети очень переживают, нервничают, готовясь к этим тестам. Они не знают, какие тесты им предстоит сдавать. Моё личное мнение: в ВОУД для учеников 11 классов нет необходимости", – считает Татьяна Кольцова.

Директор гимназии №27 Алматы Айна Абдиева говорит, что ВОУД занимает всего один день – это не так много, чтобы отвлекало.

"Но справедливости ради ВОУД уже не соответствует современным реалиям. Поменялось всё содержание школьного образования. Сейчас у нас критериальная система оценок, а раньше была пятибалльная система. Подходы теперь другие, и ВОУД не вписывается в них. Её рассматривали с позиции классического подхода. Оценки должны проводиться, но в современном формате", – пояснила она.

То есть отмена ВОУД только 11-классников по сути не решает проблему. По мнению специалистов, нужно изменить саму систему оценки учебных достижений, чтобы она отвечала нынешним реалиям. В Министерстве образования с этим согласны. По словам главы МОН Асхата Аймагамбетова, механизм внешнего оценивания планируют усовершенствовать. Оно будет нацелено на проверку базовых знаний учащихся начального и основного среднего образования с учётом обновлённого содержания.

Поделиться:

Новости партнеров