На данный момент казахстанские официальные лица заняли выжидательную позицию. Компетентные органы ведут своё расследование, однако первое впечатление от скандала, как говорится, налицо: участие нашей страны в судьбе 3 самолётов, якобы переданных Ираном Сирии, обязательно будет иметь последствия. Главный вопрос: что и кто пострадает больше – репутация страны в мировой политике или конкретные чиновники Комитета гражданской авиации? Последних, к слову, может ожидать весьма суровое наказание.
Болтливые и наблюдательные
Казахстан, в прямом смысле слова, подставили неравнодушные к собственным изобретательным схемам иранцы. Сразу на нескольких специализированных ресурсах в сети в начале февраля 2017 года стали появляться фотографии трёх воздушных судов Airbus A340 с комментариями о том, что эти самолёты есть не что иное, как подарок официального Тегерана братской Сирии.
Здесь надо отметить, что Исламская Республика Иран продолжительное время поддерживает своих географических соседей в лице Дамаска. Иран только недавно, в 2016 году, сам закончил жить под грузом многочисленных санкций. За десятилетия эмбарго (запрет на ввоз-вывоз, торговлю, покупку и так далее) власти страны научились изобретать схемы и эффективно обходить санкции.
И вот покупка и транспортировка 3 самолётов марки Airbus, судя по хвалебным откликам иранских пользователей интернета, стали очередной победой над санкционной политикой западных стран. По версии блогеров исламской республики, пассажирские лайнеры стали подарком находящейся под санкциями Сирийской Арабской Республики. Воздушные судна, по мнению информированных источников, должна получить государственная авиакомпания Syrian Air. У последней за годы тяжёлой гражданской войны практически не осталась собственного авиапарка.
Надо сказать, что активность в вопросе подаренных самолётов проявили и споттеры планеты. Споттинг, между прочим, весьма популярное в мире увлечение. Споттеры – это те, кто в качестве хобби увлечён наблюдением за воздушными судами, их фотографированием, обменом информацией и так далее. Так вот, споттеры так же активно, как и патриотически настроенные иранцы, стали на все лады обсуждать неоднозначную операцию иранских властей. Кто-то в комментариях аплодировал организаторам – ведь Сирия получит самолёты в обход многочисленных санкций. Другие особо акцентировали внимание на том факте, что на фюзеляже самолётов для официального Дамаска красовались бортовые номера Республики Казахстан.
Расследование с неприятными вопросами
Первым отечественным изданием, которое выступило с разоблачительным и скандальным материалом, стал портал ratel.kz. Известный журналист Геннадий Бендицкий не просто опубликовал серию снимков из популярных интернет-ресурсов для споттеров. В руках репортёра оказались копии документов, которые в некотором смысле взорвали информационное пространство.
Как показало его расследование, первая воздушная машина известного европейского производителя компании Airbus с серийным номером 381 получила казахстанские документы о государственной регистрации ещё 20 сентября 2016 года. Владельцем судна по документам была компании ZAK Aviation FZE, зарегистрированная в Объединённых Арабских Эмиратах.
А в Казахстане её интересы представлял гражданин Великобритании сирийского происхождения – некто Херфен Мелад. Несмотря на существенные нарушения Закона РК "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", госорганы нашей страны в лице Комитета гражданской авиации необходимые документы выписали.
А через некоторое время в сети появились фотографии данного судна, находящегося якобы в одном из аэропортов Тегерана. Позже неравнодушные к данной истории споттеры благодаря специализированному ресурсу flightradar24.com разместили и весьма интересные скриншоты. На них видно, что самолёт предположительно летит в сторону Сирии. Правда, согласно информации некоторых ресурсов, данное судно уже сменило казахстанский бортовой номер UP-A4001 на номер TT-WAG, который предоставило африканское государство Чад. Позже те же самые споттеры указывали, что бортовой номер самолёт поменял ещё один раз – с африканского на локальный сирийский YK-AZA.
Второй и третий самолёты этой истории – Airbus А340-313 с заводскими серийными номерами 280 и 292 – казахстанские документы также получили. К слову, эти судна являлись когда-то собственностью обанкротившейся греческой авиакомпании Olympic airlines. Они обладают запоминающейся внешностью из-за олимпийских колец. Необходимый пакет документов на вышеупомянутые 2 самолёта был выписан позже первого судна – 30 декабря 2016 года. В нашем реестре за ними закрепили бортовые номера UP-А4002 и UP-A4003.
Журналиста Геннадия Бендицкого заинтересовал тот факт, что в этот раз в процессе регистрации участвовал не иностранец, а гражданин Казахстана – некто Кайрат Саринов, 1966 года рождения. Судя по документам, оказавшимся в руках корреспондента портала ratel.kz, у Саринова также не возникло никаких препятствий для включения самолётов в национальный реестр воздушных судов.
Позже в сети появились фото данных пассажирских самолётов Airbus A340-313, находящихся также якобы в тегеранском аэропорту Мехрабад. Некоторые пользователи специализированных иранских ресурсов даже следили за перелётом судов из Афин в Тегеран. Сейчас, по неофициальной информации, все 3 воздушных судна находятся на территории Сирийской Арабской Республики. Как говорится, овации, занавес…
Из реестра долой
Количество материалов и вызванный резонанс авиационного дела заставили подключится к расследованию и Главную транспортную прокуратуру республики. Явные нарушения в вопросах постановки на учёт самолётов послужили основанием для передачи этого дела в Национальное бюро по противодействию коррупции. Однако информацию об этом сама транспортная прокуратура хоть и распространила в СМИ, но по каким-то причинам удалила данное сообщение со своей официальной страницы.
Нацбюро по противодействию коррупции также пока официально не прокомментировало ход этого расследования.
А вот глава профильного Министерства по инвестициям и развитию Женис Касымбек 28 февраля дал прессе весьма исчерпывающий комментарий. По его словам, в ведомстве была проведена серьёзная служебная проверка, а её материалы были переданы в компетентные органы. Министр уверен, что действия его подчинённых в лице сотрудников Комитета гражданской авиации получат соответствующую оценку:
"Это для меня было новостью (возможная продажа бортов в Сирию. – Авт.). Мы передали все материалы в правоохранительные органы. Если органы посчитают, что в действиях ответственных людей были нарушения... Я могу сказать, что те материалы, которые мы передали, свидетельствуют о том, что есть ряд нарушений. Мы попросили дать дополнительное юридическое заключение о мере ответственности конкретных людей, о мере нарушения законодательства. По итогам проверки всё подробно получите".
При этом, министр заверил, что скандальные самолёты уже выведены из национального реестра. И информация об этом также была направлена иранским властям.
К сожалению, попытки выяснить, где реально сейчас находятся те самые три Airbus A340 заканчиваются ничем. Самый известный в мире публичный сервис flightradar24.com, с помощью которого можно следить за самолётами в реальном времени, сообщает, что на данный момент информации о местонахождении судов с бортовыми номерами UP-A4001, UP-A4002 и UP-A4003 нет.
Возможно, самолёты не совершают никаких вылетов, а может быть у них и вовсе выключены специальные устройства – транспондеры (приборы для идентификации воздушного судна). По третьей версии, скандальные пассажирские лайнеры давно, а возможно, и не раз сменили бортовые номера, и новых просто нет в системе вышеупомянутого ресурса.
Версии и предположения
Можно, конечно, всё списать на предприимчивых иранцев. Но зачем Тегерану столь серьёзно заморачиваться с реализацией такой многоходовой операции, если самолёты для государственной авиакомпании Sirian Air (именно она упоминается в качестве окончательного владельца) можно было, к примеру, доставить с помощью России. Причём анонимно и без всякой огласки. Наш северный сосед очень лояльно относится к Башару Асаду и весьма активно принимает участие в военных операциях на территории сирийской Арабской Республики на стороне действующей власти.
По мнению Геннадия Бендицкого, активный информационный вброс в сеть, многочисленные фотографии судов, публикация снимков в феврале 2017 года, – всё это может говорить о том, что казахстанское участие в деле было спланировано заранее. С целью дискредитации нашей страны. Ведь в январе и феврале официальная Астана стала площадкой переговоров по Сирии. Кому пришлось не по нраву наше участие в налаживании мирного процесса и кто завидует миротворческим инициативам Казахстана, – согласитесь, весьма интересный вопрос. Ответа на который пока нет ни у кого.
Также, по мнению Бендицкого, авиационный скандал международного характера должен помочь навести порядок в недрах Комитета гражданской авиации МИР РК:
"Сейчас это уже произошло, надо воспринимать как данность: мы уже вляпались, мы уже нанесли удар по собственной репутации. Сейчас весь вопрос в том, как сделать так, чтобы подобного не происходило, необходимо предпринять какие-то конкретные шаги. Во-вторых, это говорит о том, что в гражданской авиации Казахстана происходит бардак. Это (дело о самолётах Airbus A340. – Авт.) ещё один повод так думать, так считать".
Имиджевые потери
Своё отношение к казахстанскому участию в процессе вероятной передачи самолётов находящейся под санкциями Сирии выразили и в посольстве США в Казахстане. Правда, что именно 15 февраля 2017 года вслух озвучили американские дипломаты на частной встрече в Комитете гражданской авиации – тайна за семью печатями. Но сама информация о подобной встрече заставляет глубоко задуматься о вероятных последствиях для казахстанского имиджа.
Получается, что Сирийская Арабская Республика находится под серьёзными санкциями, и в то же время благодаря таким вот сделкам может получать достаточно серьёзные воздушные суда. Стоит навести элементарные справки, и становится понятно, что Airbus A340 – достаточно серьёзный борт. Это дальнемагистральный четырёхмоторный турбореактивный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. И некоторые его модификации до 2010 года вообще являлись самыми длинными пассажирскими самолетами в мире.
Вероятно, американской стороне очень интересно, зачем раздираемой гражданской войной Сирии такие большие самолёты. Ведь существует, пусть и лишь теоретическая, вероятность того, что с помощью данных авиамашин Башар Асад будет получать от иранского соседа какое-то оружие или "живую силу" в лице военнослужащих Корпуса Стражей Исламской революции. Американская сторона об активном участии Тегерана в гражданской войне в Сирии говорит достаточно давно.
Карающая десница правосудия
Очень интересно, как закончится история с лайнерами для тех сотрудников Комитета гражданской авиации, чьи подписи стоят в документах. По крайней мере, никто из официальных лиц пока не выразил сомнения в том, что в руках журналиста Геннадия Бендицкого оказалась откровенная липа. В общем, сотрудников Национального бюро по противодействию коррупции ожидает весьма интересное расследование с налётом международного скандала.
Не лишним было бы услышать и комментарии представителей казахстанской дипломатии. Понятно, что оценки будут сверхосторожными, но один факт участия в таком деле может серьёзно испортить наш политический имидж. Коррупция или головотяпство было тому причиной, не так уж и важно.
Патриотам Казахстана в очередной раз остаётся лишь смахнуть набежавшую слезу обиды: в чужой авиационной сделке нас, вероятно, использовали, что называется, втёмную. А по её итогам, к сожалению, только наша страна оказалась в проигрыше. Обидно, братцы...
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5583
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2505
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2545
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2316
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2195
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2185
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2250
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2299
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2224
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2213
- 0
- 6