Если сотню с лишним мелких разрозненных по всей стране РЭКов объединить между собой так, чтобы в итоге получилось несколько десятков крупных региональных электросетевых компаний, то появляются все шансы в Казахстане не только улучшить качество электроснабжения, но и снизить тарифы на электричество. Собственно такую задачу и поставил Президент в Плане нации. "Укрупнение региональных электросетевых компаний" – 51-й шаг из 100.

Множиться энергетические компании начали сразу после развала Советского Союза. Оставшиеся в наследство от страны Советов 24 РЭКа в Казахстане пошли по рукам. Кто-то в процессе этого раздела имущества смог урвать больше, кто-то меньше, в итоге общее количество энегопредприятий достигло порядка ста. И каждый новый владелец такого предприятия получил реальную возможность зарабатывать на передаче электроэнергии из пункта A в пункт B. Дело дошло до того, что между пунктами крупных регионов появилось до пяти компаний, как, например, в Карагандинской области, и владелец каждой имеет свою маржу.

"В 90-е годы при банкротстве предприятий здания ушли на стройматериалы, металл – на металлолом, а про сети забыли. Предприимчивые люди приватизировали их – кто километр, кто два, кто-то даже с подстанцией или трансформатором, – и передают энергию. Разумеется, чем больше на пути от источника до конечного потребителя посредников, тем выше тариф. Таким образом, укрупнение РЭКов, естественно, приведёт к снижению цены на электроэнергию. Так мы сегодня исправляем ошибку государства, когда банкротили направо и налево предприятия", – рассказал председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймерден Уразалинов.

Председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации стал одним из участников круглого стола, посвящённого обсуждению поправок в законопроект "Об электроэнергетике". Именно этот документ должен стать тем инструментом, который позволит объединить и укрупнить компании. Законопроект был презентован и внесён на рассмотрения депутатов Мажилиса ещё в декабре 2016 года. Чтобы разобраться, как идёт работа над документом, парламентарии организовали экспертное обсуждение.

Инструментов, с помощью которых сейчас можно было бы хоть как-то влиять на количество энергетических компаний в стране, по сути, нет. Единственный сдерживающий фактор – обязательное лицензирование для РЭКов – отменили в 2012 году. Кстати, именно после этого произошёл второй бум в энергетической отрасли и количество компаний достигло 160 – все они существуют по сей день.

Отмена лицензирования деятельности РЭКов – это была своего рода попытка ослабить гайки и позволить бизнесу начать развиваться. Теперь, когда поставлена задача сократить количество энергетических компаний, разработчики законопроекта из Министерства энергетики ничего иного не придумали, как только вновь эти гайки закрутить, правда, не так туго, как было раньше, заменив лицензирование на обязанность соответствовать квалифицированным требованиям.

"Мы ушли от лицензирования – получается, мы никаких требований не выставляем компаниям. Есть сети, персонал, но контроля никакого нет. Конечно, можно было бы пойти по жёсткому пути, но когда идёт поддержка предпринимательства, либерализация этого сектора, пришли к решению поэтапного введения требований к деятельности", – доложил председатель Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК Сунгат Есимханов.

На этом, как оказалось, инициативы от разработчиков законопроекта закончились, и далее за дело взялись депутаты. За три месяца, что документ находится в Мажилисе, парламентарии успели его не только изучить, но и дописать.

"Позволит ли реализация норм законопроекта достичь поставленной цели? К примеру, законопроектом установлены квалификационные требования к деятельности энергопередающих организаций, и это единственный механизм, который должен способствовать слиянию компаний. Однако при несоблюдении таких квалификационных требований привлечение к какой-либо ответственности не предусматривается, поэтому рабочей группой предложено внесение поправок в административный кодекс за несоблюдения требований по передаче электроэнергии", – проинформировал руководитель рабочей группы – депутат мажилиса Парламента Шавхат Утемисов.

Впрочем, даже с учётом ответственности за несоответствие квалификационным требованиям выполнить поставленную задачу и сократить количество РЭКов едва ли удастся. Что если все 160 имеющихся компаний пройдут проверку? Этот вопрос буквально загнал разработчиков в тупик.

– Если все компании выполнят квалификационные требования, то они останутся? – задала вопрос заместитель председателя Мажилиса Парламента Гульмира Исимбаева.

– Они будут работать... – начал отвечать председатель Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК Сунгат Есимханов.

– Вопрос конкретный: они будут укрупняться или нет? Законопроект это предусматривает? – конкретизировала депутат.

– В таком случае, нет. Если будут выполняются квалификационные требования, то они будут работать, – ответил представитель Минэнерго.

– Для чего тогда квалификационные требования? – хором воскликнули депутаты.

По официальным данным Министерства энергетики, сейчас этим требования соответствуют лишь 40 РЭКов, остальные 120 – нет.

Один из главных вопросов, который повис в воздухе при обсуждении: "Соблюдение этих требований должно быть всего лишь правом или непосредственно обязанностью компаний?" Но ответа на него так и не прозвучало.

Ещё одна проблема отечественной энергетики – бесхозные сети. И ещё более серьёзная проблема в том, что их количество постоянно увеличивается.

"Доля бесхозных сетей растёт. Вот смотрите, новый жилой комплекс строится, к нему кинули кабель – скажем, километр сети. Тот, кто строит, закладывает кабель в смету – он построил дом, сдал в эксплуатацию, продал квартиры, и ему эта сеть уже не нужна. КСК берёт только дом, а сеть осталась, и её никто не хочет брать. И вот таких сетей сейчас по всей стране 4,5 тысяч километров", – рассказал корреспонденту informburo.kz директор департамента электроэнергетики Министерства энергетики РК Бауржан Сарсенов.

Взять сети на баланс, по его словам, очень сложно. Сначала нужно собрать все необходимые документы, затем через суд доказать, что сеть действительно бесхозная. На всё это может уйти больше года. К тому же, если сеть возьмут на баланс не местные исполнительные органы, а частник, ему придётся ещё и раскошелиться.

"Зачем частнику нести ещё и дополнительные затраты, их же нужно сразу оплатить – 20% корпоративный подоходный налог и 1,5% налога на имущество нужно сразу вытащить из кармана и оплатить, а он не хочет", – пояснил он.

Чтобы заинтересовать частников, в новом законопроекте предлагается на первом этапе эти налоги упразднить и вернуть оплату, лишь когда сети начнут приносить реальную прибыль. Депутаты эту инициативу поддержали.

Что же касается укрупнения РЭКов, то парламентарии попросили разработчиков предоставить конкретный механизм с пошаговым внедрением – рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Мажилиса в первом чтении запланировано на апрель 2017 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter