Прямой эфир Новости спорта

Вернуть город-сад. Главные идеи генплана Алматы

Алматы / Фото Informburo.kz
Алматы / Фото Informburo.kz
Авторы генплана хотят сделать Алматы зелёным, комфортным, безопасным, оцифрованным и транспортно доступным.

Седьмой по счёту генеральный план Алматы представили разработчики на суд экспертов и горожан. Новый генплан развития мегаполиса охватит период до 2040 года.

Предыдущий план города до 2020 года был утверждён ещё в 2002-м, поэтому давно и безнадёжно устарел. Дважды, в 2014 и 2020 годах, в генплан (продлив его до 2030 года) пытались внести корректировки. Затем горизонты планирования предложили перенести с 2030-го до 2040 года, и вместо внесения корректировок в устаревший документ специалисты сели за создание нового генерального плана Алматы.

Алматы стремительно растёт: численность населения превысила два миллиона человек, а площадь за последние годы разрослась с 34 до 70 тысяч гектаров. Этот рост отразился не самым лучшим образом на социальной, транспортной, инженерной, рекреационной инфраструктуре мегаполиса. И прежде чем улучшать городскую среду и жизнь горожан, нужно понять, что мы хотим построить, когда, сколько и каких инвестиций это потребует.

Эксперт рассказывает о том, как увеличивается население Алматы / Фото Informburo.kz

На общественных слушаниях по проекту генплана проектировщики рассказали экспертному сообществу и горожанам, каким станет Алматы через пару десятков лет. Среди разработчиков – НИИ "Алматыгенплан", проектный институт "Алматагипрогор-1" и десять проектных организаций.

Проектировщики обещают, что Алматы будет зелёным, комфортным, безопасным, оцифрованным и транспортно доступным.

Зачем нужно зонирование

В проект генплана Алматы заложен принцип полицентричности, который предполагает развитие нескольких равноправных сильных центров (ядер) в одном городе. По такому принципу развивается азиатский Токио и европейский Лондон.

Обсуждение проекта генплана Алматы / Фото Informburo.kz

В Алматы проектировщики выделили пять ядер, каждое из которых должно в перспективе развиваться по отдельным мастер-планам.

  • На "Север" предлагается вынести производственные предприятия и рынки с редевелопментом высвободившихся территорий. Новые территории будут отданы под рекреацию и озеленение (вдоль БАКа, роща Баума). В этом центре будет активно развиваться сфера услуг.
  • Район аэропорта обозначен как "Восточные ворота" города. Здесь будут созданы условия для развития логистического хаба и выставочно-развлекательного центра. Предполагается создание медицинских и фармацевтических проектов.
  • Отдельно в проекте генплана рассматривается "Исторический центр", где будет развиваться туризм и соответствующие услуги.
  • На "Западе" Алматы планируется располагать и укрупнять индустриальные предприятия, а также создавать современный транспортно-логистический хаб.
  • В зоне "Юго-запад" предлагается организовывать мини-промпарки с участием малого и среднего бизнеса, развивать торговлю и логистику.

По словам генерального директора "Алматыгенплана" и одного из разработчиков обсуждаемого документа Асхата Садуова, при разработке генплана специалисты использовали современную технологию проектирования – Space Sintax. Передовая технология, опирающаяся на компьютерные алгоритмы, ранее уже использовалась в Казахстане – при разработке мастер-плана Астаны.

В основу британской технологии Space Sintax легло понимание особенностей поведения людей в пространстве, размещения жилых массивов, создания рабочих мест, рекреационных зон в шаговой доступности. Принцип шаговой доступности намерены реализовать и разработчики нового генплана.

Объём требуемых инвестиций в социальную инфраструктуру Алматы до 2030 года

Исследования показывают, что активность горожан напрямую связана с развитостью сети улиц, 80% предприятий МСБ (общепит, торговля, копицентры, салоны красоты) находятся на 20% улиц.

Метод позволяет тестировать тот или иной городской район и прогнозировать его развитие на этапе проектирования.

"Алмалинский, Бостандыкский и Медеуский районы Алматы имеют самый высокий показатель по основным средствам. Это в первую очередь связано с большой концентрацией рабочих мест, высокой мобильностью развитой сети улиц и экономии на коротких расстояниях", – констатировал Асхат Садуов.

При этом, по его словам, при высокой плотности населения Ауэзовский район имеет достаточно низкий показатель по основным средствам. По мнению экспертов, это связано с ограниченным количеством улиц и, как следствие, малым количеством рабочих мест и низкой мобильностью. Наглядный пример разобщённости при низкой плотности рабочих мест и отсутствии коротких расстояний. 

Чтобы исправить это, проектировщики стремятся создавать пространственные решения, комфортные для жителей современных мегаполисов. Как уверяют разработчики, за счёт улучшения пространственной интеграции улиц все районы города будут связаны между собой, а горожане смогут легко и быстро перемещаться из одной точки города в другую.


Читайте также: Обсуждение генплана Алматы: в городе слишком мало общественных туалетов и слишком много рынков


Разработчики уверяют, что заложили в генплан решение важнейшей проблемы Алматы – экологической. Одно из решений – возвращение к образу города-сада, каким помнят Алматы разве что старожилы. Существующий зелёный фонд города (около 26 тысяч га) в среднем в год собирает до 1,3 млн тонн пыли, производит до 16 тысяч тонн кислорода, поэтому сохранение и дальнейшее устойчивого развитие насаждений – в числе приоритетов.

По данным "Алматыгенплана", сейчас в мегаполисе территории зелёных насаждений общего пользования занимают менее одной тысячи гектаров. В планах – увеличить этот показатель к 2030 году до 1500 га, к 2040-му – до 3500 га. А это значит, будет посажено не менее 2,5 млн деревьев.

Алматинцам обещают к 2030 году создание беспрерывной пешеходной инфраструктуры "от двери к двери", сети связанных зелёных пространств (скверы, парки, аллеи, набережные рек, променады). Уже в этом году планируется реконструкция пешеходного пространства от аэропорта до Парка первого президента по существующим улицам общей протяженностью 25 км.

Учтены и другие экологические решения, которые должны улучшить качество жизни алматинцев. Среди них: перевод ТЭЦ-2 на газ, газификация промышленных предприятий и частных домов, учёт ветрового режима при проектировании строительных объектов. При изучении влияния застройки на воздушный бассейн города проектировщики обещают использовать, в том числе, и методы математического моделирования.

Жилищное строительство

Ежегодно население мегаполиса увеличивается на 47-60 тысяч человек. По расчётам, к 2040 году в Алматы будет проживать более 3 млн человек. Поэтому в проекте генплана нашло отражение и расселение горожан.

Объёмы нового жилищного строительства в городе Алматы до 2040 года составят, согласно расчётам, 45,6 млн м2 общей площади.

На слайдах схема Алматы напоминает главный орган человека – сердце / Фото Informburo.kz

Прирост в перспективе населения на 1,1 млн человек потребует возведения 34 млн м2 общей площади жилья и компенсации сносимого жилищного фонда, а это ещё 2,6 млн м2 общей площади. В планах значится и улучшение жилищных условий: на каждого алматинца рассчитывают построить до 33 м2 жилья.

По словам специалиста Центра прикладной урбанистики Святослава Мурунова, 1,3 млн человек (45%) будут проживать в Юго-западной планировочной зоне, полмиллиона человек (18%) расселятся в Центральной и чуть меньше – 450 тысяч (15%) – в Восточной планировочной зоне.

В 2020 году в народно-хозяйственном комплексе города было занято 937 тысяч человек. В основном горожане и жители ближайших населённых пунктов работают в сферах торговли, общественного питания, в бытовом и гостиничном сервисе (37,6%), почти 19% работают в учреждениях административно-делового, научного и финансового секторов, ещё 16% работающих – в промышленности, транспорте и складировании.

До 2040 года планируется увеличение численности занятых в социальном секторе Алматы на 236 тысяч человек. В том числе в учреждениях образования – 40,3%, в сфере торговли, питания и гостиничного сервиса – 24,7%, в сфере услуг в области искусства, спорта и развлечений – 20,7%.

Наибольшей процент занятых в социальной сфере по территориальному принципу будет базироваться в Юго-западной (99 тысяч человек) и Центральной (18 тысяч человек) планировочных зонах.

В результате принятия и реализации нового генерального плана Алматы и мастер-планов каждого из центров-ядер город к 2030 году получит около 180 тысяч рабочих мест (а до 2025 года – 65 тысяч), из них, оценочно, 30% – в социальной сфере и службах жизнеобеспечения (медики, преподаватели, полицейские, пожарные). Остальные 70% – это будут специализированные рабочие места.

Транспортные перспективы

Перед разработчиками генерального плана с самого начала была поставлена задача – синхронизировать развитие города-ядра Алматы и агломерации, связав их в единый продуманный транспортный каркас, обеспечить развитие городов-спутников и других населённых пунктов агломерации по принципу полицентричного развития. По замыслу заказчиков и исполнителей, важно сократить диспропорцию в комфортности проживания населения агломерации и жителей Алматы.

Ожидается, что увеличение транспортной связанности по направлениям север – юг и восток – запад, а также рост количества и качества выделенных полос для общественного транспорта уже к 2030 году приведут к увеличению в 1,6 раза (до 2,3 млн) ежедневных поездок на общественном транспорте.

"Касательно рельсового транспорта. Вы видите, что у нас по схеме появляется Вокзал-3. Он будет находиться на пресечении улицы Саина и Бурундайской автодороги. Если говорить про метро, то нам, во-первых, надо закончить существующую линию до рынка "Барлык" (район "Алтын Орды"), вторую очередь – вдоль Рыскулова, третью очередь – по плотным участкам города", – сказал во время презентации Асхат Садуов.

В планы развития города включили строительство трёх линий ЛРТ (лёгкого рельсового транспорта), БРТ (скоростных автобусов), продолжение строительства метрополитена и строительство с нуля третьего железнодорожного вокзала.

План развития общественного транспорта / Фото Informburo.kz

Так, линии метрополитена (пока введены в эксплуатацию 13 км) будут увеличены на 32 км.

По словам урбаниста Елены Ерзакович, проект выглядит "приличным". Но необходимы точные расчёты, считает эксперт, чтобы оценить введение тех или иных видов транспорта на улицах города.

Разработчики и эксперты обсуждают транспортные магистрали Алматы / Фото Informburo.kz

Проект генерального плана Алматы до 2040 года уже прошёл процедуру согласования с государственными органами и коммунальными службами города, теперь находится на рассмотрении экспертной комиссии, созданной приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития.

Проект генплана планируют утвердить весной 2023-го. После утверждения генплана начнётся разработка мастер-планов пяти центров Алматы.

Новости партнеров