Прямой эфир Новости спорта

В театре "АРТиШОК" показали спектакль про смерть Дениса Тена и реформу МВД. Как это было

Фото Алмаза Толеке
Фото Алмаза Толеке
Спектакль Punch in the Face поднимает темы реформы МВД и социальных проблем Казахстана.

Полицейский выходит в центр полутёмного зала и протокольным тоном читает с листа:

"Сегодня в 15 часов в центре города долбо …, ворующие зеркала с машин убили ножом замечательного парня, фигуриста Дениса Тена. Ему было 25 лет… Случилась трагедия, нелепость, дикость…"

Человек в форме таким образом цитирует пост кинокритика Олега Борецкого от 19 июля.

Все видеоролики предоставлены Маратом Сембаевым


Фото Алмаза Толеке


В центре большой сцены театра "АРТиШОК" стоит микрофон. Всё новые и новые лица появляются возле него и повторяют те слова, которые были повсюду в Facebook после того, как погиб Денис Тен: "Касымова в отставку!", "Снять позорные заборы с УВД!", – это цитируют со сцены пост известного юриста Джохара Утебекова.

Читайте также:
Калмуханбет Касымов. История реформ, достижений и неудач главного полицейского Казахстана

Каждое слово в этом спектакле взято из социальных сетей и публикаций в СМИ. Это трагическая пьеса, написанная казахстанцами, творение коллективного разума, вдохновлённое сильнейшим потрясением.


Фото Алмаза Толеке


Режиссёр и основатель театра "АРТиШОК" Галина Пьянова намеренно отказалась от эффектов, изощрённых ходов и метафор. Спектакль очень прямой и честный, абсолютная документалистика, игра без игры: актёры, казалось, фактически выплакали, а местами даже прокричали то, что было у них на душе.


На протяжении всего действия люди в полицейской форме находятся на сцене, они, то невозмутимо жуют лапшу из пластиковой тары, то вдруг резко подходят к читающему текст актёру и отбирают у него микрофон.

"Что вы делали 19 июля 2018 года?", – этот вопрос во время спектакля повторяется много раз.


Фото Алмаза Толеке


Название спектакля – Punch in the Face – с английского переводится как "Удар по лицу", также эту фразу употребляют, когда говорят о резком запахе, ударяющем в нос или о чём-то, что происходит внезапно и вызывает потрясение. В спектакле появляются цитаты известных публицистов, журналистов, простых граждан. На сцену выходят известная актриса Айсулу Азимбаева, актёр Ануар Нурпеисов, ставший известным благодаря пронзительным откровениям в Instagram молодой поэт Самрат Иржасов. Вырученные от спектакля средства пойдут в Общественный фонд имени Дениса Тена.


Ануар Нурпеисов в спектакле Punch in the face

Ануар Нурпеисов в спектакле Punch in the face / Фото Алмаза Толеке


Постановка дала голос тому хору, который вдруг зазвучал в интернете после смерти Дениса Тена и стал говорить уже не о нём, а о работе полиции, о завёрнутом в одеяло ребёнке, оставленном умирать на улице, об отказе в проведении митинга за реформу МВД и о многом другом.

Табличка "Я Денис", с которой редактор Esquire Kazakhstan Ольга Малышева сумела меньше часа простоять в парке, перекочевала из реальности на театральную сцену, но и здесь актрисе не удаётся долго удерживать её в руках.



Пресловутые синие воздушные шары, благодаря известным событиям переставшие ассоциироваться только с поддержкой детей с аутизмом, здесь становятся частью постановки. В какой-то момент ими вдруг покрывается вся сцена. Тут же изображающие полицейских персонажи под смех зала дополняют их жёлтыми шарами, создавая патриотичную цветовую композицию.


Фото Алмаза Толеке


Синие шары раздают тем, кто пришёл на спектакль. Люди с шариками в руках в зрительном зале и люди в полицейской форме на сцене смотрят друг на друга.

"Лопните шары. Давайте, все лопайте", – приказным тоном говорит один из полицейских.

Пауза длилась лишь доли секунды, почти сразу в зале как звуки выстрелов один за другим стали раздаваться резкие хлопки. Менее чем через минуту в зале осталось лишь четыре-пять синих шаров, в воцарившейся тишине они подрагивали в руках зрителей, которые поняли в чём тут дело.


Фото Алмаза Толеке


Режиссёр Галина Пьянова в беседе с журналистами призналась, что для неё ситуация с шарами стала "щелчком по носу". Хотя она понимает: почему так произошло. Перед спектаклем она даже просила его участников следить за микрофоном, не оставлять его без присмотра, опасаясь, что эмоциональный накал заставит кого-то из зрителей выскочить на сцену.

Она не ожидала, что интерактивная игра со зрителем при помощи раздачи воздушных шаров пойдёт именно по такому сценарию.

"Я думала: люди-то прогрессивные в зале. У меня была убеждённость, что ни один человек не поведётся. А как сказать "нет"? Вот это же самое сложное. У всех есть страх, у меня он есть. А когда начали лопать, очень быстро и покорно, мы даже переглянулись. Молодёжь ухмыльнулась в мою сторону, мол, ты идеалист. Моей целью не был эксперимент, но получился эксперимент. Но я ни в коем случае никого не осуждаю, я думаю, что я бы может быть повела себя также. Потому что очень много за спиной и ответственности не только за страну, но и за тех, кто рядом. Это рефлекс, мы видели рефлекс".



Спектакль "Punch in the Face" показывает, как театр может стать площадкой для выражения общественного мнения. Он же неожиданно для его постановщиков показал, как силён может быть всплеск гражданской активности в Facebook, и как вне сети он может превратиться в подобие лопающегося под взглядом ненастоящего полицейского воздушного шара.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров