Прямой эфир Новости спорта

Уровень Каспия достиг критической отметки. Как спасти стремительно мелеющий водоём

Каспийское море в районе Актау / Фото с сайта Depositphotos.com
Каспийское море в районе Актау / Фото с сайта Depositphotos.com
Учёные считают, что падение уровня воды связано как с природными факторами, так и c влиянием человека.

Каспий называют морем из-за его размеров. На самом же деле это крупнейший на Земле замкнутый водоём, то есть озеро. Его площадь – примерно 390 тысяч км², а максимальная глубина – 1025 м. 

Каспий омывает берега пяти государств:

  • Казахстана – на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии около 2320 км;
  • Туркменистана – на юго-востоке, длина береговой линии около 1200 км;
  • Азербайджана – на юго-западе, длина береговой линии около 955 км;
  • Ирана – на юге, длина береговой линии около 724 км;
  • России – на западе и северо-западе, длина береговой линии около 695 км.

По данным Министерства экологии и природных ресурсов РК, уровень моря понижается с 2005 года и подошёл к критическому для экосистемы и морского хозяйства уровню.

Человек и природа против моря

Комментируя падение уровня Каспия, эколог и директор Центра эколого-правовой инициативы "Глобус" Галина Чернова ссылается на прогнозы российских учёных, в частности на океанолога и профессора Петра Бухарицина, который считает обмеление моря объективным процессом и прогнозирует, что к началу 2030-х годов уровень Каспия вновь поднимется.

Однако, по словам Черновой, на климатический фактор сейчас наложился фактор антропогенный. Правда, исследований на этот счёт не проводилось в течение последних 70 лет.

"По неподтверждённым данным, уровень моря будет падать и дальше, поскольку на объективную цикличность сейчас наложилась проблема изменения климата, сокращения естественных объёмов стоков рек, засуха и повышение испаряемости водоёмов. Проблему усугубляет человеческий фактор, поскольку идёт строительство гидроузлов в верховьях Урала и Волги. Но и на территории Казахстана по Уралу достаточно гидроузлов. В одной только ЗКО их 47. То есть нам и у себя надо навести порядок. В итоге водоток по этим рекам сокращён, а они приносят основную воду в Каспий – до 85%. Как будет дальше вести себя море и что будет с реками, трудно сказать. Если придерживаться апокалиптического сценария, то ничего хорошего нас не ждёт", – прокомментировала Галина Чернова.

Гидрограф снижения уровня Каспийского моря, предоставленный МЭиПР

В Министерстве экологии и природных ресурсов сообщили, что за последние 15 лет на акваторию Каспия выпало наименьшее количество осадков, а процессы испарения были более интенсивные, к тому же из-за серии маловодных лет в бассейне Волги средний приток воды также был наименьшим. Главная причина этой маловодности, отметили в ведомстве, потепление климата, охватившее всё северное полушарие Земли.

"В 2021 году отметка уровня моря составила минус 28,43 м, в первом квартале 2022 года – минус 28,69 м. К декабрю прошлого года отметка может достигнуть минус 28,78 м. Снижение уровня моря до отметки ниже минус 28,5 м, судя по истории Каспийского моря, является критической как для его экосистемы, так и для морского хозяйства. Современное падение уровня моря приводит к ряду негативных последствий, и наиболее уязвимой является казахстанская часть", – сообщили в пресс-службе министерства.  

По словам Черновой, чтобы как-то повлиять на ситуацию, властям Казахстана нужно срочно разработать программу по спасению рек с учётом того, что больше половины их в стране являются трансграничными, то есть текут к нам из соседних стран.

"Нужно договариваться с соседями, в частности с РФ, на примере реки Дунай, в бассейне которой находятся 19 государств, – порекомендовала Чернова. – Эти страны договорились о рациональном использовании воды в рамках международных соглашений. Страны с верховья реки обязались отпускать достаточное количество воды в страны в низовьях, и договор этот за много лет ни разу не нарушался".

Каспий на Google карте

Также эксперт считает, что профильные ведомства должны создать программу по учёту общего расходования воды в стране.

"Все крупные промышленные, добывающие предприятия, а также малый и средний бизнес используют чистую питьевую воду и сливают её после использования. Нужно срочно вводить замкнутые циклы водопользования, очищать использованную воду и заново пользоваться ею. К примеру, только Атырауская ТЭЦ ежегодно забирает от 65 до 68 млн кубометров воды, пропускает через свои установки, а затем сбрасывает без повторного использования. Большая часть Мангистауской области, где проживает свыше 700 тысяч жителей, использует опреснённую воду из Каспия. Это не считая 55 крупных нефтяных предприятий на Каспии, которые также пользуются водой. Плюс к этому из-за изношенности сетей горводоканалов во всех регионах почти половина воды теряется при подаче населению", – резюмировала Галина Чернова.

Проблема есть, а института нет 

7 ноября во время визита в Мангистаускую область президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заострил внимание на проблеме обмеления Каспия.

"Остро стоит проблема снижения уровня воды в Каспийском море. С 2005 года снижение составило уже свыше одного метра. Причины и последствия этого явления нуждаются в тщательном и всестороннем изучении. В этой связи считаю необходимым создать государственный научный институт, который будет осуществлять исследования Каспийского моря. Кроме того, по данной проблеме правительству следует тесно взаимодействовать с коллегами из других прикаспийских государств", – заявил тогда президент.

Каспийское море в районе нефтяного месторождения Каражанбас в Мангистауской области / Скрин с видео блогера Азамата Сарсенбаева

Эколог и директор неправительственного учреждения "ЭкоМангистау" Кирилл Осин отметил, что, кроме климатических изменений и природных факторов, на снижение уровня Каспия, безусловно, влияет антропогенное и климатическое воздействие на реки, питающие море, и подчеркнул, что связано это с нерациональным использованием речных вод, которые и так сокращаются из-за изменения климата.

Научно-исследовательский институт по проблемам Каспия, который поручил создать президент, по словам Осина, до сих пор не создан, хотя общественники просят об этом уже 12 лет.

"По последней информации из Министерства экологии и природных ресурсов, пока проект на стадии планирования. Но мы как общественники, к сожалению, в эту работу никак не вовлечены. Никто к нам за рекомендациями или ожиданиями от нас не обращался. У меня лично пока нет понимания, в каком виде этот НИИ будет – отдельное ГКП или на базе местного университета. Мы как общественники ожидаем, что это должен быть нормальный, полноценный исследовательский институт, который будет серьёзно заниматься проблемами Каспия, а не какая-то очередная структура для того, чтобы успокоить общественность", – поделился ожиданиями Кирилл Осин.

По словам эколога, работа института, если он будет создан, должна строиться на взаимодействии с учёными из заинтересованных в спасении Каспия соседних государств.  

"Объединив в таком научном центре казахстанских учёных и специалистов, нужно наладить сотрудничество с такими же институтами в прикаспийских государствах, так как каждая страна сейчас работает у себя локально, тогда как остро необходимы совместные, международные научные исследования", – заключил Кирилл Осин.

Новости партнеров