Прямой эфир Новости спорта

Улицы правого берега Нур-Султана перестроят. Где, когда и как это произойдёт

Эскиз Центра урбанистики
Эскиз Центра урбанистики
В управлении архитектуры уверены: благоустройство улиц понравится астанчанам, заинтересует бизнес и поднимет цены на квартиры в реконструированных кварталах.

Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений столицы опубликовало в соцсетях эскизы к "Программе благоустройства Нур-Султана на 2020-2025 годы". Прокомментировать проект мы попросили Нурлана Уранхаева – главного архитектора мегаполиса. В столицу он был назначен в мае этого года, ранее занимал аналогичную должность в Алматы, и под его руководством проходила реконструкция теперь уже знаменитой пешеходной улицы Панфилова.

Нурлан Уранхаев рассказал, как видит преображение столицы в ближайшие шесть лет, и предупредил: эскизы, которые сейчас обсуждают астанчане, действительно рабочие, но не утверждённые, они ещё будут меняться и обязательно – детализироваться.

"Мы делаем город для людей, упор будет сделан на пешеходов, не на автолюбителей", – заявил специалист.

Он отметил, что хочет с жителями города создать пространства, где астанчанам захочется пройти пешком по вымощенным тротуарам, прогуляться в тени деревьев, посидеть на свежем воздухе в уличных кафе.

"Озеленением мы напрямую не занимаемся, но в проекте озеленение предусматривается. Мы общались с теми людьми, которые занимаются озеленением – какие деревья, кустарники наиболее приживаются в нашем климате", – отметил Нурлан Уранхаев.

"Где будет возможно, сделаем велодорожки. В разрабатываемом мастер-плане у нас один из разделов – это комплексная транспортная схема Нур-Султана. Будет утверждена и вся уличная мебель в соответствии с разрабатываемым сейчас дизайн-кодом. Все будут знать, какие у нас скамейки, вазоны, урны, фонари", – сказал архитектор.

Исторический центр Нур-Султана

Огромные изменения по проекту предусматриваются на бывшей главной площади города перед акиматом. И площадь, и ЦУМ долгое время, до бурного развития левого берега, были символами рождающейся столицы – Астаны, но теперь их должны обновить, чтобы они стали более современными.

"Мы хотим нашу площадь перед акиматом сделать более комфортной. Время советских парадов прошло. Люди здесь могли бы отдыхать. Её хотим озеленить, поставить скамейки", – сообщил Нурлан Уранхаев.


Предполагается, что на площади перед акиматом будет разбит сквер

Предполагается, что на площади перед акиматом будет разбит сквер / Эскиз Центра урбанистики


Некоторые жители, коренные целиноградцы, просят вернуть на площадь фонтаны, которые раньше здесь были. Этот вопрос управление архитектуры тоже рассматривает, хотя и ничего пока не обещает.

Читайте также: Акимат Астаны показал, что могут построить вместо ЦУМа

Постройка нового ЦУМа на месте нынешнего, который предполагается снести, бюджетных средств не потребует – о ней давно задумывались сами владельцы. В управлении архитектуры им предложили новый вариант:

"Говорим: не хотите ли вы использовать площадь, подземную её часть – сделать там подземные паркинги, а верхнюю часть мы благоустроим: это могут быть и фонтаны, и растения. Внизу же можно сделать торговые помещения. Условно говоря: паркинг может быть на третьем этаже под землёй, а торговые помещения – на двух этажах под землёй".

Рассматривается вариант с закрытием подземного перехода и установкой светофора с "зеброй" на старой площади, однако окончательно это ещё не решено.


"Время парадов прошло". Наступило время прогулок

"Время парадов прошло". Наступило время прогулок / Эскиз Центра урбанистики


Улица Бейбитшилик

Кардинальная реконструкция должна затронуть улицу Бейбитшилик – от Богенбая до старого вокзала. Именно её хотят сделать максимально пешеходной, хотя полностью перекрывать для автомобилей и автобусов не планируют.

"Транспортный потенциал у неё небольшой, предварительные расчёты нам сделали. Здесь поставим две линии Bus Lane, сделаем одностороннее движение для автомобилей, с одной полосой", – поделился планами Нурлан Уранхаев. Вариант это не окончательный.

Отметим, что эту идею – ограничить движение автомобилей по улице Бейбитшилик – центр урабанистики при управлении архитектуры и градостроительства вынашивал уже давно: как минимум об этом проекте заговорили ещё в феврале 2017 года.

Читайте также: Одну из улиц Астаны планируют навсегда закрыть для автомобилей

Но тогда все силы были брошены на проведение ЭКСПО, и идею временно заморозили. Глава Центра урбанистики Асхат Садуов объяснил возрождение этой идеи в 2019 году:

"Сегодня потоки после проспекта Богенбая неактивные, даже выделенку для автобусов убрали. Крайние полосы используются как парковки. Мы тщательно изучили вопрос сокращения количества полос и считаем, что в целом это не вызовет коллапса. В городе нет полностью пешеходных улиц, и эту мы только делаем более ориентированной на пешеходов".


Улица Бейбитшилик должна стать максимально пешеходной

Улица Бейбитшилик должна стать максимально пешеходной, с односторонним движением для автомобилей / Эскиз Центра урбанистики


"Все улицы мы приведём в нормальное состояние. Где плохой асфальт, проложим нормальную брусчатку. Будет развиваться стрит-ритейл. Бизнес же у нас очень гибкий. Когда они увидят возможность что-то сделать, начнут двигаться. Если сейчас на улице стоят "хрущёвки", то завтра наверняка придёт бизнес и скажет: я расселю эти "хрущёвки", хочу построить здесь современное жильё. Когда тут всё было ветхое, никому интересно не было. А когда станет интересное, люди захотят там что-то делать. На той же улице Бейбитшилик есть старые дома, которые хотели ещё в 2008 году снести", – считает Нурлан Уранхаев и прогнозирует резкое повышение цен на жилплощадь в тех домах, которые окажутся на благоустроенных улицах.


Благоустройство коснётся не только тротуаров, но и домов

Благоустройство коснётся не только тротуаров, но и домов / Эскиз Центра урбанистики


"У меня было на практике, когда люди после благоустройства улицы Панфилова в Алматы квартиру в 60 квадратных метров продали за 450 тысяч долларов, и это в старом сталинском доме. Раньше хозяин вообще не мог продать квартиру, а потом сразу цену задрал – и купили всё равно. И обороты бизнеса на Панфилова выросли в три раза, – отметил главный архитектор. – Но бизнес и цены, конечно, там задрал резко, на всё. Но и мест в ресторанах там нет, всё битком".

Сколько будет стоить благоустройство улиц Нур-Султана, в управлении архитектуры ещё не посчитали – цену определят по результатам государственной экспертизы, когда проект будет полностью одобрен.

Читайте также: Алматинская улица Панфилова превратилась в барселонскую Рамблу

На вопрос корреспондента Informburo.kz, стоит ли устраивать из той же улицы Бейбитшилик своеобразную улицу Панфилова и чем Нур-Султан в благоустройстве будет отличаться от Алматы, он ответил:

"Эти города никогда не будут походить друг на друга: у них абсолютно разные климатические условия, природные. Здесь нет гор, там нет ветров. А улица Панфилова тоже не уникальная и похожа на многие другие улицы в мире. Времена, когда что-то делалось шедевральное, прошли. Все те формы, которые присутствуют в архитектуре... особенно нового ничего не придумывали".

Район торгового центра "Евразия"

Это улицы Кажымукана, Жумабаева, Момышулы, Тауелсиздик. Здесь живут 180 тысяч человек, большое количество студентов. По программе благоустройства Нур-Султана тут планируют реконструировать 15 км улиц, в том числе сделать их удобными для пешеходов.


Район "Евразии", улица Петрова

Район "Евразии", улица Петрова / Эскиз Центра урбанистики


"Зайдём и на Майлина, Кюйши Дина, Петрова. Хотим что-то сделать такое, чтобы люди могли нормально гулять. Возможно, появятся сухие фонтаны", – рассказал главный архитектор.


Район "Евразии", улица Сафарбековой

Район "Евразии", улица Сафарбековой с возможными сухими фонтанами / Эскиз Центра урбанистики


"Мы не говорим, что знаем город лучше горожан, поэтому готовы слушать. Комментариев в соцсетях сейчас много, мы каждый читаем. Люди обсуждают проект, им интересно", – рассказал Нурлан Уранхаев.

Что думают об этом проекте астанчане

Условно комментаторов можно поделить на две большие группы: это те, кто возмущается "почему эксперименты ставят в нашем районе", и те, кто возмущается "почему реконструкция проходит не в нашем районе". Есть, правда, ещё несколько групп поменьше: те, кому проект нравится безоговорочно, и те, кому проект нравится, но в его реализацию они не верят.

Разберём пошагово: в соцсетях реконструкцию в районе "Евразии" почти не критикуют – только наперебой предлагают варианты с озеленением и установкой детских площадок; преобразование площади перед акиматом большинству скорее нравится, чем не нравится, однако люди настойчиво просят вернуть на площадь фонтаны, чтобы было "как раньше". А самые жаркие споры разгораются по поводу улицы Бейбитшилик и идеи ввести там одностороннее движение для автомобилей.

Пользователь Facebook Канат Еркенбай написал: "Всякие бредовые идеи по сужению Бейбитшилик считаю нецелесообразным: эта улица вместе с Женис – в основном две главные артерии в сторону вокзала, там сейчас и так пробки, а будет ещё хуже. Представьте, какой коллапс будет твориться на параллельных улицах, они и так узкие – сколько проклятий услышит автор идеи в свой адрес от родителей школьников и детворы детсадовской. Если хотите экспериментировать, то, пожалуйста, на левом берегу в новом административном центре".

Астанчанин Tim Nizami не верит в то, что пешеходная улица в суровом климате Нур-Султана будет пользоваться таким же успехом, как пешеходная улица в тёплом Алматы:


Скриншот из Facebook


Опасаются горожане и за развитие бизнеса на улице с односторонним движением:

"Бизнесу нужно, чтобы парковки были и чтобы клиенты на машине могли подъехать. Да и товар подвозить как будут? Через наши дворы, которые и так машинами забиты? На пешеходную улицу с односторонним движением вообще никто не сунется, кроме торговцев кукурузой и проката машинок. В нашем доме, кроме доставшего всех своими посетителями компьютерного клуба, ни один бизнес не задерживается по причине отсутствия парковки возле этого самого бизнеса. А вы считаете, что он на пешеходную одностороннюю улицу пойдёт. Не смешите", – написала Елена Лебедева.

Часть астанчан осторожно одобряет проект и радуется, что большая реконструкция начнётся на правом берегу, поскольку жители столицы привыкли, что кардинальные изменения в основном касаются левобережья.

"Всё смотрится привлекательно. После нескончаемого количества бизнес-центров, паркингов, по-моему, это редкие проекты, где предусмотрены интересы людей, которые хотели просто ходить, просто гулять с семьёй, просто отдыхать после рабочего дня. Возможно, за счёт увеличения деревьев воздух улучшится в этом районе, который сейчас испорчен. Возникает много вопросов, в том числе, что будет со старыми домами, которые стоят вдоль дороги, как будут проходить автобусные маршруты. Если будут изучены и учтены пожелания жильцов рядом стоящих домов, то я за", – написала Раушан Ибраева.

Пользователь Facebook Айгуль Омарова высказалась более определённо: "Всё правильно. А то всё развитие на левом, а на правом остались одни – никакого движения, детям негде покататься и поиграть – едем на левый".

Её поддержал Ramazan Amirgaliyev: "Супер. Давно пора правый берег в нормальный вид приводить, тем более там гораздо красивее".

В управлении архитектуры Нур-Султана к критике относятся спокойно: обещают прислушаться к каждому мнению. Сбор рекомендаций и замечаний от астанчан закончится в середине октября, после чего проект будет дорабатываться с учётом пожеланий жителей столицы.

Поделиться:

Новости партнеров