Особенность учений в том, что впервые тактика нанесения удара по условному противнику была переработана с учётом применения новой боевой техники. О том, что происходило на казахстанских полигонах, в репортаже нашего специального корреспондента Григория Беденко.
Оперативно-стратегические учения "Каратау-2017" начались в Вооружённых силах 12 сентября. Согласно сценарию, два крупных незаконных вооружённых формирования совершили прорыв государственной границы на южном и юго-восточном стратегических направлениях. Как известно, именно за эти направления Казахстан несёт ответственность в рамках Организации договора о коллективной безопасности. Рассматривается в целом достаточно нестабильная ситуация в Центральной Азии, афганский фактор и возможные последствия предстоящего разгрома ИГИЛ в Ираке и Сирии. Многие военные эксперты уверены, что уцелевшие боевики уже совсем скоро вернутся домой и, с высокой долей вероятности, предпримут попытки дестабилизировать соседние с Казахстаном государства.
По приказу министра обороны генерал-полковника Сакена Жасузакова казахстанская армия была поднята по тревоге. Основная цель учений – проверка боеготовности личного состава. В свою очередь органы управления войсками должны были продемонстрировать способность к проведению специальной войсковой операции. Это организация взаимодействия между частями и соединениями различных родов войск, а также совершенствование приёмов и способов ведения учебно-боевых действий.
Активная фаза учений "Каратау-2017" проходила сразу на двух казахстанских полигонах – "Матыбулак" в Жамбылской области, расположенном недалеко от посёлка Отар, и на полигоне "Коктал" – в районе Жаркента. Первый предназначен для тренингов на равнине, второй – для отработки учебных боевых действий в горах. Подразделения танковых и мотострелковых войск были переброшены в районы, где сосредоточены силы условного противника. После совершения многокилометрового марша мотострелки прибыли в указанные районы. Там были развернуты оборонительные позиции и командные пункты для последующего решения внезапно поступающих учебно-боевых задач.
Как правило, войсковые операции, подобные той, которая разыгрывалась в ходе "Каратау-2017" продолжаются далеко не один день, и даже не одну неделю. И после их завершения войска надолго остаются в кризисном районе. Поэтому на учениях проверялись также службы тылового обеспечения. Полевые кухни, бани, пункты медицинского обеспечения, станции техобслуживания для ремонта вооружения и военной техники, полевые заправочные станции и пр. Всё это необходимо для нормальной жизнедеятельности и работы личного состава. Инженерно-сапёрными подразделениями в кратчайшие сроки были проложены дороги, очищены участки для размещения полевых лагерей, установлены минно-взрывные заграждения. Военными связистами установлена бесперебойная передача голосовых, графических и других данных для оперативного управления войсками.
От десантно-штурмовых войск, которые входят в состав Сухопутных войск ВС РК, на учениях были представлены подразделения Алматинского, Жаркентского, Талдыкорганского, Сарыазекского и Капчагайского гарнизонов.
20 сентября на полигоне "Матыбулак" состоялся один из завершающих этапов "Каратау-2017". Активная фаза учений представляла собой нанесение массированного удара с целью окончательного уничтожения незаконных вооружённых формирований. На следующий день, 21 сентября учебная боевая операция прошла на полигоне "Коктал".
Мурат Майкеев, генерал-лейтенант, первый заместитель министра обороны, начальник генерального штаба ВС РК:
– В целом войска получили очень хорошую практику управления своими разведывательными, боевыми частями. Получили большую практику организации взаимодействия между родами и видами войск. Также командиры получили хороший опыт управления войсками в полевых условиях. Вместе с тем мы применяли как обычное, так и принципиально новое вооружение. И ночью, и днём применяли высокоточное оружие. ТВД контролировали 3 беспилотных летательных аппарата, из них один – ударно-разведывательный комплекс, который нанёс удар по главной цели противника – командно-штабной машине и поразил её с первого выстрела. Также мы работали по наведению авиации нашими разведывательными системами. Применялось лазерное наведение ракет.
– В чём особенность этих учений?
– Особенность учений в том, что мы их проводим на четырёх операционных направлениях, из них на двух направлениях одновременно проводится работа с двумя штабами. Это крупномасштабные стратегические учения. Их сценарий предполагает два бригадных тактических учения с боевой стрельбой. Мы продемонстрировали управляемость массированного огня и тактические действия наших подразделений.
– Мы наращиваем наш потенциал путём внедрения автоматических систем управления огнём, работы с БПЛА, а также интенсификации боевой подготовки, подготовки штабов, – сообщил Мурат Майкеев. – На эти учения, согласно приказу министра обороны, привлекли три управления командующих и около 18 батальонов.
Любопытно, что на учениях в определённой степени присутствовали сирийские мотивы. Например, предусматривалось, что группировки потенциального противника, численностью более сотни человек, не только захватывают какие-то территории и населённые пункты, но и громят воинские части. Соответственно, там боевики в дополнение к стрелковому оружию получают бронетехнику. Для подавления незаконных формирований активно применяется тяжёлое вооружение, включая противотанковые системы. Боевые действия начинают подразделения артиллерии, на вооружении которых состоят тяжёлые гаубицы, реактивные системы залпового огня, при активной поддержке авиации. После авиационных и артиллерийских ударов подразделения, прикрываемые бронетанковой техникой, продолжают вести боевые действия по оставшимся огневым позициям условного противника, окончательно выбивая его из труднодоступной местности.
Марат Хусаинов, генерал-майор, командующий войсками регионального командования "Юг":
– Задача подразделений сухопутных войск – уничтожение незаконных вооружённых формирований в условных районах. Мы здесь апробировали новые способы и формы ведения боевых действий. Это связано с приобретением новых образцов разведывательного вооружения, передачи информации и кое-какого оружия. Непосредственно в региональных командованиях, в бригадах БПЛА сегодня впервые были апробированы. Очень хорошие результаты. Будем ходатайствовать перед министром обороны, чтобы в дальнейшем передавали нам эти новые средства. Это в разы сокращает время для определения координат цели, прохождение сигналов. Побеждает тот, кто первым реагирует на ситуацию. И это новое вооружение позволяет реагировать быстро.
На горном полигоне "Коктал" были проиграны всевозможные сценарии действий условного противника. Здесь работали подразделения десантно-штурмовых войск под руководством генерал-майора Алмаза Джумакеева. Разведгруппы использовали беспилотные летательные аппараты Skylark.
В качестве одной из мер бескровного разрешения конфликта во время подобных войсковых операций применяется пропаганда. Основная часть работы проводится армейской авиацией: с вертолётов разбрасываются листовки. По данным Минобороны, на площади порядка 30 квадратных километров, в районе обнаружения незаконные формирований, было распространено более 10 000 листовок.
После агитационных мероприятий командирам были поставлены задачи по блокированию и уничтожению условного противника в районе проведения специальной операции. Как и в первом эпизоде, активная фаза в горах представляла собой нанесение массированного удара с целью уничтожения противника. Боевые действия начались с артиллерийского огня гаубиц и минометов при поддержке фронтовой и армейской авиации.
Алмаз Джумакеев, командующий десантно-штурмовыми войсками ВС РК:
– Всего было три этапа. На первом десантно-штурмовые войска перегруппировались, на втором – пришли в кризисный район, блокировали незаконные вооружённые формирования, после чего была выполнена задача по их ликвидации. В бригадно-тактической тренировке участвовали три десантно-штурмовых батальона, один парашютно-десантный батальон специального назначения, танковые подразделения, мотострелковые подразделения, а также бригадно-артиллерийская группа. В ходе учений было отработано тесное взаимодействие с Силами воздушной обороны – это фронтовая авиация, армейская авиация.
–Новшество: командир бригадно-тактической группы самостоятельно руководил, по-боевому. Все подразделения выходили в район по его решению, – продолжает Алмаз Джумакеев. – Кроме того, в батальонном звене работали БПЛА. Раньше они работали только в масштабе бригады. Также артиллерийские подразделения использовали новые приборы "Атлас". Работали новые бронеавтомобили "Арлан", стоящие на вооружении парашютно-десантного батальона специального назначения. На втором этапе в течение двух суток наши десантники совершали несколько 70-километровых маршей в горах.
Сакен Жасузаков, генерал-полковник, министр обороны РК:
– Мы применяли на этих учениях новейшее вооружение, в частности БПЛА. Работали два типа дронов. Разведывательно-ударный Wing Loong ("Птеродактиль") китайского производства. Он вылетел из Тараза в 7 утра, преодолел почти 500 километров до "Матыбулака", поразил цель и до сих пор летает над полигоном – уже около пяти часов. Маленький аппарат – израильский Skylark ведёт разведку, наводит артиллерию, авиацию – армейскую, фронтовую. А ударный дрон сам находит цель и поражает её. Практически с первого захода попал в цель. Работали вертолеты Ми-35М. Мы их совсем недавно приобрели. Они стреляли управляемыми противотанковыми ракетами.
– Новые радиостанции у нас появились. Они работают в тактическом звене, имеют свойства закрытой связи, – продолжает Сакен Жасузаков. – Такого раньше у нас не было. Производятся в Казахстане совместным предприятием. Новая модификация бронеавтомобиля "Арлан". Эта машина на учениях вела разведку всего поля боя и в радиолокационном режиме, и в оптико-электронном режиме. В дальнейшем мы будем наращивать поставку этих машин в войска.
– Сейчас у нас проходит серия учений. Недавно закончились учения СВО в Сарышагане, – сообщил далее министр обороны. – Сейчас учения сухопутных войск, задействовано несколько командований. На "Матыбулаке" сдает экзамен командование "Юг". На "Коктале" – десантно-штурмовые войска. А общее руководство осуществляет генеральный штаб. Это очень масштабные учения. Управление связано с Астаной, где расположен главный командный пункт.
– Специальная операция имеет гибридный характер. Работают и силы немедленного реагирования, и силы специальных операций, авиация, артиллерия. По сценарию необходимо было уничтожить крупное бандформирование. Мы применяли всё, что у нас есть. Я думаю, что в дальнейшем наши Вооружённые силы смогут обеспечить безопасность и выполнить задачу на всех стратегических направлениях, где находятся войска. Мы этого достигли и можем сказать, что у нас все возможности для этого есть, – заявил Сакен Жасузаков.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 6068
- 1
- 5
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 6028
- 3
- 20
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2499
- 5
- 93
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2524
- 0
- 7
-
5⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2467
- 15
- 43
-
6🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2540
- 4
- 17
-
7💬 Нужно пересмотреть наказание для закладчиков, впервые преступивших закон – фракция Amanat
- 2407
- 4
- 17
-
8🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2606
- 0
- 6
-
9⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2296
- 1
- 19
-
10⭐️Сверхгигант, прячущийся в "коконе": астрономы сделали первый крупный снимок звезды из другой галактики
- 2301
- 1
- 13