Прямой эфир Новости спорта

"Сделайте рекламу потише". Зампред правления "Казтелерадио" о том, чем и зачем занимается компания

Рассказываем, чем занимается единственный национальный оператор телерадиовещания в Казахстане.

Несмотря на широкое распространение интернета, телевидение по-прежнему востребовано во многих странах. По данным исследовательского центра Talap, на просмотр телевизора казахстанцы в среднем тратят до 197 минут в день. А для части населения, проживающей в отдалённых регионах, телевидение до сих пор остаётся главным источником информации.

Заместитель председателя правления и коммерческий директор AО "Казтелерадио" Дальмира Шигаева рассказала informburo.kz, как национальный оператор переводит страну на цифровое эфирное телерадиовещание, что такое интернет-телевидение Galam-tv и чем закончился конфликт госкомпании с антимонопольным комитетом.

О бесплатных услугах и абонентах

Все наши функции связаны с распространением телерадиоканалов по сети эфирного и спутникового вещания.

  • Эфирное вещание обеспечивает население доступом к телевизионным программам в населенных пунктах в радиусе ближайшей радиотелевизионной станции.
  • Спутниковое телевидение даёт доступ к телерадиоканалам непосредственно со спутника. Для этого у абонента должна быть соответствующая спутниковая антенна и спутниковые приёмники. Стоят они от 30 000 тенге.

Для наземного эфирного телевещания используется практически та же антенна, что была при аналоговом телевидении. Её можно не менять, но нужен цифровой приемник. Он стоит от 3500 тенге. Абоненты сами покупают приёмники, но ничего не платят за пакет цифрового наземного телевещания. Он для населения бесплатен. Если телевизор поддерживает формат DVB-T2, то абонентам нужна только антенна. В спутниковом телевидении также есть перечень каналов без абонентской платы, утверждённый профильным министерством.

Наш потребитель – это казахстанские телерадиокомпании и население. Первые доставляют через нас контент до аудитории (мы не производим контент и не контролируем его содержание). Вторые – потребляют, собственно. Среди населения наши услуги востребованы преимущественно у старшего поколения казахстанцев, которое не так часто пользуется интернетом. Основные пользователи эфирного вещания – жители сельских населенных пунктов, где нет кабельных операторов и ограничен доступ к интернету.

Все приёмники в спутниковой сети проходят регистрацию в системе учёта. У нас зарегистрировано свыше 1 000 400 приёмников – охвачено порядка 32 % населения РК. Это хороший результат для спутникового телевидения. Если посмотреть международные маркетинговые исследования, в России спутниковое телевидение охватывает более 30% населения. В эфирном вещании приемники не регистрируются. Они достаточно дешёвы и просты в использовании. Сложно сказать, сколько приёмников продано, но исходя из той сети, которую мы уже построили, нами охвачено более 80% населения.

Это все города республиканского значения и областные центры.

Интернет-телевидение и переход на цифровое эфирное вещание

Интернет-телевидения Galam-TV – это интернет-сервис, где в одном месте собраны отечественные телерадиоканалы. Телепрограммы можно бесплатно смотреть в прямом эфире или в записи на сайте и в мобильном приложении, но нужна регистрация. Также доступно видео по запросу, причём полностью на государственном языке. Это те дополнительные услуги, которые в эфире не реализованы. Не все каналы, доступные для спутникового телевидения, на 100% есть в интернет-вещании. Контент производят телекомпании, не всё, что они могут передавать в эфир, доступно для трансляции в интернете. Помимо телеканалов в Galam-TV также включено 10 радиостанций.

Наша основная задача – завершить проект по переходу на цифровое эфирное вещание. Мы модернизировали 447 цифровых станций из 827, и нам предстоит большая работа. Параллельно вместе с министерством ведется работа по расширению охвата населения радиовещанием.

В этом году прошёл конкурс по частотам, в котором участвовали и государственные, и коммерческие телерадиоканалы. Теперь они устанавливают свои передатчики на наших радиотелевизионных станциях, за счёт чего увеличивается количество доступных радиостанций. В Алматы, если не ошибаюсь, вещают 18 таких радиостанций.

Модернизацию мы должны закончить в 2021 году. Мы планировали сделать это ещё в 2015 году, но с учётом изменения графика и планов финансирования проект затянулся.

Мы отключили аналоговое телевидение в 6 областях. Цифровое телевидение предполагает другую передачу видео и звука. В отличие от аналогового телевидения с непрерывным сигналом, цифровой сигнал представляет собой последовательность цифровых кодов и значений. Он не подвержен помехам, соответственно, у него отличное качество. Все покупают хорошие ЖК-телевизоры, рассчитанные на видео в HD-формате. Цифровое телевидение может его обеспечить. Качество звука у него тоже значительно лучше, чем в аналоговом. Также, если раньше на уровне областного центра было доступно от силы 11 телеканалов, теперь до 30.

О рекламе и жалобах пользователей

Весь контент формируется телерадиокомпаниями самостоятельно с соответствующими сетками вещания и учётом маркетинговых исследований аудитории. Население регулярно обращается к нам с вопросами касательно контента телеканалов. Мы стараемся направлять пользователей в телерадиокомпании. Например, если звук рекламы выше, чем звук фильма. Это реальный случай, у нас требовали сделать рекламу потише.

Объясню. В спутниковой сети работает оборудование по выравниванию звука на отечественных телеканалах. На самом деле, с технической точки зрения характеристики звука в рекламе не улучшаются, а громкость резко не увеличивается. Но с учетом применяемых технологий и методов может показаться, что реклама звучит значительно громче, чем основной контент.


Дальмира Шигаева

Дальмира Шигаева


В прошлом году три области полностью перешли на цифровое телевидение, столько же – в этом году. Основные обращения абонентов связаны с тем, что в 2019 году изменился перечень каналов свободного доступа. Его утверждает Министерство информации и коммуникации на основании конкурса для всех телекомпаний.

В связи с переходом на цифровое вещание к нам также обращаются люди, относящиеся к социально уязвимым слоям населения. Ещё в 2012 году уполномоченный орган разработал правила обеспечения телевизионными приемниками граждан, получающих адресную социальную помощь. Эта функция возложена на местные исполнительные органы. Совместно с ними "Казтелерадио" проводит информационную работу с населением. Постепенно эта проблема решается. Хотя не так быстро, как, наверное, хотелось бы.

В силу географических особенностей страны, покрыть цифровым эфирным вещанием каждый населенный пункт невозможно. Например, если часть домов расположены под горой, сигнал туда просто не дойдёт. В связи с этим остаётся какая-то часть населения, которая не может воспользоваться цифровым эфирным вещанием. Ей остаётся подключиться к спутниковому телевидению.

Финансирование, коммерческая деятельность и конфликт с антимонопольным комитетом

Мы национальная компания со 100% участием государства. Из государственного бюджета нам возмещают прямые затраты на распространение телерадиоканалов свободного доступа. Мы – акционерное общество, соответственно, у нас есть и коммерческие доходы от телерадиоканалов, которые не попали в перечень каналов свободного доступа, но могут подключиться платно на основании соответствующих тарифов.

Также мы предлагаем платные услуги по аренде инфраструктуры и очень плотно работаем с операторами связи. Нет смысла строить много антенно-мачтовых сооружений, чтобы разместить там оборудование какого-то сотового оператора, когда мы можем предоставить эту инфраструктуру.

Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) – солидная государственная организация, с которой достаточно сложно и неэффективно конфликтовать. Нас признали доминантами на территории населенных пунктов, но мы считаем, что это не оправдано. Нас оштрафовали за завышенный тариф на хранение телекоммуникационного оборудования для одного оператора связи. Мы исполнили предписание со стороны антимонопольного комитета и снизили тариф. Сейчас у нас единый тариф, который работает для всех операторов, независимо от наших взаимоотношений.

Единственное, мы были не согласны с объявлением нас монополистами на территории одного населённого пункта. По-хорошему оператор связи имел право разместить своё оборудование, например, за нашей территорией. Все наши тарифы рассчитаны на основе фактических затрат и согласно нашему раздельному учёту. Другое дело, что не все могут быть с этим согласны с учётом специфики и так далее. Но любой тариф, который мы используем в своей деятельности, может проверить уполномоченный орган, в частности КРЕМ. Мы приняли все меры, чтобы максимально защитить свои интересы.

От телерадиоканалов было много жалоб в прошлом году, когда мы начали переход на цифровое телерадиовещание в областях, в частности из-за тарифов. Мы пригласили консалтинговую компанию, у которой была выработана методика расчета тарифов с учётом начала перехода на цифровое эфирное телерадиовещание (ЦЭТВ), Согласно закону о телерадиовещании при полном переходе на ЦЭТВ государство прекращает возмещение прямых затрат на цифровое вещание, мы переходим на тариф и заключаем договоры с телерадиоканалами.

Основные обращения от телерадиоканалов были до заключения с ними договоров. После жалоб Министерство информации и коммуникаций рассмотрело все наши тарифы, затраты, и провело по ним сокращение. В итоге снизились тарифы по сервисной поддержке, рентабельности, фонду оплаты труда. Мы заключили договоры с телерадиокомпаниями на условиях, рекомендованных Министерством информации и коммуникаций.

При расчёте тарифов основные затраты приходятся на амортизацию оборудования. Новое цифровое оборудование не может быть дешёвым, тем более, что мы единственный оператор, и оборудование поставляется сюда практически индивидуально, для конкретных радиотелевизионных станций. Грубо говоря, где-то достаточно 10 метров, чтобы охватить один населенный пункт, а где-то нужно минимум 30 метров на 50 населенных пунктов. Поэтому затраты на каждый комплекс оборудования разные.

Ещё одна важная статья затрат – это, конечно, сервисная техническая поддержка, потому что оборудование всё зарубежное, от мировых производителей. Это Германия, Франция, Канада. Если раньше у нас были специалисты, которые с 70 годов обслуживали аналоговую технику, для цифрового эфирного оборудования требуются другие навыки. Нужно знать английский язык, основы командных строк и так далее. Это уже другая квалификация инженеров. Соответственно, следующая статья затрат – фонд оплаты труда.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров