Приватизация входит в число приоритетов экономической политики Правительства Казахстана. С ней связывают рост экономики из-за активизации конкуренции. И если в 1990-х годах, после обретения независимости, она проводилась в рамках перехода к рыночной экономике, то сейчас – для повышения эффективности госкомпаний и снижения участия государства в некоторых отраслях.
Между тем доля госучастия в экономике страны по-прежнему высокая. По данным портала Finprom.kz, около 10% всех работающих предприятий являются государственными частично или полностью. В разрезе размеров предприятий ситуация выглядит иначе: в 2018 году среди крупных предприятий государственное участие занимало долю 46%. Ниже 40% в этом сегменте показатель не снижался, минимум был в 2007-м – 41,7%. Так как в условиях Казахстана именно крупные предприятия делают значимый вклад в ВВП, то это может значить, что государство по-прежнему сильно влияет на экономику.
О необходимости снижения участия государства ещё в 2014 году заявил Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев. По его словам, эту величину нужно снизить до 15% от ВВП – именно такой средний уровень держится в странах ОЭСР. В 2019 году, по данным KPMG, эта цифра могла достигать 60%.
Одним из путей для достижения этой цифры стала дальнейшая приватизация квазигосударственного сектора. В ноябре 2018 года было проведено IPO национальной атомной компании "Казатомпром", вскоре за ней на биржу выйдут и другие нацкомпании. Informburo.kz вместе с МФЦА рассказывают, зачем это нужно.
Что такое приватизация?
Приватизация в общем смысле – это процесс продажи, полной или частичной, государственной собственности в частные руки. Казахстанцам этот термин стал известен в 1990-х годах, когда страна перестраивалась от командно-административной к рыночной экономике. Тогда приватизация проходила в четыре этапа и коснулась она за 1991-2005 годы более 39,8 тысячи объектов. Доходы государства за это время превысили 334 млрд тенге.
Проводившуюся в то время политику следует назвать, скорее, разгосударствлением: предприятия передавали в собственность трудовым коллективам или предпринимателям для упразднения государственного монополизма. Также целями были формирование многоукладной экономики, её децентрализация и освобождение государства от прямого управления хозяйством. В результате передачи предприятий рынку должна была вырасти эффективность управления: традиционно считается, что "частник" лучше управляет каким-то бизнесом, чем государство.
Большая часть предприятий в производстве и сфере услуг, за исключением стратегических отраслей, была приватизирована. Однако очевидно, что приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике, а лишь усиливает конкуренцию в ней. Появление в Казахстане крупных холдингов, созданных на основе приватизированных предприятий, говорит о том, что такая практика действительно успешна.
Приватизационным процессам в Казахстане до сих пор дают разные оценки, но, тем не менее, было сделано главное: государство больше не руководило монопольно экономикой, рынок удалось запустить.
В 2011 году начался новый этап приватизации – была принята программа "Народное IPO". По ней казахстанцам предлагали купить акции государственных компаний, первыми из которых стали оператор электроэнергической системы KEGOC и оператор магистральных нефтепроводов "КазТрансОйл". Всего в ней приняли участие 76 тысяч физических лиц.
Позже, в конце 2015 года, Правительство Казахстана приняло новый "Комплексный план приватизации". В этот список вошло много крупных госкомпаний: железнодорожный оператор "Қазақстан темiр жолы", нефтегазовый гигант "КазМунайГаз", атомная "Казатомпром", энергетическая "Самрук-Энерго", горнорудная "Тау-Кен Самрук", "Казпочта", авиакомпания "Эйр Астана" и многие другие.
Какие успехи уже достигнуты?
К февралю 2019 года исполнение по новому плану приватизации составило 84%. Из 898 объектов комплексного плана были выставлены на продажу 530, из которых проданы 473 объекта на сумму 470 млрд тенге. Часть объектов ликвидировали, ещё часть – реорганизовали.
На 2019 год были озвучены планы приватизировать 123 объекта, а в 2020-м – 22 крупнейших топовых объекта фонда "Самрук-Казына", в том числе и через IPO.
Пока из всего списка приватизации через первичное размещение прошла только атомная компания "Казатомпром". Её IPO на фондовых биржах в Лондоне и Нур-Султане состоялось в ноябре 2018 года. Эксперты признали его успешным, а из-за высокого спроса среди инвесторов компания была вынуждена провести ещё одно размещение – уже осенью 2019-го. В итоге у государства осталась доля в 81,28%. Будут ли ещё выставлять пакеты акций на бирже – неизвестно.
Читайте также: "Казатомпром" продал 15% своих акций. Было ли это IPO действительно успешным?
В начале 2019 года озвучивались планы так же, через IPO, частично приватизировать телеком-оператора "Казахтелеком" и авиакомпанию "Эйр Астана", а уже в 2020-м – "Қазақстан темiр жолы", "КазМунайГаз", "Казпочту" и "Самрук-Энерго". Однако сроки размещений пришлось пересмотреть. Например, "ҚТЖ" пока решили не выставлять на приватизацию из-за высокой долговой нагрузки. Этот вопрос отложили до 2023 года.
Сейчас известно, что IPO "КазМунайГаза" и "Казахтелекома" пройдут в 2020 году. В компании сейчас идёт работа по улучшению в части корпоративного управления, анализируются рынки и готовится проспект эмиссии ценных бумаг, отметил Алмасадам Саткалиев. Что касается "Казахтелекома", то здесь конкретные сроки зависят от рыночной конъюнктуры.
О важности учёта ситуации на рынках ранее в интервью Informburo.kz рассказывал глава биржи AIX Международного финансового центра "Астана" Тим Беннетт. По его словам, последние 18 месяцев на глобальных рынках капитала ситуация была достаточно сложной.
Читайте также: Тим Беннетт, AIX: Если мы не дадим компаниям возможность привлечь капитал в Казахстане – они пойдут в другое место
В нынешних условиях государству выгоднее проводить приватизацию не продажей стратегическому инвестору, как это было раньше, а размещением на бирже. Так можно обеспечить не только прозрачность продажи, но и повысить в конечном итоге стоимость самих компаний, привлекая широкий круг инвесторов. Пример этому – "Казатомпром", акции которого выросли в цене до 13 долларов за штуку при размещении в 12 долларов. На пике в июле 2019 года они достигали стоимости в 17,4 доллара.
Как приватизация может помочь экономике?
В обзоре Казахстана консалтинговая компания The Boston Consulting Group пишет, что приватизация открывает сразу несколько возможностей: структурные изменения экономики и стимулирование деловой активности за счёт развития здоровой конкуренции, финансовых и рыночных институтов, стандартов корпоративного управления.
Но чтобы полностью реализовать их все, возможно, придётся отказаться от идеи получить много денег от приватизации в краткосрочной перспективе. Дело в том, что приватизация государственных компаний-монополистов без реорганизации отраслей, в которых они работают, может привести к негативным последствиям для экономики. Например, приватизация телекоммуникационной отрасли в Мексике привела к созданию частной монополии. Прибыль, извлечённая из компании новым владельцем, сделала его одним из богатейших людей мира, но выросшие тарифы на телеком-услуги нанесли ущерб развитию экономики Мексики.
Программа приватизация на нынешнем этапе открывает возможности для развития финансовых институтов и стандартов управления за счёт публичных размещений акций государственных предприятий. Именно таким методом был приватизирован пакет акций "Казатомпрома", по такому пути последуют и другие крупные нацкомпании.
МФЦА, пишут в BCG, сможет дать толчок созданию полноценного рынка капитала, без которого невозможно устойчивое развитие экономики. Такие страны, как Турция, Сингапур и страны Ближнего Востока, делают ставку на связку программ приватизации с развитием фондового рынка. К примеру, большинство турецких компаний привлекают капитал через биржу Borsa Istanbul, капитализация которой достигает 50% от ВВП страны.
И "Казатомпром", и другие нацкомпании, которые пройдут через IPO, размещаются в Нур-Султане на бирже AIX. Так, в Казахстане развивается интегрированный рынок капитала, к которому есть доступ и у казахстанских, и у зарубежных инвесторов. Подтверждение этому – проведённые осенью 2019 года SPO "Казатомпрома" и крупнейшего банка страны – Народного банка.
Такой двойной листинг позволяет добиться сразу нескольких целей: есть более широкий охват инвесторов, а также вовлечение в число акционеров профессиональных инвесторов, заинтересованных в успехе компании. А это означает и улучшение управления всей компанией в целом. В целом статус публичной компании повышает требования по качеству менеджмента и прозрачности ведения бизнеса. Чем больше таких прозрачных компаний будет на рынке страны, тем выше доверие инвесторов, а это напрямую влияет на развитие экономики.
Также приватизация через размещение акций даёт возможность развивать в Казахстане базу розничных инвесторов из числа казахстанцев. Получив доступ к новому инструменту для вложений – акциям крупных нацкомпаний, они смогут получать дивиденды от их деятельности.
Главное, что даёт приватизация стране, – это инвестиции. Не только деньги от продажи активов, но и их дальнейшее развитие. Заинтересованные в росте компании инвесторы приносят с собой технологии и стремятся развивать человеческий капитал. В условиях возможной приватизации "Казахтелекома" это означает помощь в развитии сетей стандарта 5G, а в случае "КазМунайГаза" – новые технологии добычи и транспортировки нефти.
Так, программа приватизации поможет достичь сразу нескольких целей: не только принести государству деньги от продажи активов, но и улучшить корпоративное управление и принести нужные экономике инвестиции и технологии.