Прямой эфир Новости спорта

При своих интересах. Что будет, если пять стран Центральной Азии и Афганистан объединятся в союз?

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Вокруг Центральной Азии происходят сложные процессы. Чтобы защитить себя и свою экономику, пять стран могут создать союз, включив в него и Афганистан.

Союз из пяти стран Центральной Азии и Афганистана вполне может стать новым участником большой внешнеполитической игры со своими интересами, правилами, защитными мерами, свободным передвижением рабочей силы и капиталов. Об этом говорили эксперты на площадке Института мировой экономики и политики (ИМЭП).

В зоне интересов мировых игроков

Региону сейчас непросто. Между странами Центральной Азии периодически возникают территориальные споры, приводящие к человеческим жертвам. К тому же Центральная Азия находится в зоне интересов мировых игроков – таких держав как Китай, США, Россия и Европа. Но и это ещё не всё. Державы регионального плана – Иран, Индия, Турция также пытаются реализовывать какие-то свои собственные видение и стратегию в отношении Центральной Азии.

"Страны Центральной Азии участвуют в разных по своей направленности и характеру интеграционных и международных форматах сотрудничества – это и ЕАЭС, и Организация тюркских государств, и Шанхайская организация сотрудничества, и китайская Инициатива пояса и пути. Этот список можно продолжать достаточно долго, – в своём вступительном слове отметил директор ИМЭП Ержан Салтыбаев. – Однако остаётся непонятным, как все эти инициативы и проекты могут сочетаться между собой и вообще возможно ли это".

Как считает Салтыбаев, наибольшая интеграция сейчас происходит в рамках ЕАЭС. Но из пяти стран в эту организацию входят только два государства Центральной Азии – Казахстан и Кыргызстан. Китайская инициатива пояса и пути нацелена на транспортно-логистические проекты, но в последнее время, как видно из статистики, отмечается снижение объёмов инвестиций. Интеграция в рамках Организации тюркских государств тоже пока находится на уровне политических деклараций, меморандумов.

"На этом фоне неудивительно, что страны Центральной Азии пришли к пониманию о необходимости в углублении региональной интеграции, – сказал директор ИМЭП. – Подписание в ходе IV Консультативной встречи глав государств Центральной Азии Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке стало по-настоящему прорывным историческим документом, демонстрирующим понимание лидерами стран региона стратегической важности интеграции".

"В мире продолжается кризис всей системы международных отношений, в том числе и экономических. Всё это заставляет государства Центральной Азии сплотиться и объединиться в целях обеспечения устойчивого роста", – подчеркнул начальник управления по вопросам изучения региональной безопасности Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Комрон Хидоятзода.

По словам таджикского эксперта, с учётом сохраняющейся внешней угрозы для стран Центральной Азии важно добиться скорейшего политического решения существующих внутрирегиональных проблем. При этом на особом контроле должен находиться диалог по разрешению пограничных споров.

"Всё сложнее становится обеспечивать военно-политическую устойчивость региона. Ряд внешних игроков имеют мощный потенциал для дестабилизации Центральной Азии", – подчеркнул эксперт.

Союз "С5+Афганистан": новый тип отношений в глобальном масштабе

Если создавать союз, то каким он должен быть? Закрытым, где всё только для своих? Открытым, когда совместными силами идёт активная работа на мировой экспорт? Определённого мнения на этот счёт у экспертов нет. Вот только вызовы вокруг такие, что нужно объединиться для противостояния и защиты экономик.

"Вокруг Центральной Азии происходят тектонические процессы глобальной трансформации. Военный конфликт в Украине, наложенные на Россию беспрецедентные санкции, критический рост напряжённости между США и Китаем, надвигающаяся мировая рецессия создают вызовы, требующие скоординированной реакции всех государств региона", – сказал директор ИМЭП.

Другой важный вопрос: кто вообще должен входить в союз? Профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев считает, что надо бы поломать представление о том, что Центральная Азия – это всего пять стран.

"С моей точки зрения в Центральной Азии доминирует такое наивно-романтическое и формальное понимание региона, что пять республик составляют регион. Мы не готовы осмыслить формацию Центральной Азии в каких-то других границах – например в расширенном или, напротив, в суженном варианте. А ответ на вызов – это должно быть конструирование чего-то нового, – сказал Рустам Бурнашев. Он добавил, что нас активно подталкивают сделать выбор в конфликте вокруг Украины, но для наших стран это невыгодно. – Сохранение многовекторности стран Центральной Азии остаётся ключевым фактором для успешного регионального сотрудничества", – подчеркнул профессор.

В общем стремление сохранить многовекторность, по мнению профессора, должно стать одним из ключевых факторов в основе регионального сотрудничества. А чтобы регион стал безопасным, нужно интегрировать и Афганистан.

"Это может стать объединением Центральной  и Южной Азии через Афганистан. Строя проект – мы тем самым строим безопасность. Безопасность, в том числе в Афганистане, является не условием, а следствием", – заявил Бурнашев.

Кстати, за включение Афганистана в возможный союз высказался и директор общественного фонда Financial Freedom Расул Рысмамбетов.

"Для меня регион – это С5, конечно. Но плюс ещё кто-то. Например, плюс Афганистан. Без спокойствия в Афганистане мы будем тратить много денег на военные услуги, будем просить Россию, Китай или США: приходите, защищайте нас. Афганский рынок это 40 миллионов человек. Афганистан очень хорошая возможность для нашего региона, чтобы мы могли совместно работать. Было С5 – станет С6", – сказал Расул Рысмамбетов.

Аграрно-сырьевой придаток развитых государств

"Наличие границ не всегда указывает на наличие каких-то серьёзных экономических контактов. К примеру, с Туркменистаном у Казахстана есть общая граница, а с Таджикистаном нет, ещё и сложная логистика, тем не менее, товарооборот Казахстана с Таджикистаном выше в три раза, чем с Туркменистаном", – отметил политолог, руководитель общественного фонда "Мир Евразии" Эдуард Полетаев".

Полетаев проанализировал экспорт и импорт между странами, оказалось, что основные партнёры Казахстана – это Россия и Китай, на третьем месте Италия.

"Причём если Казахстан входит в десятку основных торговых партнёров для всех стран Центральной Азии, то для Казахстана из стран Центральной Азии только Узбекистан входит в число 15 основных партнёров, – подчеркнул политолог. – У Кыргызстана один из основных экспортных партнёров – Швейцария, потому что там золото перерабатывается. У Туркменистана основа экспорта – это газ. Казахстан – это нефть. У Центральной Азии достаточно узконаправленный экспорт – это аграрно-сырьевой придаток развитых государств, хотелось бы нам того или нет. Резюмируя скажу, что до сих пор, к сожалению, менее 1% глобальной торговли приходится на Центральную Азию".

"Мы должны стремиться к формированию единого экономического пространства, предусматривающего функционирование полноценного режима свободной торговли между странами Центральной Азии. Механизм позволит координировать создание благоприятных условий для наращивания экономического и инвестиционного потенциала, в том числе, подчеркиваю, в приграничных регионах. На границах Узбекистана с соседями уже функционируют зоны индустриального развития, зоны свободной торговли", – сказал руководитель отдела Центральной Азии Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Мурад Узаков.

Подводя итоги, директор ИМЭП Ержан Салтыбаев отметил, что центральноазиатская интеграция открывает перед странами региона множество перспектив, в то же время в этом направлении предстоит ещё много работы.

"Центральноазиатская интеграция – это процесс, который будет занимать достаточно длительное время. Существует немало "узких мест", и первый вызов – это расширение возможностей транспортных коммуникаций. Предстоит разрешить водно-энергетические вопросы, пограничные вопросы, а также вопросы миграции. Очевидно, что все вопросы не могут быть разрешены в краткие сроки, однако важно само движение в данную сторону. И мы видим последовательную и твёрдую позицию президента Касым-Жомарта Токаева в этом направлении, которая уже начинает приносить конкретные результаты", – заключил директор ИМЭП.


Читайте также:


Новости партнеров