Казахстанские экономисты выразили свой протест на просторах социальной сети Facebook. Текст совместного заявления опубликован на странице Рахима Ошакбаева.

Его подписали Толеген Аскаров, Жарас Ахметов, Саян Комбаров, Меруерт Махмутова, Асет Наурызбаев, Расул Рысмамбетов и Мухтар Тайжан.


Рахим Ошакбаев

Рахим Ошакбаев / Фото Facebook

"Мы, группа экономистов, выражаем свое несогласие с предложением Министерства национальной экономики снизить пороговую ставку НДС, что по сути является дополнительным налогообложением малого бизнеса. Мы выступаем против повышения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес", – говорится в заявлении.


Экономисты пытаются снизить давление на средний и малый бизнес

Скрин страницы Facebook

Эксперты считают, что кредиты, которые получит из бюджета БРК и ожидаемые дополнительные поступления взаимосвязаны. Другими словами, за счёт малого и среднего бизнеса планируется финансировать проекты, в которых участвует Банк развития Казахстана.

В качестве обоснования для заявления приведены несколько аргументов. Так, экономисты считают, что дополнительный доход по НДС не обеспечит бюджетную устойчивость и не решит вопрос эффективности расходов бюджета.

"В целом, по оценкам Министерства национальной экономики РК, ожидается, что плательщиками НДС в 2018 году станут 8 510 субъектов, в 2019 году – 6 006 субъектов, в 2020 году – 19 154 субъектов. Таким образом, более 33 тысяч субъектов МСБ получат дополнительный налоговый пресс и станут плательщиками НДС", – приводят экономисты расчёты Минацэкономики.


Эксперты уверены, что новый Налоговый Кодекс навредит экономике Казахстана

Скрин страницы Facebook

Также, по мнению экспертов, повышение порога по НДС не выведет бизнес из тени. По данным МНЭ, от всего возможного НДС уплачивается оценочно около 11%, то есть 89% возможных доходов от НДС не уплачиваются. Это является основным аргументом в пользу решения об отмене НДС и переходу к налогу с продаж.

"К сожалению, Министерство национальной экономики чётко не обозначило среднесрочные приоритеты по бюджетной и налоговой реформам. О них мы можем только догадываться, основываясь на отдельных сигналах", – заявили экономисты.

В конце своего обращения экономисты призвали всех причастных – Правительство, депутатов Мажилиса, ассоциации малого бизнеса – содействовать приостановке принятия данного необоснованного предложения до полного и всестороннего анализа последствий увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.

Свою поддержку уже высказали депутаты фракции "Ак жол".


Руководитель фракции "Ак Жол" Азат Перуашев

Руководитель фракции "Ак Жол" Азат Перуашев / Фото Informburo.ru

Фракция "Ак жол" 26 октября на заседании Мажилиса также отказалась поддержать подготовленный Правительством и Нацбанком проект поправок в Налоговый кодекс. Принявшие участие в голосовании депутаты воздержались, в то время как поправки были всё же приняты - большинством голосов.

Об этом заявил руководитель фракции Азат Перуашев. Он указал в своём выступлении на ряд концептуальных возражений, сообщает пресс-служба ДПК "Ак жол". Одним из требований демократов стала реализация альтернативных мер поддержки бизнеса.

"В рамках этого же законопроекта, мы, например, увеличиваем налоговую нагрузку на малый бизнес. Со следующего года также отменяется действие налогового режима таможенного склада, который был предназначен для обрабатывающей промышленности", – подчеркнул руководитель фракции "Ак жол".

Правительство объясняет эти шаги, в том числе, требованиями ВТО. Однако на это у "Ак Жола" есть возражения. Они приводят слова Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, сказанные им ещё в 2012 году. Он сказал, что в се страны мира поддерживают своего производителя. Тогда Глава государства поручил Правительству и фонду "Самрук-Казына" изучить международный опыт и разработать такие меры.

В "Ак жоле" считают, что без этого ситуация с налоговыми преференциями выглядит крайне несбалансированно.

26 августа стал днём жарких дебатов по поводу поправок в Налоговый Кодекс РК.

Депутаты Мажилиса рассмотрели и одобрили в первом чтении проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования". Документом предлагается пересмотреть действующее минимальное пороговое значение для постановки на регистрационный учёт по НДС, освобождение от уплаты КПН с доходов, полученных при списании задолженности по вознаграждениям стратегическими партнёрами национального оператора в области нефти и газа по системе "carry финансирование" в случае отсутствия коммерческого обнаружения по разведываемым месторождениям.

Также предусматривается освобождение от уплаты ИПН физическими лицами, относящимися к социально-уязвимым слоям населения, и банков второго уровня от КПН в рамках реализации Программы по рефинансированию ипотечных жилищных займов, утверждённой Национальным банком Республики Казахстан, направленной на сокращение объёма "неработающих" банковских займов.

Председатель Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин после рассмотрения проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования" сделал замечание руководству Министерства финансов.

"Некоторые вещи, откровенно надо сказать, коллеги без всякой обиды должны принимать. Сейчас депутат Яковлева напомнила о сроках всеобщего декларирования. Было лето этого года, когда депутаты партии "Нур Отан", там же ещё и фракция "Акжол", КНПК, ну просто разложили по полочкам полную неготовность Министерства финансов и его подразделений к взятым перед Главой государства обязательствам начать декларирование. За это и ответить могли, но это не наша прерогатива", – сообщил спикер Мажилиса.

Нигматулин пояснил, что внедрение всеобщего декларирование на 2020 год отложили не по инициативе депутатов. По его словам, на это повлияла провальная работа Министерства финансов.

В рамках обсуждения законопроекта зампредседателя Национального банка Алпысбай Ахметов в ходе пленарного заседания Мажилиса РК предоставил информацию депутатам о неработающих кредитах в банках второго уровня. По его словам, в 2013 году объём неработающих кредитов составлял свыше 30% от ссудного портфеля всех банков второго уровня, что было очень критичным. Он напомнил, что банки стали передавать неработающие кредиты организации по управлению стрессовыми активов (ОУСА).

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter