Государственные программы в контексте истории страны, особенно на этапе её становления, всегда выступают в роли своеобразных опознавательных знаков. Это расстановка приоритетов, важные акценты и первые результаты. Как менялись и совершенствовались ориентиры за 30 лет независимости нашей страны рассмотрим в рамках первой части экскурса в историю отечественных государственных программ.
№ 1. Государственная программа первоочередных мер по борьбе с преступностью и укреплению правопорядка на 1993–1995 годы
Правовая и социально-экономическая ситуации были сложными. До этого правоохранительная деятельность в стране определялась Программой борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, утверждённой в Казахской ССР в 1989 году. Многие положения того документа утратили своё значение, а некоторые вошли в противоречие с обновлённым законодательством.
За пять лет преступность выросла вдвое и носила насильственно-жестокий и корыстный характер. Добавьте к этому экономические реформы, переходный к рыночным отношениям период, с одной стороны, и нарастание внутренних и внешних кризисных явлений, имущественное расслоение общества, безработицу – с другой. Всё это вело к росту социальной напряжённости, осложнению криминогенной обстановки с резким ростом опасных проявлений, документальной волоките в утверждении основных кодексов, формированию теневой экономики. Требовались принципиальное обновление правовой политики, организация эффективной защиты прав и свобод граждан и всех форм собственности.
Результаты
Основная цель, которую удалось достичь, – реорганизация системы правоохранительных органов. Впервые были сформулированы концептуальные положения: преемственность традиционных, проверенных практикой и современных форм борьбы с преступностью, повышение ответственности органов власти и управления за состояние законности и правопорядка, объединение усилий органов и общества в борьбе с преступностью, решение вопросов финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительной системы.
№ 2. Государственная программа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом,1996 год
На момент принятия Программы казахская диаспора в странах дальнего и ближнего зарубежья составляла треть всей нации, или 4,3 млн человек. Большая часть из них вынужденно покинула историческую родину. Необходимо было сохранить и приумножить национально-культурные, духовные и языковые потребности соотечественников за рубежом и обеспечить всестороннюю поддержку гражданам, вернувшимся на родину. Программа состояла из шести основных разделов: научное обеспечение, нормативно-правовая база, образование, культура, туризм и спорт, вопросы книгоиздания и СМИ и организационные меры.
Результаты
Проведено этнодемографическое и этнокультурное исследование казахской диаспоры в плане исторического развития и динамики происходящих процессов социально-экономической, политической и культурной жизни на местах. Определены дальнейшие векторы развития национального самосознания и социально-культурного развития. Программа предусматривала систематизацию нормативно-правовой базы в отношении лиц, желающих вернуться на историческую родину (в том числе в вопросах трудоустройства, обеспечения жильем, образования, оказания материальной помощи и предоставления определенных льгот на период адаптации).
№ 3. Государственная программа развития массового спорта на 1996–2000 годы
Согласно приведённой оценке, в стране на момент разработки и принятия наблюдался высокий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней органов дыхания, зафиксированы низкая продолжительность жизни, дефицит спортивных сооружений, детско-юношеских спортивных школ и залов. Наблюдалась нехватка специалистов. Только восемь человек из ста регулярно занимались физической культурой и спортом. Требовалось принятие срочных стратегических и тактических мер (в том числе адаптация нормативных актов, модернизация всей индустрии, информационно-образовательная работа).
Результаты
- Дан старт формированию понятия "здоровый образ жизни", в том числе среди населения дошкольного и школьного возраста, и созданию условий для дальнейшего развития индустрии.
- Число граждан, занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось на 30–50%. Уровень заболеваемости снизился на 10–12%.
- Обозначена потребность в развитии материально-технической базы и квалифицированных кадрах.
- Поднят вопрос о реконструкции действующих спортсооружений и площадок и строительстве новых.
- Определены и закреплены финансовые нормативы, необходимые для развития массового спорта.
№ 4. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы
Ранее Казахстан в качестве основного вектора выбрал индустриально-инновационное развитие. Впоследствии решение оказалось стратегически верным, и дальнейшие шаги были сделаны в сторону диверсификации экономики и ухода от сырьевой зависимости. Созданы базовые госинституты (Нацфонд и АО "ФНБ "Самрук-Казына"), обеспечивающие устойчивость экономики и консолидирующие потенциал государства на прорывных направлениях. В рамках инвестполитики совершенствовалась законодательная база. Однако были и негативные проявления, которые предстояло решить: симптомы "голландской болезни" экономики, "перегрев" отдельных секторов и сохранение сырьевой направленности. Тем не менее положительная динамика производительности сохранялась. Необходимо было максимально реализовать свой потенциал на рынках Таможенного союза и закрепить позиции в Азии и СНГ. На таком фоне и была создана ГПФИИР в формате "первой индустриальной пятилетки".
Основное программное направление заключалось в развитии и поддержке приоритетных секторов экономики, обеспечивающих её диверсификацию и рост конкурентоспособности:
- в "традиционных индустриях" – нефтегаз, горнометаллургия, химическая и атомная промышленность;
- "на базе внутреннего спроса" – машиностроение, фармацевтика, стройиндустрия;
- с экспортным потенциалом – АПК, легкая промышленность, туризм;
- "экономика будущего" – информационные и коммуникационные технологии, космическая деятельность, возобновляемые источники энергии.
Результаты
Согласно опубликованным итогам, первая пятилетка ГПФИИР стала прорывной и всеохватывающей, расставила приоритеты и определила векторы развития не только на пять лет – на десятилетия вперед. Она охватила большую часть общесистемных направлений (развитие предпринимательства и МСБ, промышленной инфраструктуры, занятости, создание благоприятного инвестиционного климата), почти все отрасли промышленности.
- Были заложены базовые предпосылки для запуска процесса диверсификации экономики, в том числе Закон РК "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности", "Программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в РК на 2010–2014 годы" и Закон РК "Об энергосбережении и энергоэффективности". В общей сложности внесены поправки в более чем 50 законов.
- Построено и реконструировано около 4 000 км автомобильных дорог (в том числе Западная Европа – Западный Китай, два транзитных коридора Центр – Юг и Центр – Восток).
- Построено 1 700 км железных дорог (Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Бейнеу – Жезказган, Аркалык – Шубаркуль).
- Начали функционировать 13 специальных экономических зон и 23 индустриальные зоны.
- Для поддержки бизнеса были приняты программы: "Производительность-2020", "Инвестор-2020", "Дорожная карта бизнеса-2020".
- Разработаны и запущены инструменты поддержки – льготные кредиты и лизинг, инновационные, экспортные гранты, сервисная поддержка.
№ 5. Программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта на 2010–2014 годы
Основными задачами стали: построение комплексной системы стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в несырьевые экспортоориентированные и высокотехнологичные производства; интеграция в мировую торговую систему через продвижение экспорта обработанных товаров, перераспределение инвестпотоков из добывающего в перерабатывающий сектор экономики. Акцент был сделан на привлечение целевых инвесторов из списка компаний Global, диверсификацию источников инвестиций (семь стран по 5%).
С 2005 по 2009 год объём прямых иностранных инвестиций к ВВП составлял от 11,6% до 17,6% (по опыту развитых стран он должен составлять 30–40%). Наблюдался прирост в течение трёх предыдущих лет, однако темп оставался нестабильным, колеблющимся. На момент принятия Программы, по мнению экспертов ООН и Всемирного банка, Казахстан входил в число наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран. РК первой среди стран СНГ получила рейтинги инвестиционного класса Moody's (в 2002 году), Standard&Poor's и Fitch (в 2004 году). Из сильных сторон инвестклимата в Казахстане – экономическая и политическая стабильность, выгодное географическое положение, наличие природных и минеральных ресурсов, приоритет инвестполитики на государственном уровне. Среди негативных факторов – отсутствие системности, несовершенство законодательной базы, таможенный и валютный режим как слабо конкурентные условия, неразвитость инфраструктуры.
Требовалось формирование эффективной системы продвижения экономических интересов и оперативного устранения торговых и неторговых барьеров на внешних рынках, а также дальнейшее развитие институтов продвижения обработанного экспорта. Глобальная задача – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран (в 2009–2010 годах, по данным отчета Всемирного экономического форума, Казахстан находился на 67 месте). Инвестиционный климат Казахстана должен был быть как минимум не менее привлекательным, чем в других странах – участниках Таможенного союза. Для этого необходимо было принять ряд системных мер экономической политики на макроуровне и селективно-оперативных – для поддержки отдельных секторов, предприятий или проектов.
Результаты
Выстроена системная и последовательная государственная политика по привлечению инвестиций. Определены приоритетные и привлекательные отрасли с разделением на проекты и направления деятельности. Основной упор сделан на развитие СЭЗ и ИЗ, которые являются фактором ускоренного экономического роста и дают возможности для создания высокоэффективных, высокотехнологичных и конкурентоспособных производств, выпуска новых видов продукции, совершенствования правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем, создания рабочих мест.
По данным "Фонда национального благосостояния "Самрук-Қазына", общий объём прямых иностранных инвестиций в период с 2010 по 2017 год составил 182,5 млрд долларов, из них в новые проекты – 82 млрд долларов, в несырьевой сектор – 28,5 млрд долларов. Иностранные инвестиции вернулись в Казахстан.
-
1🌡Прогноз погоды на 22 ноября: сильный ветер ожидается во многих регионах Казахстана
- 2727
- 0
- 4
-
2🌋 Вулкан в Исландии вновь извергся: популярный курорт эвакуировали
- 2402
- 0
- 6
-
3🟢 В Казахстане стало меньше молодёжи, которая нигде не учится и не работает
- 2409
- 2
- 15
-
4💰 Курс доллара к тенге немного снизился на бирже 21 ноября
- 2388
- 0
- 8
-
5🌳200 деревьев в подарок городу: Kolesa Group озеленила Алматы
- 2139
- 1
- 30
-
6⚡️Международный уголовный суд выдал ордер на арест Нетаньяху
- 2323
- 0
- 74
-
7⚠️В двух областях Казахстана ограничили движение на трассах из-за непогоды
- 2212
- 0
- 8
-
8‼️Движение трёх пригородных маршрутов приостановили в Аcтане
- 2151
- 0
- 3
-
9⚡️Рекорды по ипотечным кредитам: число заявок и одобрений растет
- 2197
- 2
- 7
-
10✍️Верховный суд будет пересматривать дела в исключительных случаях – Токаев подписал закон
- 2350
- 1
- 17