Последствия трагического января: грозит ли Казахстану радикализация

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com

Видео, на котором радикалы читают намаз возле госмузея в Алматы в день погромов, вызвало шок и негодование казахстанцев.

Видеокадры с читающими намаз участниками алматинских беспорядков вызывает недопонимание и возмущение у многих казахстанцев. Прикрываясь исламом, люди совершали грабежи, поджоги и применяли насилие. Эксперты не исключают, что эти люди могли состоять в деструктивных радикальных течениях, сообщает "31 канал".

Это кадры запечатлела видеокамера вблизи Центрального государственного музея Алматы. Двое мужчин в балаклавах расположились на асфальте и читают намаз. Лица при этом закрыты, а рядом на земле лежат то ли палки, то ли дубинки. Это происходило 5 января в 22 часа 10 минут, то есть после того как захватили и подожгли акимат города, резиденцию президента.

Теолог Расим Челидзе, просмотрев видео, говорит, что на мирных верующих они не похожи.

"Мы имеем дело с неким новым направлением, так сказать, с новым "штаммом" религиозного течения. Я просматривал, есть элементы и ханафизма, и ханбализма или же салафизма. Поэтому сейчас с уверенностью можем сказать, что есть некое новое явление.

Люди, держа вокруг себя эти дубинки, не имели мирных целей, явно эти люди исповедуют собственную религию", – отметил эксперт.

Впрочем, это не единственные кадры, где люди читают намаз перед тем, как идти на штурм зданий и разрушение гражданских объектов. Например, похожую картину сняли камеры наблюдения возле телеканалов на центральной площади города. В итоге толпа насильственным путём захватила здание и подожгла объект.

В Центральной мечети Алматы говорят, что истинный ислам – это религия мира. Настоящие мусульмане осуждают насилие, грабежи, поджоги и беспорядки.

"Само слово "ислам" означает мир, – подчеркнул наиб-имам мечети Бекзат Сыздыков. – Истинный мусульманин не причиняет вред другому человеку или чужому имуществу.

Но если же человек считает себя мусульманином и покушается на чужое имущество, то мы не можем сказать, что он на истинном пути ислама. Поэтому, когда мы видим кадры, как человек читает намаз перед беспорядками, считаю, что человек находится на неверном пути".

Учёные-религиоведы говорят о том, что отличие радикальных течений от традиционных направлений ислама в том, что для достижения своих целей члены деструктивных направлений могут применять любые методы, будь они мирными или враждебными.

По мнению теолога Асылбека Избайырова, радикалами, которые в начале января разрушали Алматы, могли быть молодые неофиты, только пришедшие в ислам и не понимающие, что эта религия не разрешает фитну (хаос, смуту. – Ред.) и выступает за подчинение правителям. 

"Здесь основная опасность – слияние массы верующих со светской оппозицией", – добавил эксперт.

Для борьбы с деструктивными течениями нужны, по мнению Избайырова, конкурентоспособная идеология и грамотная профилактическая деятельность. 

"Эта проблема будет всегда, если мы не будем опираться на конкурентоспособную идеологию", – сказал теолог.

"Мы должны опираться на конкурентоспособную идеологию в рамках ханафитского мазбаха, который является для нас традиционным, – добавил эксперт. – Сегодняшняя профилактическая деятельность акцент делает на абстрактных косвенных вопросах, тогда как мы должны решать проблему терроризма и экстремизма". 


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров