Навигационная система ADS-B (автоматически зависимое наблюдение-вещание) введена в строй и протестирована в Международном аэропорту Караганды “Сары-Арка”.

Новое оборудование установлено специалистами  РГП “Казаэронавигация” в соответствии с требованиями ICAO (Международной организации гражданской авиации). Технология  ADS-B позволяет пилотам воздушных судов и авиадиспетчерам, работающим в наземных аэронавигационных центрах, отслеживать трафик движения воздушных судов с большей точностью, чем это было доступно ранее, а также получать необходимую аэронавигационную информацию, текущую информацию о погоде.

Технология значительно расширяет информированность пилота о ситуации в воздухе и повышает безопасность полетов. С ADS-B пилоты видят на экранах в кабине информацию о трафике движения  самолётов такого же вида, как и на экранах диспетчеров. Эффективная дальность действия системы составляет более 100 миль. Пилоты воздушного судна могут видеть расположение, курс, скорость и высоту других воздушных судов. ADS-B дает пилотам такие сервисы, как графическое отображение погодных условий и текстовые полетные рекомендации при более низкой себестоимости, чем была ранее, и без платных подписок на подобные услуги.

Кроме того, система позволяет пользоваться информацией о воздушном движении частным лицам с помощью сервиса  Flightradar24.  Для наблюдения за воздушными судами споттеры (любители авиации) используют специальные недорогие приемники ADS-B. Информация с этих приемников по интернет-протоколам поступает на центральный сервер и отрисовывается на карте. 

Тестирование системы в Карагандинском аэропорту было проведено на средства казахстанской компании Air Control. Для этого использовался специально оборудованный самолёт Beechcraft Super King Air 350.


Cамолет-облетчик Beechcraft Super King Air 350

Фото Григория Беденко
Cамолёт-облётчик Beechcraft Super King Air 350

О том, как проходило тестирование, рассказал инспектор летных проверок АО Air Сontrol  Данияр Туле: "Программа была разработана таким образом, чтобы проверить все необходимые параметры вторичного локатора ADS-B. Это ширина "мёртвой зоны", так называемой "воронки". Затем дальность радиолокатора и все посадочные конфигурации. Всё это необходимо для того, чтобы у диспетчера была наиболее точная информация о воздушном судне во время полёта – от запуска двигателей на стоянке до взлета. Мы разбили программу на две части. Начали с облета "воронок" на разных высотах: c минимальной, 600 метров, и до максимальной – 7 500 метров. Двигались по двум противоположным друг другу радиалам, чтобы охватить полностью зону действия этого радара. Ушли на минимально безопасном 70-м эшелоне (2 000 метров) до пропадания сигнала, потом поднялись до максимальной высоты 260-го эшелона (7 500 метров) и также ушли до пропадания сигнала."

По словам Данияра Туле, радар в Караганде видит объекты на минимальной высоте до 160 километров от аэродрома, а на максимальной – до 300 километров. Также была проверена и курсо-глиссадная сиcтема аэродрома.

Согласно документам ICAО, частота лётных проверок наземного аэронавигационного оборудования зависит от категории аэродрома. Проверка навигационных средств должна проводиться не реже одного раза в год. Это радиомаяки, дальномеры, а также курсо-глиссадная система. Алматинский и Астанинский аэропорты, которые относятся к 3-й категории сложности, проверяются один раз в полгода. Компания Air Control – единственная на сегодняшний день в Центральной Азии, которая осуществляет такие работы по заданию РГП “Казаэронавигация”.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter