Прямой эфир Новости спорта

Пойдём по астанинскому сценарию? После утверждения дизайн-кода Алматы у предпринимателей осталось немало вопросов

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Финальную версию дизайн-кода ещё никто не видел...

29 декабря депутаты маслихата утвердили дизайн-код Алматы. Это документ, в котором описывается, каким должен быть облик города, – как должны выглядеть фасады зданий и сооружений, вывески и указатели, малые архитектурные формы и другие элементы городской инфраструктуры. 

О том, что такое дизайн-код, вы могли слышать ещё летом, когда его утвердили в Астане. Тогда мы писали, что в столице начали демонтировать тысячи рекламных вывесок, чтобы убрать визуальный шум с улиц. Этим, конечно, же были недовольны предприниматели, за чей счёт всё это делалось. 

В Алматы решили учесть столичный опыт и сделать внедрение дизайн-кода поэтапным. Бизнесу, по словам акимата, дали 1,5 года, чтобы они адаптировались к новым стандартам, которые будут для них обязательны. 

Но даже с этими уступками у предпринимателей и урбанистов остаётся немало вопросов к новому документу. 

"Предприниматели понесут колоссальные убытки" 

Дизайн-код Алматы – это объёмный документ на 200 страниц. Он включает основную часть и шесть приложений: 

  • носители информации; 
  • навигация; 
  • городская мебель; 
  • озеленение; 
  • фасады; 
  • ограждения. 

Большая часть документа посвящена разделу "Носители информации" – около 100 страниц. В них описано, как должны выглядеть вывески и рекламные конструкции (билборды, афишные стенды, хорека, штендеры, настенные видеоэкраны). Если они не соответствуют требованиям дизайн-кода, то предпринимателям придётся их демонтировать. 

Вот некоторые тезисы из той версии, которая была опубликована на НПА 13 декабря: 

  1. Для элементов навигации и рекламы нужно использовать цвета: зелёный, синий, красный или тёмно-красный, чёрный, белый или светло-серый. 
  2. Шрифты для вывесок и рекламы на исторических зданиях должны быть с засечками, на современных – без. Не рекомендуется использовать курсивное написание шрифтов. 
  3. Вывески должны располагаться в той части фасада, где находится организация с входом в помещение. Они не должны размещаться на балконах и лоджиях, располагаться вертикально. Запрещено использовать электронные табло (бегущие строки) и звуковую рекламу.
  4. Даны размеры рекламных конструкций: билборды должны быть размером 6х3, сити-формат – 1,2х1,8, афишные стенды – 1,8х1,75 и т. д. 
  5. Билборды и афишные стенды с рекламой теперь нельзя устанавливать в районах с исторической и советской застройкой. Там же запрещено размещать рекламу на остановках. Сити-формат и Led-экраны – в исторических центрах. Также рекламные конструкции нельзя размещать в треугольнике видимости, на разделительных полосах и на дорожных ограждениях. При этом указано, сколько метров должно быть от конструкции до деревьев и фасадов домов. 
  6. Остановки наземного транспорта должны быть выполнены по единому проекту. Посадочный карман должен составлять не менее 20 метров. Киоски необходимо встроить в павильон остановок или расположить на расстоянии не более трёх метров, а их фасады должны быть сориентированы к пешеходной части. 

Всё это вызвало споры у предпринимателей. 

"В случае утверждения проекта в текущей редакции субъекты предпринимательства, оказывающие рекламные услуги на LED-экранах, понесут колоссальные убытки, так как значительная часть параметров не может быть настроена под новые требования. К примеру, многие LED-экраны, установленные в городе Алматы превышают площадь 50 м2", – отметил на сайте НПА Айдос Разаков. 

О каких параметрах идёт речь, можно посмотреть на этом слайде. 


В рекламной ассоциации "Бірлік" заметили, что перед утверждением дизайн-кода с предпринимателями провели встречу на площадке НПП "Атамекен", где они указали на неточности в документе. В частности, про формат наружной рекламы 3х6 метров, от которого город отказался ещё в 2015–2016 годах. Сейчас этот формат не разрешён, но есть в дизайн-коде. 

"На что нам последовал ответ одного из разработчика, что мы говорим не про финальную версию дизайн-кода и что в финальной версии этого размера нет. В итоге мы больше часа обсуждали дизайн-код, при этом ни у кого на руках не было финальной версии. Поэтому та встреча, я считаю, была формальна", – заметил в разговоре с Informburo.kz Наиль Ахмеджанов, президент ОЮЛ "Рекламная Ассоциация Бiрлiк". 

Наиль Ахмеджанов добавил, что с тех пор предприниматели каждый день проверяют портал НПА, но финальной версии документа, в которой бы учли все замечания бизнесменов, опубликовано не было. Хотя документ уже утверждён маслихатом города. 

"Но это вообще нонсенс, чтобы мы, участники рынка, не знали, на ком нас, собственно говоря, женили. Разве так в новом Казахстане утверждаются вещи, которые регламентируют в том числе и жизнедеятельность бизнеса? Поэтому мы сейчас в таком неведении и не можем комментировать пункты дизайн-кода. Мы видели начальную версию, которая была опубликована в середине декабря, и те комментарии, которые мы дали на портале НПА, – это лишь десятая доля того, на что мы хотели бы обратить внимание", – разъяснил Наиль Ахмеджанов. 

В рекламной ассоциации "Бірлік" подчеркнули, что дизайн-код противоречит многим законодательным актам и приказам, например, закону "О рекламе", Земельному кодексу, Правилам размещения наружной рекламы. И если руководствоваться нормами дизайн-кода, то часть уже установленных объектов наружной рекламы будет подлежать демонтажу.

К документу есть вопросы не только у предпринимателей, но и у урбанистов. В частности, к пункту о том, что остановки наземного транспорта должны быть выполнены по единому проекту по всему городу. 

"Это нереализуемо в условиях Алматы и любого крупного города, так как остановки по своему размеру и расположению должны соответствовать нагрузке, пассажиропотоку и, соответственно, иметь разный дизайн. Остановки для скоростных видов транспорта на магистральных улицах с множеством маршрутов имеют свои рекомендации по расположению и не могут быть с таким же дизайном с остановками, где останавливается два автобуса в час", – заметила урбанист Елена Ерзакович. 

Претензии есть и у торговцев

Помимо требований к наружной рекламе и вывескам, в дизайн-коде оговорены и другие правила. Например, к НТО. Это нестационарные торговые объекты, то есть продуктовые и газетные киоски, цветочные павильоны, палатки, ремесленные мастерские, уличные кафе, ремонтные мастерские. Вот некоторые из них: 

  1. Павильоны НТО должны располагаться минимум в шести метрах от глухих фасадов зданий, в 10 метрах – от фасадов с окнами, в пяти метрах – от пешеходного перехода. 
  2. Над каждым киоском необходимо оборудовать навес шириной не менее 0,6 метра. Фасады киосков должны быть направлены не на проезжую часть. 
  3. У советской застройки нельзя устанавливать палатки и щиты, в исторических центрах – продуктовые киоски, палатки и ремонтные мастерские, в частном секторе – фаст-фуд киоски, в новых зданиях – мастерские художников и ремёсел. 

"Вызывает большой вопрос определение минимального расстояния от НТО до оси дерева в пять метров, которое взято, по всей видимости, по аналогии с дизайн-кодом Астаны. Но в столице большие пространства и расстояния, а Алматы это очень зелёный город, и проще найти места, где есть деревья, чем где их нет, и крайне непонятно, чем это обусловлено, если не несёт прямой угрозы дереву", – подчеркнул на портале "Открытые НПА" Марат Аймурзаев. 

Что ещё есть в дизайн-коде: 

  1. Мусорные контейнеры должны размещаться на огороженных площадках на расстоянии 20 метров от окон жилых домов, границ физкультурных площадок и площадок для игр и отдыха. При подземном размещении контейнеров возможно сокращение расстояния до шести метров. 
  2. Велопарковки должны быть расположены на расстоянии не менее 30 метров от входа в здания и не более трёх метра от остановок общественного транспорта. Их нельзя устанавливать на газоне, на проезжей части и на автомобильной парковке. 
  3. Парковочные пространства необходимо отделять от пешеходной среды с помощью газона, кадочных растений, парковочных столбиков и цветовой разметки. На магистральных улицах парковки не должны быть перпендикулярными и диагональными. 
  4. Не допускается размещение пристроек к существующим зданиям. 

Этот проект лучше предыдущих 

Несмотря на эти недочёты, в целом урбанисты положительно оценивают проект. В Urban Forum отметили, что "Алматыгенплан" была проделана большая работа, благодаря чему заметен большой прогресс по сравнению с тем, что представлял из себя проект дизайн-кода в 2019 году. Если исходить из того, что этот документ будет гибким, динамичным и реагирующим на особенности его применения, то это дизайн-код, с которым можно работать, считают эксперты. 

Урбанисты подчеркнули, что в текущем виде дизайн-код чрезмерно сконцентрирован на частностях внешнего вида городской среды. А основной задачей любой новой политики должно быть достижение значимых для общества результатов, таких как повышение качества жизни и улучшение функциональных характеристик среды. Частично эта работа начата нынешним проектом дизайн-кода в разделе о доступности входных групп, считают эксперты. Они рекомендуют в перспективе разработать конкретные рекомендации по обеспечению доступности входных групп к каждой серии жилого дома. 

"Дизайн-код не должен ограничиваться задачей эстетизации среды. Размещение муралов, например, должно быть вторичным по отношению к более значимым вопросам улучшения эксплуатационных характеристик здания и повышения комфорта проживания в них, в том числе посредством сейсмоусиления, теплоизоляции", – добавили в Urban Forum. 

Урбанисты просят пересмотреть некоторые положения касаемо размещения НТО, велопарковок и пешеходных ограждений, а также какие пункты дизайн-кода являются лишь "пожеланием" бизнесу, а какие требованием, потому что некоторые формулировки в документе вызывают сомнения. 

Переходный период 

Мы писали запрос в акимат Алматы, чтобы нам организовали интервью с директором "Алматыгенплан" Асхатом Садуовым, но из-за его высокой занятости вместо интервью мы получили письменные ответы руководителя. Вот что сообщили в "Алматыгенплан": 

"Правовой статус дизайн-кода зафиксирован как нормативно-правовой акт. Наша основная задача на данный момент – это разработка этапов его внедрения. Процедуры переходного периода требуют от нас большего внимания и юридической проработки, чем мы сейчас активно и занимаемся вместе с акиматом и маслихатом города". 

Там отметили, что для уникальных территорий (исторический центр и парки) будут разработаны собственные правила. Что касается "силуэтов улиц", то они будут отдельно рассмотрены в мастер-планах полицентров. 

Для поиска новых решений для городской среды в следующем году планируются воркшопы и проектные семинары по реализации пилотных проектов, разработке городской мебели, поиску решений для уникальных территорий города.

Новости партнеров