Прямой эфир Новости спорта

Почти треть среднего бизнеса в Казахстане несёт убытки. Что не так с мерами господдержки

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
С какими трудностями сталкиваются производители?

Почти 30% предприятий среднего бизнеса в Казахстане в первом полугодии терпели убытки. И это притом, что субъектов среднего бизнеса в стране не так много: из 2,2 млн субъектов МСБ только 0,1% составляет средний бизнес, всё остальное – это малый бизнес, большая часть которого (35%) сосредоточена в сфере торговли. Такие данные объявили не так давно во время правительственного часа.

Казахстан проводит политику поддержки МСБ, но тогда почему предприятия несут убытки? Проблема в налогах, неработающих мерах поддержки или жёстком регулировании бизнеса?

"Российские товары заполонили рынок"

Средним бизнесом в Казахстане считаются предприятия с численностью работников от 100 до 250 человек и доходом от 1,1 млрд до 11 млрд тенге в год. По подсчётам Министерства нацэкономики, в стране насчитывается всего 2200 таких предприятий, а их вклад в ВВП остаётся на уровне 2019 года – около 6%.

Как видно, средний бизнес в Казахстане стагнирует. Чтобы понять, почему так происходит, мы опросили представителей отраслевых ассоциаций. У каждой отрасли свои проблемы, но многое их объединяет. 

Батырбек Аубакиров, президент Ассоциации упаковщиков Казахстана, заметил, что убытки предприятий, возможно, связаны с санкциями, наложенными на Россию. Из-за ослабления курса рубля российские товары стали дешевле и активно заполоняют наш рынок. По его мнению, это один из сильнейших факторов, который негативно повлиял на нашу экономику. 

"Это происходит во всех отраслях, но мы, как производители упаковок, первыми это почувствовали. Например, наше предприятие производит картонные коробки для конфет и кондитерских изделий. Производители кондитерских изделий начали отказываться от нашей упаковки в пользу российской из-за её дешевизны. В то же время и потребитель стал предпочитать казахстанской кондитерской продукции российскую", – заметил Батырбек Аубакиров. 

Эксперт считает, что нужно принимать срочные меры для защиты казахстанских производителей. Однако правительство вместо этого планирует повысить ставку НДС (налог на добавленную стоимость), что, по мнению бизнесмена, сделает казахстанские товары ещё менее конкурентоспособными по сравнению с товарами из соседних стран. Как следствие, под угрозой банкротства могут оказаться многие производители. 

"Нам бы хотелось, чтобы налоги не трогали, тем более не повышали. Что касается мер господдержки, то они есть, но их нужно оцифровать, потому что сейчас их сложно отследить и понять эффективность. Также, возможно, стоит пересмотреть эти меры господдержки. Многие проекты были приняты несколько лет назад, а мир быстро меняется, и нужны уже новые подходы к поддержке бизнеса. Государству надо делать упор на производство, а это как раз средний бизнес", – подметил Батырбек Аубакиров. 

С этим, к слову, согласны и депутаты. Сегодня из-за системы налогообложения и из-за того, что меры господдержки в основном направлены на малый бизнес (например, гранты для начинающих предпринимателей в размере 5 млн тенге), субъекты среднего предпринимательства вынуждены дробиться на более мелкие. Об этом на правительственном часе заявила депутат Ляззат Рысбекова.

"Субсидирование АПК непоследовательное"

Особые вопросы к мерам господдержки есть у фермеров. В Зерновом союзе Informburo.kz также заявили, что у многих сельхозпроизводителей в этом году нулевая или близкая к нулю рентабельность. 

"У нас в целом выдался непростой сезон, да и бизнес сам непростой, а когда ему ещё и дополнительные требования навешивают, то становится совсем сложно. Конкретный пример: возврат НДС по нулевой ставке экспортёрам зерна и продуктов переработки. В апреле нам ужесточили требования, в результате если раньше по нулевой ставке экспортёрам возвращалось до 70%, то сейчас – не более 30%. И это несмотря на то, что глава государства сказал разобраться с НДС. Но наши чиновники, видимо, по-своему поняли его распоряжение", – заметил Евгений Карабанов, официальный представитель Зернового союза. 

Он добавил, что субсидирование сельского хозяйства проходит непоследовательно. Каждый новый руководитель меняет меры господдержки, и в итоге фермерам очень сложно планировать бизнес на более или менее долгую перспективу. Это подтверждает и депутат Ляззат Рысбекова. По её словам, за последние пять лет в отраслевые правила субсидирования вносились различные изменения более 50 раз.

"Система субсидирования должна быть более понятной. Важно, чтобы все программы с технической точки зрения работали, чтобы хватало людей на обработку заявок и чтобы поступление денег не задерживалось по причине того, что их в бюджете просто не предусмотрели. Для фермера очень важно, чтобы средства поступали вовремя. У нас очень ограниченные сроки для проведения посевных и уборочных работ", – отметил Евгений Карабанов. 

Не только зерновая отрасль испытывает сложности. К примеру, сегодня существуют очень высокие экспортные пошлины на семена подсолнечника, которые бьют по карману переработчиков и крестьян. Существуют также экспортные запреты на крупный и мелкий рогатый скот, шкуры. В целом, по данным НПП "Атамекен", за последние два года правительство вводило экспортные ограничения на 15 видов сельскохозяйственной продукции для стабилизации цен на внутреннем рынке. Как считают депутаты, это имело свои негативные последствия: срывы контрактов, порча продукции, остановка производства, а также потеря наработанных годами зарубежных рынков. 

Особая проблема и в том, что у предпринимателей нет доступа к длинным дешёвым деньгам. Из всего объёма кредитов, оформленных банками в прошлом году для бизнеса, только 14% были выданы субъектам среднего предпринимательства. 

"Это больше касается производителей, но и нас тоже. Финансовым институтам выгоднее финансировать беззалоговые, потребительские кредиты, чем корпоративный бизнес. При высокой ставке рефинансирования Нацбанка получается, что кредиты для бизнеса стоят дороже: ставка и к этому ещё 5-6% за риски", – заметил Евгений Карабанов. 

"Нужно объединять усилия"

Президент ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Анар Макашева отметила, что на доходность компаний влияют факторы, которые с нами ещё с пандемии: смена поставщиков, изменения в логистике и, как следствие, удорожание товара. Не стоит также забывать о повсеместной проблеме – текучести кадров. Но помимо всего этого есть и другой немаловажный фактор. 

"Средний бизнес в основном работает рядом с крупным бизнесом в качестве сервисных или аутсорсинговых компаний. Поэтому, если у крупного бизнеса снижаются объёмы, это автоматически отражается и на компаниях-партнёрах. Это одна из причин, почему средний бизнес показывает сегодня не лучшие результаты", – подчеркнула Анар Макашева. 

Эксперт привела пример: сегодня активно ведётся работа по развитию автокомпонентой базы. Производители машин привлекают к этой работе МСБ. Как результат, государство в будущем получит нового локального инвестора, рабочие места, высокие технологические компетенции разных компаний и поступления в бюджет. Только такое объединение усилий малого, среднего и крупного бизнеса помогает создать синергию, считает Анар Макашева.

Что касается мер господдержки, то глава отраслевого союза согласна с тем, что необходимо пересмотреть подходы к мерам господдержки МСБ.

"У Казахстана есть большой потенциал в сфере логистики, есть меры поддержки для перевозчиков, в том числе в виде субсидий. Но эта мера не работает: на протяжении нескольких лет не решается проблема возмещения убытков. Однозначно напрашивается решение – изменить саму систему", – отметила Анар Макашева. 

"Рост стоимости коммунальных услуг и продуктов питания"

Другая, но не менее важная проблема у предприятий общепита. Сегодня из 75 тысяч объектов питания 30% составляет средний бизнес. Убытки рестораторы несут из-за: 

  • роста стоимости коммунальных услуг и продуктов питания. В среднем продукты подорожали за год на 40-80%;
  • оттока клиентов. Чтобы привлечь гостей, рестораторам теперь приходится создавать у себя в заведениях "атмосферу": приглашать музыкантов или проводить разные шоу, а также тратить немало средств на маркетинг;
  • кадрового голода. Из-за того, что сейчас заведениям очень сложно найти официантов, многие прибегают к помощи новых технологий, тех же роботов-официантов. 

"В совокупности все эти пункты расходов и приводят рестораторов к минусу. В этом случае предпринимателям очень важно вести свой производственный учёт, чтобы не было никаких кассовых разрывов. В общем, у нас есть хорошие меры господдержки: розничный налог, отмена ненужных 36% норм СанПиНа, предоставление пяти миллионов тенге на покрытие кассового разрыва, программы по трудоустройству молодёжи и людей с инвалидностью, работу которых государство субсидирует. Хороших программ много, государству нужно доносить до бизнесменов, какие возможности у них есть", – считает Вероника Нурпеисова, председатель саморегулируемой Ассоциации общественного питания РК. 

Новости партнеров