Прямой эфир Новости спорта

Почти две тысячи казахстанцев в год погибают в результате ДТП: Что делать?

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
В этом году на дорогах Казахстана погибло 113 детей.

Комитет административной полиции МВД сообщил об увеличении количества ДТП в 2022 году по сравнению с прошлым годом на 9%.

По итогам 8 месяцев 2022 года зарегистрировано 7862 ДТП, в которых пострадало 11 584 человека. Погибло 874 мужчин, 320 женщин и 113 детей. За 8 месяцев 2021 года всего совершено 8307 ДТП, в которых погибло 911 мужчин, 347 женщин, 118 детей.  

В июле, отчитываясь о ситуации с аварийностью на дорогах, в Комитете административной полиции МВД сообщили, что последние пять лет в ДТП ежегодно погибает более двух тысяч человек и ещё более 20 тысяч получают травмы.

Повреждённый в ДТП автомобиль / Фото Informburo.kz

Основными причинами большинства ДТП, согласно анализу дорожных полицейских, являются сознательное нарушение водителями и пешеходами правил дорожного движения: 95% всех ДТП совершаются по вине водителей в основном из-за превышения скоростного режима, нарушения правил маневрирования, выезда на полосу встречного движения и нарушения ПДД пешеходами, велосипедистами, водителями самокатов и скутеров.

Сенаторы бьют тревогу: гибнет очень много детей

О критической ситуации говорят и в парламенте страны. Восемь сенаторов ещё в марте направили депутатский запрос на имя премьер-министра страны с просьбой принять меры.

Депутат сената парламента Акмарал Альназарова представила в парламенте запрос, согласно которому дорожно-транспортный травматизм в Казахстане является основной причиной смертности среди детей в возрастной группе от 5 до 14 лет. По её данным, за последние пять лет лет по причине ДТП погибло 623 ребёнка.

По словам сенатора, в мировом рейтинге (по итогам 2019 года) по смертности в ДТП Казахстан занимает 107-е место с показателем 10,4 погибших на 100 тысяч населения. За последние пять лет 1971 человек признаны инвалидами вследствие ДТП.

Сенаторы сослались на международных экспертов, по данным которых экономические потери страны от ДТП оцениваются в 3% от ВВП. К примеру в 2013 году, когда в 21,5 тысячи аварий погибло 3037 человек и почти 50 тысяч человек получили ранения, Азиатский банк развития оценивал потери в 9 млрд долларов, или 3,98% ВВП.

Сенаторы отметили, что на уровень аварийности влияет и состояние дорог, при том что только десятая часть республиканских трасс имеет две и более полосы движения в каждом направлении и разделительные ограждения, а из 70 тысяч км местных дорог остаются не заасфальтированными 40%.


Читайте также: Три человека, в том числе двое детей, погибли в ДТП в области Жетісу 


По словам Альназаровой, по стране определено 319 аварийно опасных участков, где за последние три года произошло три и более ДТП. Большая часть таких участков приходится на Алматинскую (86), Жамбылскую (69) и Туркестанскую области (48). На эти три области приходится 30% всех ДТП и 44% от числа погибших по всей стране.

Указывая, что большинство аварий по официальной статистике происходит по вине водителей, сенатор видит причины в системе подготовки водителей.  

"Обязательное лицензирование деятельности организаций по подготовке водителей в Казахстане отменено с 2012 года. С 2016 года реализована возможность допуска к экзаменам после самостоятельной подготовки. Если теоретически претендент может подготовиться самостоятельно, то практическая часть подготовки проходит бесконтрольно, большей частью на дорогах общего пользования. С 2019 года функции регистрационно-экзаменационных подразделений по проведению экзаменов переданы из МВД в госкорпорацию "Правительство для граждан", – напомнила Акмарал Альназарова.

В запросе указано, что 705 существующих автошкол в стране находятся на саморегулировании, без контроля их деятельности со стороны государства. Также Акмарал Альназарова отметила, что низкая доступность автоматизированных автодромов при спецЦОНах ввиду большой очереди и частых поломок является одной из причин плохой подготовки водителей, что приводит к авариям.

"По информации Антикоррупционной службы, с начала 2020 года начато восемь досудебных расследований по фактам незаконного получения водительских прав, и предполагается, что таким образом права получили более 1000 человек", – приведены данные в запросе.

Высокая смертность, подчеркнула сенатор, часто обусловлена низким уровнем выживаемости пострадавших в ДТП. В большинстве случае пострадавшие погибают до приезда скорой медицинской помощи.

"Недостаточный уровень практических навыков оказания первой помощи сотрудниками дорожно-патрульной полиции, взаимопомощи водителей и населения ведёт к потере времени, росту осложнений и человеческим потерям. Известно, что оказание помощи в течение первых 10 минут снижает смертность на 50%", – напомнила сенатор Альназарова.  

Участились, по её словам, ДТП с участием животных (по итогам 2021 года рост на 46% с ростом погибших более чем два раза по сравнению с 2020 годом). Сенаторы ссылаются на Минсельхоз, по данным которого в стране остаётся 432 тысячи голов незарегистрированного скота. За 2021 год к административной ответственности за нарушение правил выпаса привлечено более 87 тысяч правонарушителей.

"Без создания дорожной инфраструктуры, предусматривающей скотопрогоны и ограждения проезжей части, мы будем продолжать терять людей. Сохраняется дефицит сотрудников патрульной полиции (119 человек). Имеется острая потребность в дополнительных медико-спасательных пунктах на особо опасных участках трасс", – резюмировала депутат.

Для снижения числа ДТП, по мнению сенаторов, нужно:

  1. Принять меры по предупреждению, устранению гололедицы и обеспечению безопасного движения на дорогах зимой.
  2. Усилить требования к правилам приёма экзаменов и выдачи водительских удостоверений с пересмотром требований к автошколам, в части внедрения лицензирования данной деятельности и пересмотра порядка самоподготовки.
  3. Привести количество сотрудников патрульной полиции на трассах международного и республиканского значения в соответствие с нормами.
  4. Ввести обязательную практическую подготовку сотрудников дорожной полиции базовым аспектам первой медпомощи при автомобильных травмах, а также оснастить машин полиции расширенными тактическими медицинскими укладками.
  5. Создать сеть медико-спасательных пунктов на участках с высокой аварийностью.
  6. Проконтролировать масштабную идентификацию сельскохозяйственных животных местными исполнительными органами.

Премьер ответил, что меры принимаются

Отвечая сенаторам, премьер-министр Алихан Смаилов отметил, что работа по поддержанию автодорог зимой в надлежащем состоянии проводится на системной основе.

"На местах для сдачи экзаменов установлены адаптированная операционная система, видеокамеры для контроля тестируемых, рамочные металлодетекторы, а также используются планшеты по идентификации лица для исключения фактов сдачи экзаменов третьими лицами", – сообщил Алихан Смаилов.

Касательно лицензирования автошкол Смаилов считает, что это не согласуется с приоритетами по сокращению административных барьеров для бизнеса, определёнными Национальным планом развития Казахстана до 2025 года.

По поводу нехватки дорожных полицейских премьер-министр ответил, что в марте текущего года президент одобрил поэтапное увеличение штатной численности МВД, в том числе сотрудников патрульной полиции.

"В ходе прохождения первоначальной профессиональной подготовки будущих полицейских обучают базовым основам оказания первой медицинской помощи, в том числе при ДТП. Для действующих сотрудников на постоянной основе организовываются курсы повышения квалификации при учебных центрах МВД", – сообщалось в ответе премьер-министра.

По словам главы правительства, в комплектацию полицейского патрульного автомобиля входят профессиональная медицинская аптечка с расширенным набором медикаментов, огнетушитель, противопожарное полотно, спасательные круг, жилет и верёвка (для спасения на воде), а также альпинистская спасательная верёвка. В местах патрулирования, отдалённых от трассовых медико-спасательных пунктов, полицейские автоэкипажи дополнительно оснащаются ручными аварийно-спасательными инструментами для резки металла.

"На сегодня функционируют 40 медико-спасательных пунктов, в каждом из которых имеется реанимобиль, оснащённый специальной медтехникой, имуществом, комплектом специального аварийно-спасательного оборудования. С целью повышения уровня охвата аварийно-опасных участков дорог экстренной медпомощью планируется создание четырёх новых пунктов: два в Атырауской и по одному в Актюбинской и Жамбылской областях", – ответил Алихан Смаилов.

По поводу совершенствования системы оказания медпомощи пострадавшим в ДТП в ответе говорится, что с 2018 года поэтапно проведена модернизация службы скорой медпомощи с созданием двухуровневой системы её оказания, а также внедрением единой информационной системы управления вызовами в регионах.

Это, судя по ответу премьер-министра, позволило сократить время прибытия бригад до 14 минут.

Алихан Смаилов, напомнив об административной ответственности за неконтролируемый выпас скота, сообщил, что с декабря 2021 года усилена ответственность за совершение данного правонарушения через исключение санкции в виде предупреждения. В целях предотвращения выхода животных на проезжую часть и профилактики ДТП с их участием в проектах строительства и реконструкции автодорог предусматриваются скотопрогоны и сетчатые ограждения.

В приоритете должны быть пешеходы и общественный транспорт

Специалист по транспорту из Алматы Роман Барабанов, указывает на три основные причины столь высокой смертности на дорогах. Это возможность у водителей превышать скорость и неправильно спроектированный дизайн улиц, а также транспортная политика государства в городах.

"Я указываю на дизайн улиц, потому что 72-73% от общего количества ДТП происходит в населённых пунктах, там же больше всего пострадавших и погибших в ДТП с участием пешеходов", – сообщил Роман Барабанов.

Эксперт привёл данные ВОЗ, согласно которым вероятность выживания пешеходов в случае столкновения с транспортным средством, движущимся со скоростью 30 км/ч, составляет 90%, а со скоростью от 60 км/ч – менее 10%.

"Подавляющее большинство улиц городов не имеют должного набора мер по успокоению трафика и обеспечению видимости. Нет островков безопасности на пешеходных переходах, хотя они снижают риск ДТП с пешеходами на 50% и более", – привёл данные он.

Барабанов также делает акцент на отсутствии тротуарных мысов, которые физически предотвращают парковку возле пешеходного перехода, а также уменьшают радиус поворота и заставляют водителя снижать скорость при поворотах. Остановки расположены далеко от пешеходных переходов или есть пешеходные переходы без светофора через четыре полосы движения и более.

Например, если раньше проспект Аль-Фараби можно было перейти по обычному переходу со светофором на перекрёстке с улицей Маркова (переходящей в Жамакаева), приводит пример эксперт, то теперь нужно сделать крюк в 446 метров и где-то 100 из них идти по надземному переходу.

"Отдельная головная боль – это стандарты проектирования. У нас ширина полосы движения в 3,5 метра одинаковая как для улиц с ограничением скорости в 30-40 км/ч, так и для улиц, где допускается скорость 60-80 км/ч. В результате, проезжая сквозь спальный район с ограничением в 30 км/ч, водитель спокойно может разогнаться до 80 км/ч, а также совершать опасные манёвры, не встретив никаких неудобств", – подчеркнул эксперт.

Барабанов говорит, что невозможно кардинально снизить количество пострадавших в ДТП, пока в городах не будет отдан приоритет общественному транспорту над частным как на проезжей части, так и при финансировании инфраструктурных проектов.

"Когда акимат города решает поставить надземный переход, а потом удивляется росту ДТП с пешеходами, которые переходят проезжую часть в неположенном месте, это как раз говорит о том, что не продуманы последствия. Надземный переход – это физический барьер, особенно для маломобильных групп населения переход по нему требует больше времени и усилий", – разъяснил Роман Барабанов.  

Или когда автобусная остановка не связана напрямую пешеходным переходом с остановкой на противоположной стороне улицы. Естественно, люди, по словам Барабанова, будут нарушать, потому что если переходить по правилам, то придётся делать крюк более 800 метров. Нужно менять стандарты проектирования.

Отвечая на вопрос об ответственности властей в лице профильных ведомств в такой трагической статистике, Роман Барабанов сказал:

"Я думаю, ответственность большая. Нужно чтобы на республиканском уровне было заявлено о новых приоритетах в обеспечении безопасности дорожного движения и транспортной политики, где весь приоритет при финансировании и принятии решений будет отдан пешеходам, общественному транспорту и велотранспорту".

Эксперт предлагает, повышая зарплаты специалистов и совершенствуя их профессионализм, поставить всеобщей целью снижение количества погибших в ДТП к определённому году по аналогии со шведской программой Vision Zero – разумеется, прописав обязательства по достижению промежуточных показателей.

Также Роман Барабанов говорит о необходимости создания отдельного Министерства транспорта.

"Казахстан – одна из крупнейших стран мира, и то что всем транспортом заведуют несколько департаментов внутри МИИР – это просто нонсенс, отсюда и проблемы с ДТП, общественным транспортом и межрегиональными пассажирскими перевозками", – резюмировал эксперт. 


Читайте также:


Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров