Прямой эфир Новости спорта

Как бороться с автомобильными пробками в столице

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Свои предложения высказал столичный активист Рустем Жансеитов.

По официальным данным в Нур-Султане зарегистрировано около 400 тысяч автомобилей. Только за последние два года их число увеличилось на 30 тысяч единиц. О том, в чём причина нескончаемых пробок в столице и как с ними бороться, рассказал экономист и общественный деятель, администратор группы в Facebook "Астана, хочу похвалить/пожаловаться" Рустем Жансеитов.

Каковы, на ваш взгляд, основные причины возникновения пробок на улицах столицы?

– Главная причина того, что по столице сейчас в часы пик невозможно ни проехать, ни пройти, в безудержном росте жилищного строительства. Люди приезжают в основном сюда, в Нур-Султан, из регионов именно из-за большого объёма строительства.

Изначально город был предназначен для проживания 600-700 тысяч человек, и дороги, соцобъекты изначально построены определённой ёмкости. Сейчас вся эта инфраструктура не выдерживает такого потока и не справляется.

Нужно остановить массовую застройку или хотя бы приостановить её на несколько лет и в это время заняться расширением дорог, строить мосты, развязки и соцобъекты.

И когда уже станет более-менее просторно, только тогда разрешать точечно новое строительство. А то, что сейчас происходит, да ещё и с уплотнением, это какой-то кошмар!

Фото Informburo.kz

Несколько лет назад один из популярных онлайн-сервисов оценил загруженность дорог Нур-Султана. Выяснилось, что она начинает существенно расти в будние дни, начиная с 7.30, а около 9.00 достигает своего утреннего пика. А вечером количество автомобилей на дорогах начинает расти в 17.30, а в период с 18.30 до 20.00 дорожная ситуация становится особенно напряжённой. Так ли это сейчас или ситуация изменилась?

– Сейчас ситуация практически такая же, но с устойчивой тенденцией расширения промежутков и ухудшения обстановки. Я иногда ночью еду, например встретить кого-нибудь из аэропорта, так вот несколько лет назад ночью на улицах города было вообще пусто,

а сейчас даже в три ночи движение, как днём.

Вроде бы в столице нет как таковой ночной жизни, большинство заведений не работает. Любопытно, куда едут все эти люди?  

 Какова роль уровня вождения самих автолюбителей в создании пробок? Как часто вы сталкиваетесь как водитель с аварийными ситуациями на столичных улицах, безопасно ли ездить в Нур-Султане?

– Зимой пробок было меньше, сейчас больше, потому что многие неопытные водители боятся ездить зимой, а сейчас они высыпали на дороги. Ездят они плохо. Создают кучу проблем.

Я за рулём больше тридцати лет, и если раньше на дорогах чувствовалась подготовка у водителей, они ездили правильно, правила редко нарушались, то сейчас нарушение правил носит повальный характер. Это существенно влияет на увеличение пробок.

То есть неопытные водители на ровном месте могут устроить пробки. Они выезжают на забитые перекрёстки, встают на поворотах, перекрывая остальным проезд. Таких примеров каждый день куча. Более того, такие водители, не зная правил, создают аварийные ситуации, что в целом ухудшает дорожную безопасность.     

Власти утверждают, что c пробками нужно бороться строительством социальных объектов в шаговой доступности, чтобы люди не разъезжали по разным частям города. Какие меры ещё нужно предпринять, чтобы пробок вообще не было? Или их невозможно ликвидировать?

– Отчасти согласен с утверждением, что нужно строить всё в шаговой доступности, но у нас ведь, как говорится, не колхоз и не добровольно-принудительная система. Нельзя человеку приказать: вот, мол, ты живёшь здесь и твои дети пойдут только в эту школу. Кому-то всегда будет казаться, что в другом месте и фрукты слаще и солнце теплее, то есть люди сами выбирают услуги, основываясь на личных предпочтениях и оценках.

Фото Informburo.kz

Кто-то считает, что школа рядом с ними хорошая, а кто-то – что она плохая. Многие не хотят отдавать детей в школы на окраинах и везут их в центр, потому что в центре якобы учителя лучше. Где-то это действительно так, а где-то нет. Рейтинга такого нет.

В этом плане мне очень нравится один американский сайт, где можно посмотреть рейтинг и отзывы об учебном заведении, школе в районе, где ты планируешь жить. У нас же зачастую люди сталкиваются с дезинформацией и принимают неверные решения.

С другой стороны, если бы везде по столице школы были бы на одном уровне, то это тоже бы сняло проблему пробок. Но, извините, у нас в этой части Минобразования не дорабатывает, и это влияет на ситуацию на дорогах.

Я не уверен, что акиматы и управление образования чётко мониторят ситуацию по наполняемости школ и плотности населения по районам.  

Кроме того, нарекания вызывает нынешняя система регулирования движения на дорогах – так называемый Центр оперативного управления (ЦОУ), я там был и видел как они работают. Сидит оператор, перед ним несколько экранов, куда передаётся видео с камер наблюдения, и он регулирует движение (переключает светофоры) на нескольких перекрёстках. Но он видит только определённый отрезок и участок. Поэтому в соцсетях много критики и ругани в адрес властей.

Я уже несколько лет предлагаю акимату столицы вместо ЦОУ внедрить общегородскую систему регулирования на основе GPS позиционирования.

Сейчас почти у всех водителей включён GPS-приёмник в телефонах. Если вы куда-то едете, включив навигатор, то он привезёт вас лучшей и оптимальной дорогой, с учётом пробок. Так почему же не внедрить такую систему, которая видела бы пробки и давала решения, как их разрулить? Это несложный и недорогой проект, который дешевле и эффективней нынешнего. Но наш акимат вообще слабо слышащий. 

Также в прошлом году акимат среди мер по борьбе с заторами предлагал введение платных парковок, строительство мостов, дополнительных развязок, а также расширение улиц. Помогут ли они разгрузить дороги?

Платные парковки никак не повлияют на уменьшение пробок. Платные парковки, автобусные линии – это калька с европейских трендов.

В Европе всё давным-давно застроено, земли мало, дороги уже не расширишь, поэтому они и вынуждены прибегать к таким ограничениям. То есть они таким образом хотят отвадить население от центральных районов. В этом их принцип.

Но у нас не Европа. У нас что, земли не хватает? Если какой-то горе-архитектор застроил или застраивает, скажем, левый берег столицы таким образом, почему остальные люди должны страдать?

Не надо архитектурные ошибки перекладывать на всё население и пересаживать его на автобусы. Ведь человек с личным авто намного более мобилен и экономически эффективен, чем пешеход. Наоборот, с учётом наших расстояний, мы должны стать автомобилизированной нацией. Другое дело, что нужно больше электромобилей.

Кое-какие мосты и развязки помогают, а какие-то нет. Особенно развязки у нас очень неудобные с непонятными знаками. Неужели, качественно и по уму нельзя сделать? Яркий пример – улица Туркестан в столице. В прошлом году её расширили вдвое, но проблема загруженности так и не решилась.   

Сейчас единственное, что может хоть немного разгрузить левобережье, – это открытие моста в районе улицы Улы дала, который не могут никак сдать в эксплуатацию уже три-четыре года.

Фото Informburo.kz

Проблема левого берега в том, что там много поперечных улиц, а больших продольных всего три – Туран, Кабанбай батыра и Мангилик ел. Вот на них главные проблемы и происходят. Нужно строить как минимум две дополнительные продольные магистрали. Только так можно хоть как-то разгрузить дороги.    

Я про правый берег (старый центр города) ничего не говорю, потому что там уже сложно что-то переделать. Его нужно просто оставить в покое и ничего там не строить.   

Власти столицы уже несколько лет говорят про комфортный город, призванный стимулировать людей ходить пешком, ездить на велосипедах и общественном транспорте. Что вы думаете об этом?

– Людей, которые предлагают такое в столице, я называю доморощенными псевдоурбанистами. Они витают в облаках и не понимают очевидных вещей.

Дело в том, что в Нур-Султане полгода зима. Какие велосипеды? Много вы видите людей, гуляющих здесь пешком? Поэтому всё это здесь не работает.

Да, можно развивать это направление для локальных прогулок, но не как систему массового транзита. К тому же всё это так быстро в наших суровых условиях разрушается. Я считаю, что это неэффективные вложения.

В акиматах, по видимому, нет специалистов, которые хорошо разбираются в дорожном строительстве. Они не компетентны и не видят ситуацию в целом. Им дали задание сделать что-то, а зачем они это делают и как это повлияет на общую ситуацию, никто не задумывается. Тут надо подходить глобально.


Читайте также:


Новости партнеров