Утром 24 июня в городе Арысь загорелись склады воинской части №44856. Взрыв неутилизированных боеприпасов унёс жизни троих человек и привёл к госпитализации более ста горожан.
Эта трагедия далеко не первая в Казахстане. А в самой Арыси – это уже пятый подобный случай с 1940 года и четвёртый за последние десять лет. Последний инцидент – самый масштабный. Обстоятельства трагедии в Арыси будут выясняться. Все предыдущие взрывы связаны одной проблемой – несоблюдением норм безопасности.
Откуда в Казахстане боеприпасы?
Почти восемьдесят лет на территории Казахстана хранятся арсеналы Советского Союза. По количеству старых запасов боеприпасов Казахстан в СНГ занимает второе место после России. Многое осталось после войны в Афганистане, немало привезли из армянского города Спитака после землетрясения 1988 года. До сих пор на складах хранятся остатки не отстрелянного во времена Советского Союза плюс списанные запасы армии независимого Казахстана. Страна не участвовала в военных конфликтах, а боезапас имеет свойство как устаревать технически, так и приходить в негодность по сроку давности. В 2013 году называлась цифра в 17 тысяч вагонов с просроченными снарядами на складах в РК.
Читайте также: все материалы о взрыве в Арыси
Конкретно в Арыси арсеналы появились за несколько лет до Великой Отечественной войны. На тот момент город был всего лишь железнодорожной станцией линии Оренбург – Ташкент. Там же случился один из первых крупных инцидентов на территории Казахстана, который связан с неправильным хранением боеприпасов.
Долгое время арсеналы стояли под открытым небом. Был длительный период, когда боеприпасы просто вывозили на полигоны и взрывали. Только в конце 2010 года запасы начали утилизировать безвзрывным методом, подключив государственные ресурсы, но, как показала практика, многое ещё лежит на месте. Кстати, большая часть инцидентов, когда горели и взрывались боеприпасы в РК, происходила во время утилизации.
Кто имеет право утилизировать боеприпасы в Казахстане?
Подрыв боеприпасов – эффективный метод, который позволяет быстро избавиться от больших объёмов просроченных запасов. Но такой способ влечёт за собой большие расходы и вредит здоровью граждан. В атмосферу выбрасывается большое количество вредных веществ, возвращающихся на землю в виде осадков.
С другой стороны, утилизация безвзрывным методом (боеприпасы разбирают на составляющие) проходит медленней и может быть опасней для работающих со снарядами, если не соблюдать технику безопасности и работать с плохим оборудованием. Зато такой способ может приносить значительную прибыль. Основную ценность при утилизации армейских боеприпасов представляет металл – латунные гильзы, вольфрамовые сердечники артиллерийских снарядов. Утилизировать взрывчатые вещества дорого, так как их приходится сжигать в специальных печах с системой очистки от паров и ядовитых испарений. При этом, после обработки специальным оборудованием, их можно реализовать во взрывной промышленности.
Единственная организация в Казахстане, которая на сегодняшний день имеет право утилизировать боеприпасы, – государственная компания АО "Казтехнологии". На официальном ресурсе организации указана её основная деятельность: производство патронов, утилизация боезапасов и хранение взрывчатых веществ. Пункты утилизации находятся только в двух точках Казахстана, ведь именно там расположены главные арсенальные запасы республики – в городе Арысь и на станции Отар. Ещё один крупный склад находился в Карагандинской области близ Балхаша, но он был практически полностью уничтожен во время пожара в 2001 году.
Также несколько раз менялся государственный орган, который курировал компанию. На сайте акционерного общества указано Министерство цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, но по информации самого АО, компания была передана реорганизованному в декабре 2018 года Министерству индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
Хронология взрывов боеприпасов в Казахстане
1943 год, станция АрысьВ июле 1943 года на станции Арысь взрыв арсенала унёс жизни четырёх человек и ещё 46 получили ранения. После детонации начался пожар, уничтоживший армейские здания, навесы и крупные объёмы боеприпасов (в некоторых источниках указывается 414 вагонов). Среди причин инцидента указывались грубые нарушения правил хранения и сбережения артиллерийского имущества в центральных и окружных складах АУ РККА (Артиллерийское Управление рабоче - крестьянской Красной Армии) со стороны администрации склада и окружного артиллерийского командования, а также преступно-халатное отношение к делу хранения военного имущества со стороны командования округа.
Август 2001 года, посёлок ТокрауДнём 8 августа 2001 года в 45 километрах от Балхаша близ посёлка Токрау начался пожар, за которым последовали многочисленные взрывы. Были уничтожены все хранилища с боеприпасами: несколько десятков тысяч тонн мин, артиллерийских и танковых снарядов, патронов, авиабомб и даже зарядов к реактивным установкам "Град"и "Ураган", предназначенных для утилизации. Пожары и взрывы не утихали больше недели.
Точную причину ЧП никто из военных так и не назвал. О человеческих жертвах и точном количестве пострадавших информации не было, но точно известно, что полностью были разрушены пятиэтажный дом и солдатская казарма. Повреждены железнодорожные пути, ЛЭП и единственная в округе водонапорная башня. Некоторых пострадавших переселили в город.
Следующий инцидент на том же месте случился, когда 16 июня 2009 года подорвались двое военнослужащих, которые занимались поиском взрывоопасных предметов с помощью бомбоискателей. Пострадавшие получили значительные ранения, но остались в живых.
Военные очищали пустыню от неразорвавшихся боеприпасов в радиусе 20 километров почти 10 лет, но летом 2013 года экспедиция "Проекта по химической безопасности" обнаружила в окрестностях бывшего склада за пределами огороженной колючей проволокой территории много неразорвавшихся боеприпасов, которые просто валялись в степи.
Март 2009 года, город АрысьВечером 20 марта 2009 года на складах научно-производственного объединения ТОО "Казарсенал", расположенных вблизи воинской части Минобороны, загорелись взрывчатые вещества, а затем взорвались предназначенные для утилизации боеприпасы. В тушении участвовало 34 пожарных машины и около двухсот человек, которые справились с огнём ближе к пяти утра. Погибли 4 человека и ещё 16 попали в больницу с многочисленными ожогами.
Неразорвавшиеся боеприпасы разлетелись в радиусе нескольких километров. Были повреждены жилые дома, уничтожено несколько машин, а жителей военного городка эвакуировали.
Комиссия выяснила, что причиной трагедии стало систематическое несоблюдение правил безопасности и отсутствие квалифицированных кадров. ТОО "Казарсенал" нанимало безработных из числа местного населения, которые трудились за минимальную плату и использовали кустарные методы работы. Взрывоопасное содержимое снарядов и боеприпасов хранилось под навесами рядом с ещё не разобранными снарядами, а в день трагедии пожар начался из-за того, что рядом с мешками тротила велись сварочные работы.
Директор ТОО "Казарсенал" был осуждён на 4 года, главный инженер и начальник смены получили по три года колонии-поселения. Условные сроки дали заместителю директора и инженеру по технике безопасности.
Министерство обороны заявляло, что территория ТОО "Казарсенал" вне юрисдикции ведомства, так как это частная территория, а сам пожар никак не затронул государственные склады с боеприпасами. (По информации российского "Интерфакса" пожар затронул в/ч 44859, после чего погремело ещё несколько взрывов. Это именно та военная часть, которая загорелась 24 июня 2019 года).
Позже стало известно, что за несколько месяцев до инцидента президент государственной компании АО "Казахвзрывпром"отправлял докладную министру индустрии и торговли Владимиру Школьнику. В документе говорилось, что компания "Казахвзрывпром", начиная с 2004 года, распродавалась по частям за бесценок. Впоследствии на базе появлялись частные организации, которые работали со взрывчатыми веществами, не имея для этого соответствующих специалистов и оборудования. При этом, они всё равно получили государственную лицензию. Не исключено, что ТОО "Казарсенал" могла быть одной из организаций, которая выросла на базе государственного специализированного учреждения.
Июнь 2009 года, посёлок Караой8 июня 2009 года. В Илийском районе Алматинской области рядом с посёлком Караой взорвался склад боеприпасов воинской части пограничной службы КНБ №2466. В сообщении МЧС говорилось, что тушить огонь начали только через день, когда стихли все взрывы. Пожарные эвакуировали 120 военных с территории части и 46 семей из зоны поражения. Погиб один военнослужащий срочной службы. Расследование ЧП показало, что пожар начался из-за того, что сержант гарнизона по фамилии Хоменко поджёг петарду, находясь внутри хранилища. Суд приговорил его к трём годам в исправительной колонии общего режима.
Август 2013 года, станция Отар27 августа 2013 года взорвался один из модулей пункта утилизации боеприпасов расположенного на станции Отар. Взорвалось около 60 килограммов пороха при разборе артиллерийских снарядов. Восемь человек получили сильные ожоги, из них четверо погибли в больнице (в разных источниках указывается от семи до двенадцати пострадавших).
Подробное расследование случившегося описано в книге "Беспредел" Геннадия Бендицкого. Журналист писал, что пожар начался в модуле, где производилась выемка пороха из холостых артиллерийских снарядов 122-го калибра, но польское оборудование, которое при этом использовали, подходило только для работы в диапазоне калибров от 85 до 100 миллиметров. Наконечник снаряда снимался на старом советском оборудовании в кустарных условиях, а затем работник с помощью самодельного латунного штыря пробивал отверстия в гильзе, через которые вынималась прокладка, и пересыпал порох в мешки. Утилизация проводилась на пункте АО "Казахвзрывпром", то есть той самой компании, которая впоследствии была переименована в АО "Казтехнологии". Таким образом, одна и та же компания занималась утилизацией боеприпасов в Отаре в 2013 году и продолжает заниматься этим в Казахстане по сегодняшний день, при этом на официальном сайте компании АО "Казтехнологии" указано, что она проводит работы со станком по разъединению снарядов калибра от 57 до 115 мм казахстанского производства.
Весь процесс утилизации в Отаре проводился в помещении с фанерными стенами без вентиляции, а люди работали в простой одежде, сняв защитные комбинезоны из-за жары. Разбирать гильзу 122 калибра можно было и в предназначенном под меньший калибр бронированном польском модуле с системой воздухоочистки. Но для этого необходимо было транспортировать тяжёлую гильзу с порохом внутри, что занимало не мало времени и сил, а руководство требовало выполнения плана в срок. Недовольные быстро лишались работы.
Расследование выявило шестерых ответственных за трагедию. Все они были работниками центра утилизации, среди них не было никого из высшего руководства АО "Казахвзрывпром". Троих суд приговорил к 5 годам лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности в отрасли утилизации боеприпасов сроком на 3 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за злоупотребление должностными полномочиями и нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах. Ещё трое – начальник центра утилизации и специалисты технического контроля – признаны виновными по факту нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах и приговорены к трём годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года.
В своём расследовании Бендицкий писал, что один из осуждённых – бывший начальник департамента утилизации боеприпасов Николай Оракеев – ещё до случившегося отправлял докладные генеральному прокурору, председателю Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, в партию "Нур Отан" и Агенство по делам госслужбы. В докладных он писал о том, что на производстве экономят на безопасности и оборудовании в угоду прибыльности. Одной из главных улик в деле Оракеева был дубликат акта о вводе в эксплуатацию цеха механической разделки артиллерийских снарядов, который разрешает работать с порохом в неприспособленном для этого помещении. Во время судебных тяжб Оракеев отрицал, что подписывал данный документ, а из показаний свидетелей было известно, что дубликат акта был составлен по памяти так как оригинал бесследно утерян.
Июнь 2014 года, Арысь
26 июня 2014 года на пункте утилизации АО "Казахвзрывпром" в Арыси (ранее на этой территории работало ТОО "Казарсенал") при утилизации снарядов в модуле выемки пороха произошёл взрыв. Погибли двое сотрудников предприятия: 32-летняя женщина и 26-летний мужчина. Ожоги получил начальник смены, который вышел из этого помещения за несколько минут до трагедии. У женщины осталась 7-летняя дочь. Тогда семьям погибших было выплачено по миллиону тенге, пострадавшему – 200 тысяч тенге.
Причины случившегося и имена виновных не были обнародованы. Тогда управляющий директор "Казахвзрывпрома" Ренат Исатаев заявил, что комплекс модуля был одним из самых надёжных. С другой стороны, в книге Геннадия Бендицкого "Беспредел" описание событий в Арыси от 2014 года повторяет случившееся в 2013 году в Отаре. Всё те же кустарные условия труда и тяжёлая физическая работа с латунным штырём.
8 ноября около 11 утра на подрывном полигоне АО "Казтехнологии" (бывшее АО "Казахвзрывпром") близ города Арысь во время уничтожения взрывоопасного содержимого, извлекаемого из боеприпасов, погиб инженер-технолог, а водителя филиала организации "Центр утилизации" контузило. Водитель рассказал врачам, что внезапно взорвался грузовик в котором, возможно, лежали мешки с порохом. Официально эта информация не была подтверждена.
В то время министр обороны Имангали Тасмагамбетов провёл в ведомстве аппаратное совещание и заявил, что подобное не должно повториться. Также он поручил минимизировать использование человеческих ресурсов в пользу внедрения робототехники.
Расследованием взрыва занялась официальная комиссия управления труда Южно-Казахстанской области, о результатах расследования в СМИ не сообщалось. Родственники погибшего инженера рассказывали, что изначально власти собирались выдать ему посмертную награду, но впоследствии его объявили виновным в случившемся.
По официальной информации, инцидент произошёл на поле, где уничтожают отходы деактивактивации боеприпасов. На сайте Министерства обороны РК это поле называлось подрывным полигоном, что противоречит словам руководства компании, занимающейся утилизацией. В апреле 2014-го председатель правления АО "Казахвзрывпром" Арман Рамазанов в интервью "Казправде" заявил, что организация отказалась от старой "дедовской" технологии, когда на полигонах собирают и взрывают боеприпасы, ведь это вредит экологии. Подробно судьбу продуктов утилизации описали в материале газеты при министерстве обороны "Сарбаз" в 2017 году.
"Полученные материалы в дальнейшем реализуются как чёрный и цветной лом, взрывчатые вещества (порох и тротил) реализуются отдельно. Извлекаемый из боеприпасов тротил реализуется для промышленных предприятий Казахстана, осуществляющих буровзрывную деятельность. Можно представить, сколько вредных веществ выделилось бы в атмосферу при уничтожении боеприпасов, начиненных тротилом?" – отрывок из статьи газеты "Сарбаз"
Июнь 2019 года, Арысь
Ещё одно ЧП в Арыси произошло в этом году, но уже на военных складах. Катастрофа прошла по сценарию, случившегося в августе 2001 года возле посёлка Токрау. И там, и там пожар практически полностью уничтожил огромные запасы боеприпасов. Главное отличие лишь в том, что склады взорвавшиеся в 2001 году, находились в 50 километрах от города Балхаш, а в Арыси до жилых домов не более 200 метров. Взрывы раскидали взрывоопасные снаряды в радиусе 20 километров. Официально сообщалось, что город уже очищен и вернувшиеся в город люди в безопасности. Информации о том, могли ли остаться осколки боеприпасов в степи, как это было в случае с посёлком Токрай, не было. Заместитель министра обороны РК Тимур Дандыбаев заявил, что на складах в Арыси не было боеприпасов с обеднённым ураном.
Первый заместитель министра обороны Казахстана Мурат Бектанов в кулуарах Правительства сообщил, что Минобороны с 2005 года вывозит боеприпасы со складов в Арыси, но так как финансирования недостаточно, всё перевезти не успели.
В мае 2018 года министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК Бейбут Атамкулов, выступая перед Мажилисом, заявил, что АО "Казтехнологии" второй год простаивает из-за отсутствия заказов по утилизации, но в то же время ведомство ищет выходы, чтобы загрузить предприятие работой.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5620
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2513
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2573
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2326
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2204
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2193
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2258
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2310
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2237
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2223
- 0
- 6