Отсутствие осадков и высокие среднесуточные температуры воздуха стали причиной критической ситуации с природными пожарами, которая сложилась сегодня сразу в нескольких районах Жамбылской области. Возгорания здесь фиксируются практически каждый день. Местные лесхозы перешли на чрезвычайный режим работы, спасатели ведут активное воздушное патрулирование особо охраняемых территорий.


Озёра в Мойынкуме образованы грунтовыми водами / фото Григория Беденко

Обширные территории, расположенные к юго-западу от озера Балхаш, известны своим особым микроклиматом и богатым биологическим разнообразием. Наибольший интерес представляет Мойынкум – песчаная пустыня на территории Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. Её протяжённость с юго-востока на северо-запад составляет 500 км, а площадь 37,5 тысяч км². Пустыня известна своими крупнейшими в Центральной Азии саксауловыми лесами.


Всё, что осталось от могучей горной реки Чу / фото Григория Беденко

Мойынкум в буквальном смысле проглатывает одну из самых больших и протяжённых рек Северного Тянь-Шаня – Чу. Могучая водная артерия, берущая своё начало в горах Терскей Ала-Тоо и Киргизского хребта, полностью теряется в песках южной казахстанской пустыни, образуя знаменитую Чуйскую долину.


Каждое озеро – настоящий оазис в пустыне / фото Григория Беденко


фото Григория Беденко


фото Григория Беденко


фото Григория Беденко

Озёр в Мойынкуме немного, все они появились благодаря выходящим на поверхность грунтовым водам, и, очевидно, останкам реки Чу. Каждое такое озеро – самый настоящий оазис в пустыне. Эти водоёмы дают жизнь практически всем представителям местной фауны. Здесь огромное количество птиц, водятся кабаны, косули, джейраны, множество хищников – от волков до диких кошек.


В Мойынкуме обитают крупные млекопитающие / фото Григория Беденко

Для защиты местной флоры и фауны, среди которой есть виды, занесённые в Красную книгу, в Жамбылской области в своё время были созданы 14 ГУ (государственное управление по охране лесов и животного мира). В 2011 году здесь появилась Жамбылская авиагруппа "Казавиалесоохраны". В составе этого подразделения две единицы авиационной техники – лёгкий транспортный самолёт Partenavia P.68 и многоцелевой вертолёт Bo 105.


Partenavia P.68 вылетает на патрулирование / фото Григория Беденко


Пилот компании Aeroprakt.kz Олег Корчагин / фото Григория Беденко


Лётчик-наблюдатель Бекзат Байталов / фото Григория Беденко


Солевое озеро или такыр / фото Григория Беденко


Застывшая соль создаёт на поверхности озера причудливые узоры / фото Григория Беденко

Личный состав авиагруппы – это два лётчика-наблюдателя, один инструктор и шестеро десантников. Авиационная техника предоставляется казахстанской компанией Aeroprakt.kz, там же трудятся и пилоты воздушных судов. Основная задача коллектива – защита государственного лесного фонда от пожаров, а животного мира от браконьеров путём воздушной разведки. Базируется авиагруппа в райцентре Мойынкум.




Якуб Ибрагимов, старший летчик-наблюдатель Жамбылской авиагруппы РГКП "Казавиалесоохрана" / фото Григория Беденко

– 2018 год очень сложный, потому что с мая в регионе не было осадков и постоянно дули сильные ветры, – рассказывает начальник авиагруппы Якуб Ибрагимов. – При этом весной сложились благоприятные условия для того, чтобы хорошо росла трава – травостой сейчас высокий. Кроме того, в настоящее время в Жамбылской области отмечаются достаточно высокие для этого времени года температуры.




Такие пожары уничтожают все на своём пути / фото Григория Беденко


фото Григория Беденко


Десантник "Казавиалесоохраны" пытается остановить огонь / фото Григория Беденко

Как результат, по словам Якуба, в регионе резко возросло количество природных пожаров. Уже зарегистрировано 36 возгораний в государственном лесном фонде, примерная площадь которых составила около 130 тысяч гектаров.


Саксауловый лес в Мойынкуме / фото Григория Беденко

Государственный лесной фонд в Жамбылской области – это саксауловые леса. Большая часть этих лесов произрастает в пустыне Мойынкум – 800 тысяч гектаров. Саксаул здесь встречается двух видов – чёрный или зайсанский, и более редкий – белый. Оба считаются единственными видами деревьев, которые способны расти в пустыне. Чёрный саксаул может произрастать и на совершенно не пригодных для других растений солончаковых почвах.


Белый саксаул встречается реже, чем зайсанский / фото Григория Беденко

Несколько лет назад в Казахстане был объявлен мораторий на вырубку саксаула, учитывая резкое сокращение его ареала в 1990 годы. Деревья тогда бесконтрольно уничтожались. Сегодня саксаул постепенно восстанавливается, однако подобно хвойным, он растёт очень медленно и ещё долгое время будет нуждаться в защите. Поэтому, даже самый незначительный пожар в саксаульнике сразу превращается в ЧП республиканского масштаба.


Листьев у саксаула нет, вместо них хвощевидные побеги, покрытые мелкими и довольно красивыми цветами / фото Григория Беденко

– Саксаул в этом году горел в Байзакском ГУ, Аккольском ГУ и в Мойынкумском ГУ. Основные места, где возникал огонь, открытые – пастбища, сенокосы и старые горельники, – говорит Якуб Ибрагимов. – К сожалению, пострадали и массивы саксаула. В Мойынкумском ГУ – около 6000 гектаров. В Аккольском и Байзаксом ГУ со стороны степи зашёл очень крупный пожар и захватил саксаул.


Саксаул – единственное дерево, способное расти в пустыне / фото Григория Беденко

Основная причина возникновения таких пожаров, по мнению Якуба Ибрагимова, – безответственное поведение местного населения. Чабаны с помощью огня расчищают территории под пастбища. Считается, что на открытом месте трава весной растёт лучше, а зола, оставшаяся от пожара, удобряет почву.


После степного пожара остаются сюрреалистические пейзажи / фото Григория Беденко


Стадо овец движется по выжженной земле / фото Григория Беденко

Но самое странное объяснение умышленных поджогов степи – это защита от волков. Животноводы считают, что, уничтожив огнём высокую траву, а заодно кустарники и деревья, они лишают хищников возможности прятаться и нападать из засады на скот. То, что во время пожара гибнет огромное количество птиц, мелких, а то и крупных диких животных, которые не успевают спастись от огня, в расчёт не берётся.


Лёгкий многоцелевой вертолёт Bo 105 / фото Григория Беденко


Пилот Aeroprakt.kz Александр Дудинов / фото Григория Беденко

– Человек, конечно, основная причина пожаров. Но многие возгорания возникли из-за сухих гроз в июле, и распространились на большие площади, – продолжает рассказ Якуб Ибрагимов. – Особенно тяжёлая ситуация сложилась в Меркенском ГУ. Также пожары регистрировались в Мойынкумском, Луговском, Байзакском, Аккольском и Коскудукском лесхозах. Там сгорела растительность на очень больших площадях.


Пока одни местные жители поджигают степь, другие её тушат / фото Григория Беденко


фото Григория Беденко

– Ещё одна причина – нехватка спецтехники. Здесь нужны тракторы с навесными плугами. Пожарные машины по песку не пройдут, вода для тушения бесполезна. Локализовать пожар можно только вспахивая почву, и тем самым, отсекая растительность от огня, – поясняет Ибрагимов.


Десантники "Казавиалесоохраны" работают вместе с сотрудниками лесхоза / фото Григория Беденко


фото Григория Беденко


фото Григория Беденко


фото Григория Беденко

– Местность в Жамбылской области в основном песчано-барханная, очень труднодоступная. Зачастую очаги пожаров находились на большом расстоянии от мест базирования тяжёлой техники, пожарной службы. Расстояния варьировались от 80 до 150 километров, – рассказывает Якуб.


С борта вертолёта открываются сюрреалистические пейзажи (такыр) / фото Григория Беденко


Некоторые виды похожи на произведения современного искусства (местные жители рассыпали навоз) / фото Григория Беденко


Стадо овец напоминает африканских антилоп во время сезонной миграции / фото Григория Беденко

– Кроме того, в некоторых лесхозах Жамбылской области нет оперативности – очень слабая связь. Не хватает систем радиосвязи, а покрытие мобильными сетями неполное. К примеру, вылетаем с базы, пролетаем километров 10 – связи нет, – сетует Ибрагимов. – Когда происходят пожары, всегда бывают ветрá. Пока мы выходим на связь по рации, огонь успевает распространиться на больших площадях. В результате сегодня Жамбылская область занимает первое место в республике по количеству и площади пожаров.


Ничего не подозревающие лошади пасутся рядом с мощным пожаром / фото Григория Беденко

– Все эти пожары происходили в гослесфонде, – подчёркивает Якуб Ибрагимов. – В начале года где-то 6-7 пожаров начались на территориях госземзапаса (территории, находящиеся под контролем местных властей) и распространились на гослесфонд. Очень большие площади сгорели не на той территории, которую мы охраняем. Например, в Луговском лесхозе сгорел госземзапас с переходом в гослесфонд. Пожар захватил и Луговской, и Меркенский лесхозы.




фото Григория Беденко


Тушение пожара десантниками авиаотряда / фото Григория Беденко


фото Григория Беденко


фото Григория Беденко



Сегодня Жамбылская авиагруппа охраняет территорию в 3 млн 74 тысячи гектаров. Это всё – гослесфонд. В общей сложности в области 14 лесхозов, из них 10 обслуживает "Казавиалесоохрана" – Мойынкумское, Коскудукское, Меркенское, Бурубайтальское, Аккольское, Джуалинское, Байзакское, Жамбылское, Акыртюбинское и Коктерекское ГУ. Сарасуйское, Луговское, Каракамыское и Кордайское ГУ не обслуживаются, так как их территории находятся на значительном удалении от базы – малая авиация просто не в состоянии их достать.


Так выглядит знаменитая чуйская конопля / фото Григория Беденко

Шкала пожарной опасности состоит из пяти классов. Первый – это когда пожаров нет, второй – облёты охраняемых природных территорий осуществляются через день, третий – ежедневно по одному вылету, четвёртый – ежедневно по два вылета, пятый класс – самый высокий – облёты осуществляются три раза в день.


фото Григория Беденко

С мая и до сегодняшнего дня пятый класс пожарной опасности в области не снижается. Авиация летает по трём маршрутам: первый – вертолётный, протяжённостью 310 километров, второй – 400 километров, и третий, самолётный – 660 километров. Если ежедневно делать по два вылета – то маршрут патрульного самолёта составляет 1300 километров.