Вышедшая в прошлом году драма о трудностях жизни нелегальной мигрантки из Кыргызстана в Москве "Айка" стала для казахстанцев поводом для гордости.

Режиссёр картины – уроженец Шымкента, а ныне гражданин России Сергей Дворцевой. Продюсером выступила казахстанка Гульнара Сарсенова, именно это позволило Казахстану выдвигать "Айку" на соискание премии "Оскар" за лучший не англоязычный фильм.


Читайте также:

Фильм "Айка" с Самал Еслямовой в главной роли включили в лонг-лист "Оскара"


В декабре 2018 года стало известно, что лента вошла в финальную стадию отбора – шорт-лист из 9 потенциальных номинантов.

К сожалению, 22 января было объявлено, что номинацию фильм из Казахстана всё же не получил. Многие казахстанцы были разочарованы этой новостью и стали задаваться вопросом: почему? Судить о выборе членов киноакадемии жителям Казахстана нелегко, ведь из пяти номинированных фильмов лишь один показывали в отечественных кинотеатрах. К тому же оценка искусства всегда субъективна. Но чтобы внести хоть какую-то ясность в ситуацию, мы собрали несколько факторов, которые могли уменьшить шансы "Айки" на "Оскар".

Чем именно "Айка" не угодила киноакадемии?

Начнём с того, что "Айка" была создана неизвестной мировому зрителю командой. Для режиссёра Сергея Дворцевого это вторая игровая работа. Да, его дебют "Тюльпан" удостоился главного приза в программе Каннского кинофестиваля "Особый взгляд". Но сама это программа второстепенная, по уровню освещения в СМИ она несравнима с основной конкурсной программой. Да и вышел фильм почти 11 лет назад. Самал Еслямова тоже ранее на экране появлялась лишь в "Тюльпане". В общем, если кто-то из американских академиков о Дворцевом с Еслямовой и знал, то, скорее всего, давно забыл.



Стоит помнить, что "Айка" – это бескомпромиссное и жёсткое кино, "Оскар" же зачастую получают картины более зрелищные, а иногда и жанровые. К примеру, в 2000 году лучшим не англоязычным фильмом стала канадская картина "Нашествие варваров", где много юмора и секса. А в 2009-м – аргентинский криминальный детектив "Тайна в его глазах".

Сюжет и визуальная часть

Помимо этого фильм "Айка" фокусируется на главной героине и ставит во главу угла реализм. В нём мало диалогов, все персонажи, кроме главной героини, незначительны – это хроника из нескольких дней жизни одной женщины. А в американской киноакадемии нередко предпочитают сложное драматическое повествование. Например, в получившем "Оскар" в 2010 году датском триллере "Месть" сценарий скачет между двумя странами, а победившая годом позже иранская драма "Развод Надера и Симин" отличается напряжённым сюжетом с параллельными линиями и неожиданными поворотами.


Самал Еслямова и Сергей Дворцевой в Каннах / Фото Sputnik Казахстан


Приземлённость "Айки" также присутствует и в визуальной части. Действие происходит в гнетущих своей серостью и холодом тёмных уголках Москвы. А интимный, почти документальный стиль съёмки с трясущейся ручной камерой исключает всякие нарочитые постановочные изыски. Всё это могло оттолкнуть некоторых киноакадемиков, выбирающих фильмы с более привлекательной картинкой. Тут можно вспомнить китайский оскароносный фильм 2000 года "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" с костюмами и декорациями 18 века и многочисленными сложными боевыми сценами. Или итальянского победителя 2013 года "Великая красота" Паоло Соррентино, где с подчёркнутой яркостью показаны красоты Рима и его ошеломительная богемная жизнь.


Кадр из фильма "Великая красота"


Об "Айке" мало писали за рубежом

"Айка" фокусируется на теме жизни российских мигрантов. Это действительно важная и остросоциальная тема, к которой российские режиссёры обращаются нечасто. Фильмы, в которых гастарбайтеры показаны не для колорита или придания комического эффекта, а как главные драматические персонажи, – действительно редкость.

Но при этом, если эмоциональный путь главной героини способен резонировать со зрителями всего мира, то поднятые в фильме конкретные проблемы – не совсем. Ведь они не получают большого освещения в мировых СМИ и могут оказаться не так близки американцам. А на "Оскаре" больше шансов имеет освещение актуальных повсеместно тем, как в чилийской драме о трансгендерной женщине 2017 года "Фантастическая женщина". Или рассказ об известных исторических событиях, как в фильме 2001 года о Боснийской войне "Ничья земля".


Кадр из фильма "Фантастическая женщина"

Также, по-видимому, более весомыми считаются биографические ленты, такие как испанское "Море внутри" 2004 года, или экранизации литературных источников, такие как южноафриканский "Цоци" 2005-го. Все перечисленные картины были лауреатами премии киноакадемии.

Также нельзя забывать, что члены академии – обычные люди, которые подвержены влиянию общественного мнения. Значит, они склонны выбирать те фильмы, о которых много говорят в кинематографических кругах. Да, "Айка" победила в Каннах, но получила там не самую престижную награду, выделяющую не столько сам фильм, сколько актрису Самал Еслямову. После этого лента удостоилась призов только на нескольких международных кинофестивалях да ещё и сравнительно неизвестных. К тому же к моменту оскаровского голосования на Западе "Айка" побывала лишь в польских кинотеатрах. 16 января начался прокат во Франции, а релизы в Португалии, Германии и Нидерландах ещё даже не стартовали, не говоря уже об американской премьере, о которой пока ничего неизвестно.



В результате фильму не удалось создать вокруг себя нужную шумиху. На данный момент на сайте RottenTomatoes.com можно найти об "Айке" только три позитивные заграничные рецензии и одну негативную.


Читайте также:

Режиссёр фильма "Айка", который не номинировали на "Оскар": Не хватило денег на промоушен


То есть "Айку" мало кто смотрел, о ней мало кто писал, и в США о ней, как и о её создателях, вообще почти ничего неизвестно. Сам режиссёр Сергей Дворцевой в интервью порталу "Sputnik Kazakhstan" говорил, что картине не хватило средств на промоушн. При таких условиях отсутствие номинации на "Оскар" кажется закономерным.