Прямой эфир Новости спорта

Почему дешевеют акции Kcell и как это сказывается на инвестиционном климате РК

Фотография предоставлена Kcell
Фотография предоставлена Kcell
Ценные бумаги сотового оператора потеряли в цене за год 50% на фоне делистинга с LSE и AIX и проблем с антимонопольщиками.

Оператор сотовой связи закрывает очередной квартал с прибылью, но инвесторы всё больше теряют интерес к доле в компании. Котировки простых акций Kcell упали на 50,47% с начала года – с 2748 тенге за бумагу до текущих 1361 тенге.

Впервые позиции телеком-оператора на рынке пошатнулись после того, как в декабре 2018 года "Казахтелеком" приобрёл 75% акций Kcell. Сделка оценивалась в 446 млн долларов.

Председатель правления компании Куанышбек Есекеев назвал покупку "стратегически значимой". Главный финансовый директор "Казахтелекома" Асхат Узбеков и вовсе заявил, что "будет создан безусловный лидер рынка мобильной связи Казахстана – высокотехнологичная "голубая фишка".

Антимонопольщики не смогли продавить "Казахтелеком"

Созданное в 2020 году Агентство по защите и развитию конкуренции рекомендовало "Казахтелекому" избавиться от Kcell или объединённых Tele-2 и Altel.

"Казахтелеком" занимает 62% всего телекоммуникационного рынка страны и 68% рынка широкополосного интернета.

"Рассматривается продажа 75% доли в Kcell. Надо избавляться от одного оператора. Зачем на себе тащить всю инфраструктуру и дублировать бизнес?" – вопрошал глава агентства Серик Жумангарин.

Глава правления "Казахтелеком" не поддавался на уговоры антимонопольного органа.

"Выход такого крупного акционера, как мы, повлияет на всю инвестиционную привлекательность оператора. Можно продать только небольшую часть. Объём торгов Kcell на лондонской бирже хороший – значит, есть интерес, продажи. Наша задача – сделать этот рынок больше. Так как мы видим синергию в этом бизнесе, мы считаем, что право за управляемостью нужно оставить за нами", – говорил тогда Есекеев.

Антимонопольный орган также указывал, что по распределению радиочастот "Казахтелеком" занимает позицию ещё больше, чем в мобильной связи – 75% от всей сферы. Спектры радиочастот должны предоставляться на аукционах, что сулит большие деньги для госказны, настаивали антимонопольщики.

"Государство должно получать достаточно хорошие доходы. Но этого нет. У нас есть адресное распределение. Для меня, честно говоря, это непонятно. Это скрывается всё под различного рода благородными предлогами о том, что это достаточно капиталоёмкие вещи, это будет нагрузка на связь, население. Я всему этому не верю", – сокрушался Жумангарин.

"Голубая фишка" в руках монополиста

Пока "голубая фишка" не показывает стабильных значений на KASE. Аналитики считали, что делистинг улучшит инвестиционную привлекательность КТМ. Акции Kcell смотрелись бы заманчивее, чем акции "Казахтелекома".

В рамках постановления правительства Казахстана "О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы" от 30 декабря 2015 года и "О некоторых вопросах приватизации на 2021-2025 годы" от 29 декабря 2020 года, "Казахтелеком" включили в перечни юридических лиц, которые должны были перейти в конкурентную среду.

Отдавать в частные руки крупнейшую телекоммуникационную компанию фонд "Самрук-Казына" (который владеет 52,03% обыкновенных акций) не решился, назвав такой актив "стратегически важным" для государства. Потому было принято передать 10% в руки квазигосударственного ЕНПФ.

В 2020 году 10% простых акций "Казахтелекома" должны были передать в портфель пенсионных активов ЕНПФ и разместить на площадке KASE. Однако сделку с ЕНПФ перенесли на 2024 год, ссылаясь на пандемию Covid-19.

"Казахтелеком" воздержался от комментариев для Informburo.kz и переадресовал вопросы Kcell.

Дивиденды гарантируют коррекцию?

Котировки простых акций Kcell продолжают падение – с августа бумаги потеряли 15% в цене. С начала года котировки просели с 2840 тенге за бумагу в январе до нынешних 1340 тенге, то есть падение превысило 50%.

Обесценивание продолжилось даже после хорошей отчётности компании за январь-июнь 2021 года. Kcell показал увеличение чистого объёма продаж на 14,6%, чистая прибыль выросла на 83%, сервисная выручка показала рост в 17,3%, составив 38,32 млрд тенге.

"Основная причина падения – делистинг депозитарных расписок Kcell c Лондонской биржи и AIX, который произошел 14 июня. Руководство приняло решение о выходе с LSE из-за низкой ликвидности ценных бумаг и неоправданно высоких операционных расходов. После делистинга иностранные институциональные и розничные инвесторы, владевшие ГДР Kcell на LSE, могли отказаться от своих инвестиций либо обменять их на простые акции, торгующиеся на отечественной площадке KASE. Согласно внутренним регламентам, некоторые инвесторы не могли держать ценные бумаги на бирже KASE и приняли решение о продаже своих долей. По причине низкой ликвидности и крупных объёмов продаж, акции стремительно теряли в цене", – сказал Informburo.kz trade-аналитик BCC Invest Султан Жумагали.

На эти же причины указали Infromburo.kz и представители Kcell: делистинг и ограничение по владению акциями на локальных биржах "создало превышение предложения над спросом, соответственно повлияв на цену акций".

"Точно спрогнозировать тренд и скорость стабилизации цены акций сложно. Однако уже заметен рост. За последнюю неделю стоимость бумаг выросла более чем на 15%. Важно также отметить, что текущая стоимость не коррелирует с высокими финансовыми и операционными результатами компании за первое полугодие 2021 года. Второй квартал 2021 года стал успешным для компании: рост выручки достиг 19,5%. Более того, впервые за последние пять лет компания добилась значительного увеличения доходов от услуг, рост составил 17,3%. Это в свою очередь обусловлено существенным увеличением ARPU – на 15,1%", – сказали в Kcell.

В компании отметили, что Kcell работает над стратегией по дальнейшему развитию на 2021 год и прогнозирует рост доходов на 8-9%, рост показателя EBITDA на 9-10%, а также рост размера инвестиций по отношению к выручке (Capex/Sales Ratio) до 22-23%. Представитель компании добавил, что "проводятся комплексные мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности: участие в международных конференциях, встречи с потенциальными инвесторами, презентации для участников фондового рынка, освещение деятельности компании в СМИ".

Kcell пока не планирует выход на международные рынки капитала.

"Уменьшение количества рынков, на которых торгуются ценные бумаги компании, и полученная в результате концентрация торгов акций на Казахстанской фондовой бирже приведут к улучшению уровня ликвидности и торговых тенденций акций. То есть компания изначально ставила перед собой цель сфокусироваться именно на местном рынке, для того чтобы казахстанский рынок ценных бумаг развивался и показывал рост. Компания не планирует в ближайшее время обращаться к международным биржам акционерного капитала, так как это не предусмотрено стратегией финансирования компании. Действия компании, в том числе, направлены на развитие инвестиционной привлекательности Казахстана", – сообщил представитель Kcell.

Жумагали считает, что при движении акции вниз котировки могут дойти до уровней, наблюдавшихся в течение года с июня 2016 по июнь 2017 года, то есть до 1150-1100. Далее наиболее возможным сценарием для акций будет стабилизация цен до уровня 1300-1400 тенге с последующим уходом в боковой тренд со слабовыраженной волатильностью. Жумагали добавил, что в случае падения цены ниже 1100, коррекция может углубиться.

"На текущий момент наиболее вероятным триггером для роста акций могут послужить новости о дивидендной политике компании. Для такой отрасли как телекоммуникации важны и постоянные инновации, способные привлечь большее количество абонентов", – считает Жумагали.

"Обвал котировок Kcell начался после делистинга бумаг на Лондонской фондовой бирже (LSE), который произошёл в мае текущего года. Из ГДР Kcell выходили зарубежные институциональные инвесторы. После делистинга на LSE бумага "осиротела" на локальном, низколиквидном, рынке, потеряв "поддержку" со стороны долгосрочного (институционального) спроса", – рассказал Informburo.kz исполнительный директор Казахстанской Ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) Данияр Темирбаев.

Аналогичные темпы падения у компании уже наблюдались в конце 2014 года. Тогда с сентября по декабрь акции потеряли в цене почти 50%. В тот период эксперты считали причиной падения акций снижение цен на нефть, уменьшение чистой прибыли на 15%, внутренние проблемы и давление на курсы тенге и рубля.

Темирбаев перечислил очевидные риски по бумаге Kcell

  1. Не попросят ли Казахтелеком продать всю (75%) или часть доли в Kcell? Если попросят, то кто будет бенефициаром, какой части доли, по какой цене?
  2. Валютные риски. Kcell – тенговая бумага, выручка мобильного оператора – в тенге. В случае девальвации тенге бумага окажется под давлением.
  3. Низкая ликвидность локального фондового рынка. Эмитент может быть хорошим, но рынки (биржи), на которых он представлен – неликвидными.
  4. Долгосрочный риск – будущее рынка телекоммуникаций. Данный сектор теряет интерес инвесторов. Быть в чистом виде телекоммуникационной компанией – сегодня это путь сокращения инвестиционной привлекательности.

Делистинг происходил вместе с закрытием программы ГДР. Около 20 млн акций вынужденно конвертировались из ГДР в обычные акции. Не все зарубежные владельцы ГДР имели возможность владеть акциями на местных биржах из-за различных ограничений, потому последовала массовая продажа бумаг и последующее падение.

Уход с международных рынков капитала не показался привлекательным решением для крупных вкладчиков и обычных игроков на алматинской бирже. Но политика дивидендов сохранила интерес у некоторых инвесторов, потому и наблюдается коррекция с 24 августа, когда котировки показали годовой минимум со значением в 1 202 тенге за бумагу.

Темирбаев считает, что некоторая стабилизация цены фактически произошла, поскольку на уровне ниже 1 500 тенге за акцию Kcell становится интересен из-за ожидаемой дивидендной доходности.

"Kcell – это прежде всего дивидендная история. Это значит, что размер дивидендов имеет значение. Если посмотреть историю дивидендных выплат, наибольший размер дивидендов на акцию (в абсолютных цифрах) компания выплатила по итогам 2013 года (317 тенге), 2014-го (291,3). Уже за 2015 год выплаты акционерам значительно снизились (116,6 тенге), а в последующие годы (за 2016-2019 годы) размер дивидендов варьировался от 30 до 59 тенге на акцию

За 2020 год дивиденд составил уже 88 тенге. А с учетом ожиданий по двукратному росту чистой прибыли (до 33 млрд тенге по итогам 2021 года), есть основания полагать, что размер дивидендов по итогам 2021 года может составить не менее 100 тенге на акцию.

Эти ожидания создают хороший уровень поддержки для данной бумаги на уровне 1 100 тенге", – отметил Темирбаев.

Обратная приватизация

Казахстанские гиганты нередко проводят выкуп акций как основной компании, так и "дочек". Так было с Kcell, "Разведкой Добычей "КазМунайГаз", Kaz Minerals, ENRC. Таким образом, контроль компаний сохраняется в руках национальных компаний.

Конечно, такое поведение казахстанских компаний явно не привлечёт иностранного инвестора вкладываться в любую отрасль в Казахстане. Таким образом, пресекается широкий ручей финансового потока в страну, которая и так не богата собственным производством.

Жумагали обращает внимание на то, что делистинг Kcell с Лондонской биржи и AIX произошёл по причине высоких операционных затрат и низкой ликвидности на данных торговых площадках. По мнению BBC Invest, "Казахтелеком", не намерен добровольно продавать или сокращать долю Kcell, так как данное событие не входит в стратегические планы акционерного общества. Продажа может повлиять на инвестиционную привлекательность актива, что может значительно снизить ценник на Kcell. В рамках стратегии "Цифровая трансформация", которая по подсчётам может принести 20-40 млрд тенге прибыли, наличие такого актива как Kcell с охватом 65% населения будет играть одну из ключевых ролей в развитии цифрового направления бизнеса.

"Делистинг на ликвидном рынке, а в данном случае речь идёт о Лондонской фондовой бирже, безусловно, негативный фактор для инвесторов. Поскольку после ухода компании с мировых площадок база инвесторов значительно сокращается: из бумаги выходят международные институциональные инвесторы. А это плохо для ликвидности, которая критически важна для любого инвестора", – прокомментировал ситуацию Темирбаев.

Эксперт отметил, что дефицит хороших эмитентов ("голубых фишек") на казахстанском фондовом рынке приводит к тому, что наш инвестор смотрит на Америку.

"Инвестор прагматичен, он уходит туда, где много инвестиционных идей и высокая ликвидность, то есть возможность в любой момент выйти в кэш, продав бумаги. Любые административные меры, ограничивающие "вынужденный" интерес инвесторов к зарубежным рынкам в век онлайн-технологий будут иметь только обратный эффект",  – заключил Темирбаев.

Новости партнеров