Прямой эфир Новости спорта

"Переходим от лозунгов к конкретным действиям". Что изменил референдум в политической системе Казахстана

Общественный активист оценил политические преобразования, запущенные в рамках проведённого республиканского референдума.

Всенародное участие в обсуждении важнейших вопросов на государственном уровне – это стандартная практика любого демократического государства. Как внесённые поправки в Конституцию страны повлияли на жизнь простых граждан? Что изменилось спустя год, глазами гражданского общества? Об этом Informburo.kz рассказал Денис Качеев, кандидат философских наук, профессор КФ ЧелГУ, член Ассамблеи народа Казахстана, член Общественного совета Костанайской области. 

Говоря о том, что изменилось за год после референдума о поправках в Конституцию, эксперт выделил два важных момента, которые считает практически реализованными на сегодняшний день.

Первое. Президент Токаев чётко обозначил необходимость отхода от суперпрезидентской модели. В рамках данной инициативы были предложены следующие меры: президент должен покинуть пост главы партии Amanat (о чём было заявлено ещё в январе 2022 года); на период своих полномочий президент прекращает свою деятельность в политической партии, и этому же примеру должны последовать акимы и заместители акимов разных уровней (области, города и т.д.). Была предложена мера о введении законодательного запрета на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе для ближайших родственников президента, – напомнил Денис Качеев.

В рамках реализации данных мер 26 апреля 2022 года глава государства официально покинул партию Amanat и сложил с себя полномочия её председателя. В Конституционный закон Республики Казахстан 05.11.2022 были внесены изменения в статью 5, согласно которым президент не должен состоять в политической партии в период исполнения своих полномочий, а также запрет близким родственникам президента РК занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора, упомянул спикер.

– Считаю, что это не только политически верное решение, позволившее президенту Токаеву в краткосрочной перспективе создать условия для честной партийной борьбы и снизить уровень централизации власти в Республике Казахстан, но и стратегическая инициатива, направленная на повышение уровня демократизации и доверия граждан власти и политическим партиям, – подчёркивает Качеев.

Второй важный рубеж, по мнению собеседника, основан на принципах переформатирования представительной ветви власти.

Так, в Послании от 16 марта 2022 года президент Токаев говорил об укреплении роли парламента и необходимости сильной представительной власти. Была высказана инициатива о сокращении президентской квоты в сенате с 15 до 10 человек, из которых половина будет рекомендована Ассамблеей народа Казахстана. Таким образом, предлагалось вывести АНК из состава мажилиса и сократить квоту депутатов от ассамблеи с 9 до 5 человек.

Ещё одна инициатива президента Токаева была направлена на наделение мажилиса правом принимать законы, которые могли бы одобряться или не одобряться сенатом, но не приниматься или приниматься, как было до этого.

Нельзя не отметить инициативу главы государства о косвенных выборах акимов областей, которая бы реализовалась не просто в предложении маслихатам одной кандидатуры для одобрения, но назначении на должность акима области с согласия маслихата на основе альтернативного выбора, добавил спикер.


Читайте также:


– По итогам республиканского референдума 5 июня 2022 года был принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" от 08.06.2022. В данном Законе в статье 50, пункте 2 было обозначено, что "Десять депутатов сената назначаются президентом Республики, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана". В статье 61 указанного выше закона определяется процедура принятия мажилисом законодательных актов и согласование их с сенатом. А в статье 87 был переформулирован один из пунктов, согласно которому акимы областей назначаются президентом с согласия депутатов областного маслихата, причём предусмотрено предложение двух кандидатур. Реализация последней инициативы на местном уровне была проведена в ноябре 2022 года – на пост акима Костанайской области Касым-Жомарт Токаев предложил две кандидатуры, в результате чего 192 из 244 депутатов маслихата проголосовало за Кумара Аксакалова, – отметил Дмитрий Качеев.

По мнению спикера, сокращение квоты Ассамблеи народа Казахстана в то же время повысило её значимость путём перевода из нижней палаты парламента (мажилис) в верхнюю (сенат). Устранён дискуссионный момент, когда депутатами мажилиса становились 9 человек от АНК, не участвующих в выборах на общих основаниях. Теперь в рамках выборного процесса депутатов нижней палаты парламента не будет никаких привилегий, что позволит не только создать здоровую конкурентную среду, но и повысить шансы кандидатов в мажилис.

Косвенные выборы акима Костанайской области также прошли успешно, что свидетельствует об отходе от авторитарности в принятии политических решений и усилении роли депутатского корпуса на местном уровне.

– Рассмотренные мною аспекты и их реализация являются лишь малой частью того, что год назад было принято в качестве поправок в Конституцию нашей страны. Мы являемся свидетелями процесса отхода от лозунгов и перехода к конкретным действиям, направленным на политическую модернизацию нашей страны, – отметил член Ассамблеи народа Казахстана, член Общественного совета Костанайской области Денис Качеев. 

 

Новости партнеров