Прямой эфир Новости спорта

Останутся ли после карантина в Казахстане производители школьной формы

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
Офлайн или онлайн: от того, в каком формате начнётся учебный год, зависит выживаемость производителей школьной формы.

В Казахстане сегодня более трёх миллионов школьников. Но в форму отечественного производства одеваются около 10% из них. Остальное – импортная продукция из России, Китая, Кыргызстана, Узбекистана, Турции. Но потеря даже десятой части рынка весьма ощутимо сказалась на предприятиях отрасли. 

По официальным данным, за 2020 год сектор лёгкой промышленности вырос на 15% за счёт увеличения производства текстильных изделий (+4,5%), одежды (+5,5%) и кожаной продукции (+131,1%). В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития подчеркнули, что за период карантинных ограничений ни одно предприятие отрасли не закрылось, все продолжают работать.

В Ассоциации предприятий лёгкой промышленности уточнили: рост действительно произошел, но в первую очередь за счёт изменения стоимости и сырья, и конечной продукции. В количественном выражении, по словам председателя ассоциации Любови Худовой, действительно нарастили объёмы производители обуви, предприятия по изготовлению ковровых изделий, постельного белья. Эта продукция уходит преимущественно на экспорт – у предприятий заключены контракты на поставки в IKEA. 

“Производство школьной формы остановили, переключились на другие виды одежды. Сегодня, по нашим данным, более 4 млрд тенге – это форма, которая осела на складах, уже готовая продукция. Помимо этого, заранее, за год вперёд закупается сырьё, и это ещё замораживание определённых средств для предприятий. По нашей оценке, общие потери составляют где-то 9 млрд тенге (при общем объёме сегмента производства одежды 35 млрд тенге). Конечно, они попали в очень тяжёлую ситуацию”, – сказала она. 

Представители отрасли свои планы во многом связывают с проектом "Всеобуч". С 2019 года он реализуется в Нур-Султане, с поэтапным расширением на другие регионы. Проект предполагает помощь в подготовке к школе детей из социально уязвимых слоёв населения: выдаётся сертификат на покупку школьной формы и обуви. В 2019 году в проекте в Нур-Султане приняли участие девять казахстанских производителей. Количество детей, для которых выдавались сертификаты, превысило 12 тысяч человек, а общая сумма составила 384 млн тенге (на одного ребёнка – 30 тысяч тенге). 

“У производителей единственная надежда сейчас на программу "Всеобуч", по которой закупается одежда для малообеспеченных семей. Хотя бы этот сектор, чтобы была поставлена продукция нашими отечественными производителями. Но тоже уверенности нет, потому что, по некоторым данным, на площадку по поставкам школьной формы могут подключить не только наших производителей, но и импортёров”, – сказала Худова. 

Официального подтверждения этой информации представители ассоциации пока не получили. Как и точного ответа, в каком формате начнётся новый учебный год и будет ли обязательной школьная форма. 


Читайте также:


Казахстанские производители в конкуренции с иностранными проигрывают. Но, как подчеркнул директор ТОО "Glasman", председатель комитета по школьной форме Ассоциации производителей лёгкой промышленности Анвар Хилажев, речь идёт не о качестве, а о мерах содействия бизнесу: иностранные производители получают поддержку внутри своих стран, в том числе и поддержку экспорта.

"В Казахстан эта продукция заехала нелегально, налоги не заплатили, заплатили только за килограмм (веса товара. – Ред.) и продают в торговых центрах, на базарах. Вы знаете, что ИП сейчас налоги не платят. Соответственно, отечественный товаропроизводитель уже в невыгодном положением по сравнению с импортным. Мы считали, себестоимость, например, узбекского костюма, и мы уже проигрываем им даже на сырье. У них пошлина на сырьё и материалы – ноль. А у нас 27% (10% пошлина, 12% НДС и ряд других платежей). У нас была надежда на программу “Всеобуч”, мы занимались тем, чтобы эту программу закупок автоматизировать, чтобы она была полностью прозрачной. Но кулуарные разговоры идут, что в эту программу введут не только наших поставщиков", – рассказал он. 

Само ТОО "Glasman" от перехода школ в режим офлайн потеряло существенно. Производство школьной формы составляло почти 50% общего объёма. Сейчас на складах компании лежат уже готовые комплекты одежды для школьников на 2 млрд тенге. 

Хилажев отметил, что в рамках проекта "Всеобуч" предприятия, участвовавшие в нём, выступали за прозрачность расходования выделяемых бюджетных средств. Были разработаны технические решения, которые полностью автоматизировали процесс. Если от этого уйти, средства будут расходоваться, как и прежде, непрозрачно. 

"Многие (получатели сертификатов. – Ред.) считают, что мы дорогие. Да, мы платим налоги, арендуем площади в торговых центрах, мы делаем более качественный товар. Раньше, когда система была непрозрачная, эти деньги также тратились. Люди брали деньги, тратили деньги на другие товары, ещё на что-то, на китайскую дешёвую форму на базаре, а потом в наших же магазинах выпрашивали чеки у наших покупателей, чтобы отчитаться. В программе мы смогли от этого уйти”, – рассказал Хилажев. 


Читайте также: Глава МОН: Система образования и дети не выдержат следующего года в дистанционном формате


В Палате предпринимателей подтвердили, что рассматривается возможность расширения перечня производителей, чью форму можно будет приобретать на сертификаты от государства.

"По запросам самих получателей адресной социальной помощи, которые озвучиваются начиная с 2020 года, столичным управлением образования рекомендовано расширить список партнёров программы. Данный вопрос, связанный с запросом расширения сети продаж, ассортимента и цен, прорабатывается с одним из субъектов бизнеса, не из числа отечественных товаропроизводителей, на сегодняшний день в стадии обсуждения. В данном вопросе важно найти баланс интересов, с учётом как мнений самих получателей адресной социальной помощи, так и наших производителей”, – сказал директор столичной палаты предпринимателей Алмат Джунусов

Пока же, по данным управления образования Нур-Султана, "оказание помощи проводится через поставщиков, рекомендованных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан. На сегодняшний день это 19 компаний и 31 торговая точка”.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров