В ноябре 2015 года в Казахстане произошла маленькая продовольственная революция: был принят закон РК "О производстве органической продукции". Но, к сожалению, благие намерения государства столкнулись к чиновничьим бюрократизмом. Понятные правила игры в вопросе производства и оборота продуктов с маркировкой Organic так и не были приняты. То есть по сути отсутствует целый ряд, выражаясь юридическим языком, нормативно-правовых документов. Для покупателя текущее положение дел оборачивается полной путаницей понятий и терминов. Что такое органическое и с чем его едят – informburo.kz решило разобраться.
Каша в головах
Упаковки с многочисленными надписями Eco, Bio, Organic вызывают у потребителей нашей страны самые различные эмоции. Кто-то стремится покупать только подобные продукты, а другие не готовы переплачивать за вероятную безопасность и полезность. На самом деле за приятными характеристиками продуктов, которые указывают на ярких упаковках некоторые производители – "живое", "натуральное", "деревенское", "фермерское" – порой не следует ничего определённого. Это только хороший современный маркетинговый ход.
В странах, где очень жёстко подобные вопросы регламентируются, существует чёткое разделение между продуктами маркированными Eco и Organic. По мнению главы общественного фонда ECO standart Сырыма Рахимбаева, отсутствие в нашей стране национальной системы сертификации и стандартизации помогает путанице, а не наведению порядка:
- Вот простой пример: мясо и колбаса. Мясо может быть органическим при соблюдении всех общепризнанных правил, но колбаса из этого мяса может быть только "эко", если производитель соблюдает определённые требования. Это могут быть безвредное производство, снижение вреда для экологии, растворяющаяся упаковка и так далее. Органик – это только часть вопроса экологической чистоты, речь в данном конкретном случае идёт только о продуктах сельского хозяйства. Маркировкой "экологически чистый продукт" могут быть снабжены стройматериалы, одежда, производство, услуга, наконец. Взять, к примеру, общемировой тренд развития экотуризма. То есть многие путаются, и поэтому не все понимают разницу. В Евросоюзе, к слову, экостандарт и стандарт по органической продукции регламентируются разными документами. Там этот путь прошли очень давно. А мы не можем решить вопрос своих национальных стандартов.
"Органическим" вопросом, к слову, занимаются сразу два ведомства в республике: Министерство сельского хозяйства и Министерство по инвестициям и развитию. В составе последнего находятся Комитет технического регулирования и метрологии и Госстандарт. Обе подведомственные организации МИР РК профильные, и именно они, по мнению Рахимбаева, должны национальные стандарты по органике принять и впоследствии опосредованно контролировать рынок подобной продукции. Но два заинтересованных министерства за последние несколько лет не могут найти точки соприкосновения. Отсюда и дыры в законодательстве:
- В этой ситуации, конечно, непонятна позиция уполномоченного органа в лице Министерства сельского хозяйства, которое в основном работу проводит даже не столько чтобы привлечь, сколько затащить зарубежные сертифицирующие органы по органическому производству, вместо того чтобы развивать свою национальную систему.
Некоторое время назад иностранцы и так зашли на отечественный рынок. Процедуру сертификации по мировым канонам отечественные производители давно проходят, иначе бы ничего не могли экспортировать. Платить иностранцам за необходимые бумаги приходится немаленькие деньги. Правда, законодательно большинство этих сертификатов на территории Казахстана ничего не значит. И вот МСХ хочет пойти по самому лёгкому пути: легализовать иностранцев, де-факто работающих на нашей земле, – по принципу: "а чего заморачиваться". Опасность применения европейских правил подчёркивают многие. У фермеров из ЕС совсем другой климат и стартовые условия, но взять их стандарты, конечно же, будет гораздо проще, чем создавать в республике свою лабораторию и учить специалистов.
Разработай, если сможешь
В сложившейся непростой ситуации казахстанские производители органической продукции вынуждены получать иностранные сертификаты и хоть таким образом защищать статус своей полезной для здоровья продукции. Алматинский фермер Алексей Горбатовский устал ждать национальный сертификат и маркировку. Его продукция прошла тщательную проверку и получила в итоге долгожданный документ, дающий право на экспорт в страны Евразийского союза. Сертификат ЕАС получили целая линия молочной продукции, говядина, баранина и мясо птицы. Правда, о масштабном экспорте фермер Горбатовский пока не думает. Как говорит сам бизнесмен, главное для него сегодня – удовлетворить спрос на полезную еду хотя бы в рамках Алматы:
- Мы начинали как семейная ферма, нашей продукцией сначала заинтересовались друзья и знакомые, и только потом мы решили превратить увлечение семьи в бизнес. Сегодня наши клиенты – это и частные лица, и магазины органической продукции. Понятно, что наша продукция, к примеру птица, будет дороже иногда в 2-3 раза, чем та, которую поставляют крупные бренды. Мы зависим от сезонности, у нас невозможно вообще массовое производство. Если на птицефабрике курицу выращивают за 37 дней примерно, то у нас до товарной курицы птица вырастает за 5-6 месяцев. Поэтому сезонность – проблема, и мы не можем из-за этого гарантированно обеспечить постоянно какой-то определённый объем готовой продукции. Органическое производство – это не конвейер. Большими расходами оборачивается забота о птице, её содержании, полезных кормах без всяких гормонов роста. Но мы идём на такие шаги, заботясь о здоровье. Первоначально это было наше семейное увлечение, но сейчас это пусть и маленький, но очень интересный бизнес.
Интересный бизнес заставляет и вкладывать, и рисковать. Но если казахстанцы готовы платить солидную цену, к примеру, за голландскую или бельгийскую зелень или за ещё какой-нибудь импортный продукт, то и на казахстанскую продукцию спрос будет гарантирован. Ведь несмотря на то что Organic дороже обычных продуктов, всё равно в итоге наше будет дешевле, чем органический импорт:
- Многих отпугивает стоимость, и это главная наша проблема – что люди у нас ментально не готовы ещё платить адекватные деньги за хорошие продукты. У меня даже есть такое высказывание: хорошее бывает дешёвым, лучшее – никогда. Всё, что вы видите здесь сегодня, – это лучшее, я считаю, из того, что можно найти на наших прилавках. Хорошего продукта тоже хватает, но чаще всего под видом хорошего продаётся товар некачественный.
Правильно не значит доступно
Увлечение здоровой пищей в странах Евросоюза развивается уже давно, но глобальный мировой масштаб это приобрело только последние 5 лет. Продукция классического земледелия, конвейерное производство, огромное количество химии в пищевой индустрии, – всё это многих вынуждает крепко задуматься над тем, что они едят, насколько это полезно и правильно. Вопрос цены – то, что многих от органической продукции отталкивает.
По данным Казахстанской федерации движения за органическое сельское хозяйство Kazfoam, в странах с достаточно большим уровнем потребления натуральных продуктов расходы на питание не превышают 16%. То есть уровень жизни в государствах с развитой экономикой позволяет гражданам платить больше именно за полезность еды. Но в Казахстане на продукты питания в целом статистически у казахстанцев уходит, по данным Kazfoam, почти половина дохода. Возникает резонный вопрос: могут ли реально казахстанцы позволить себе покупать и потреблять недешёвую натуральную продукцию? Пример одного из самых успешных в стране биомаркетов в Алматы, возможно, заставит задуматься как потребителей, так и остальных ритейлеров.
В 2014 году этот магазин и его ассортимент вызывал большие вопросы у первых посетителей, сегодня спустя почти 3 года после открытия у торговой площадки есть свой контингент постоянных покупателей и доля на рынке. Представители компании объясняют: отсутствие астрономической маржи и желание продвигать Organic-продукты – и есть залог их успеха. По словам управляющего директора фудмаркета BioGourmet Ирины Александровой, цель не заработать на модном увлечении, а помогать менять менталитет:
- Посмотрите, насколько это увлечение меняет казахстанцев. Сейчас молодые мамы, домохозяйки, люди старшего поколения спрашивают себя: насколько безопасно то, что я ем. Европейцы, американцы, японцы давно поняли простую истину: лучше заботиться о своём здоровье, чем тратить потом на лечение астрономические суммы. Да, органическая продукция дороже обычной, но не надо думать, что она недоступна. Мы минимизировали наценку, работаем не только с импортной продукцией, но и стимулируем отечественных аграриев, чтобы они сотрудничали с нами. Нужно время, чтобы таких магазинов, как наш, было больше, тогда и доступность органической продукции станет реальностью.
Согласно закону, производитель несёт всю полноту ответственности за то, что написано на упаковке. Но раз маркировка значками Eco и Organic – дело добровольное, то стоит скептически признать: в Казахстане вряд ли это очень жёстко контролируется. По мнению экспертов, очень малые шансы, что на обман пойдёт известная по всей стране пищевая компания, а вот маленький региональный производитель рискнуть может. Зная текущее положение дел, в фудмаркете BioGourmet работают только с проверенным импортом, а казахстанcких производителей проверяют сами в независимых лабораториях. Но, если разобраться, это личное желание владельца магазина – продавать проверенную продукцию. Где гарантия, что такой политики придерживаются другие продавцы "органики" в республике? Клиенту полагаться на совесть ритейлера как-то не очень хочется. Хотя попросить сертификат на продукцию вы как клиент имеете полное право.
Изменился, по словам продавцов органических продуктов, и контингент их клиентов. Если раньше полезную и здоровую пищу из-за более высокой цены могли себе позволить только люди с высоким достатком, то теперь берут organic-продукты и молодые мамы, и профессиональные спортсмены, и просто любители здорового образа жизни. Ирина Александрова уверена, что некий рубикон этом вопросе в нашей стране уже пройден:
- Безусловно, отсутствие информации несколько лет назад и было основной проблемой при открытии. Сейчас покупатель становится уже более начитанным, и назовём его более продвинутым. Люди уже знают, чем отличаются органические продукты от обычных продуктов, смотрят состав, смотрят определённые знаки отличия этих продуктов.
Негативный опыт
История продукции с маркировкой "Халал" в Казахстане закончилась серией громких скандалов. Многие производители попались на использовании свинины, другие позже честно признались: за маркировку банально заплатили. Мода на "халал" прошла, и появилась даже новая система – "Адал". Но доверие покупателей было окончательно подорвано. Повторения этой истории производители органической продукции всерьёз опасаются. Сейчас пока на рынке нет чёткого контроля, и за маркировкой никто пристально не следит, недобросовестные производители уже попадаются.
Совсем недавно в России произошёл небольшой органик-скандал, и его итог уже стоил полезной еде серьёзных репутационных потерь. А ведь намерения нерадивых бизнесменов кажутся понятными: надписями "натуральное" и "органик" они лишь хотели повысить свои продажи. При этом их продукция особой пользой не отличалась. По словам председателя общественного фонда Organic Kazakhstan Махмуда Шадиева, Казахстану надо учитывать чужой опыт, но, разрабатывая национальный институт сертификации, необходимо учитывать нашу специфику:
- Кто-то сегодня предлагает просто взять и принять европейские стандарты, но надо понимать, что фермеры Евросоюза работали и работают в других условиях. У Казахстана огромный потенциал для развития именно органического направления в сельском хозяйстве, но необходимы понятные правила игры. Нужно чётко понимать, какие требования предъявляются к тому, кто занимается органикой, что он может использовать, а что – нет. Часть этих требований отражена в законе, но не хватает целого ряда документов. Нет полного реестра производителей и переработчиков, куда бы входили иностранные производители, нет контроля на рынке, нет сертификационного института, нет лаборатории, – в общем, нет полной базы. Я думаю, если заняться этим сейчас, то какой-то эффект будет через 3-5 лет, не раньше.
Успешный бизнесмен уверен, что Казахстану в итоге удастся создать полноценный мировой бренд органической продукции. Только для этого необходимо будет навести порядок внутри страны, в головах потребителей и заслужить доверие за рубежом. Пока, к сожалению, президентское поручение по созданию национального органик-бренда ответственные чиновники до конца не выполнили.
Надежда умирает последней
В конце февраля 2017 года на заседании профильного комитета Мажилиса Парламента заместитель министра сельского хозяйства Кайрат Айтуганов пообещал, что необходимые нормативно-правовые акты будут в итоге разработаны и приняты. Только, к сожалению, сроки озвучены не были. Замминистра рассказал также и о вовсе фантастических для отечественных органик-фермеров вещах: в этом году заработает система субсидий специально для выращивания полезной сельскохозяйственной продукции. Холдингу "КазАгро" уже поставлена задача по оказанию господдержки в виде кредитования весенне-полевых и уборочных работ для подобных фермерских хозяйств.
Казалось бы, живи и радуйся, ан нет – злые языки поговаривают, что в недрах МСХ давно зреет не совсем патриотичный план действий: мол, национальные правила не разрабатываются только потому, что у некоторых сотрудников ведомства есть желание привести в страну крупную сертификационную компанию из-за рубежа. Последняя стала бы по сути монополистом. Правда это или негативные наветы, неизвестно. Но вероятность такого развития событий может обернуться для органической отрасли не совсем понятными последствиями. Впрочем, это всего лишь предположение, но скорость, с которой разрабатывают жизненно важные для отрасли документы, заставляет всё же о подобном сценарии глубоко задуматься.
Решай сам
Понятно, что акцент на употребление именно органических продуктов – это сегодня общемировой тренд, и казахстанцы если и отстают в этой моде, то не сильно. По мнению food-блогера Зарины Абденовой, в ближайшие несколько лет популярность здорового питания будет только расти. К примеру, даже известное в гастрономических кругах мероприятие Food City Fest Almaty в 2017 году впервые предоставит большую выставочную площадку именно для органических продуктов. По мнению специалиста в сфере PR, вокруг полезных продуктов сегодня так много мифов и стереотипов, что одними фестивалями эту проблему не решить. С финансовой точки зрения органическая продукция дороже обычной, но человек в итоге меньше болеет, легче переживает стресс и вообще тратит на медицинские препараты впоследствии меньше денег. Внедрение правильного питания в Казахстане, считает Зарина Абденова, идёт с трудом и из-за специфики национальной кухни и традиций:
- Это проблема, большая проблема. Когда у нас бешбармак запивают колой – это большая проблема для здоровья. Потому что потом, в последующем подобное приводит к ишемической болезни сердца, давлению, повышенному сахару в крови. Сахарный диабет – это у нас вообще сегодня вопрос номер один, у нас каждый второй после 60 лет страдает этим заболеванием. Я это говорю на примере своей семьи, на примере своих родственников.
По словам Абденовой, казахстанцы от 16 до 40 лет – вот главная целевая группа культуры правильного питания. Но пока, кроме отдельных компаний, фондов и движений, этим никто глобально в стране не занимается, в том числе и государственные органы. Поэтому органическую еду многие казахстанцы воспринимают как вещь в себе: далёкую, дорогую и, вероятно, недоступную для среднестатистического гражданина.
Нестандартное решение
Бизнесмен Александр Кокорев сегодня себя может по праву именовать героем социальных сетей. Заметки, статьи о нём и его детище расходятся в Facebook со скоростью лесного пожара. А ничего такого, казалось бы, Кокорев не изобрёл. Он всего лишь доказал прибыльность мини-производства зелени в переоборудованном подвале жилой многоэтажки. Пришёл бизнесмен к этой идее не так давно, но его продукция уже пользуется спросом у алматинских домохозяек и шеф-поваров серьёзных ресторанов и кафе южной столицы.
Мини-сад с добрым названием "Зелёный горошек" не типичная теплица, сам Кокорев называет своё детище городской фермой и предлагает каждому попробовать создать в подвале своего дома что-то подобное. Индивидуальный предприниматель чётко аргументирует плюсы своего подхода к выращиванию органической продукции:
- Первый плюс – экономическая безопасность, то есть я не завишу от климатических факторов. С помощью системы гидропоники я сокращаю сроки роста зелени. Третий пункт, для меня он самый важный, я выращиваю настоящую био- и экопродукцию. Я выращиваю на земле, гидропоника – всего лишь как инструмент. Для меня всегда два основных критерия свежей зелени: вкус и запах. Если зелень имеет вкус и запах – значит, она настоящая. Если она этого не имеет, картонная, значит она не настоящая, фактически ты покупаешь подкрашенную клетчатку.
Сегодня бизнесмен начал реализовать свой проект по созданию гидропонных шкафов. Это кстати, тоже общемировой тренд, подобные шкафы уже начала производить знаменитая компания IKEA. В начале марта алматинец продал пилотный гидропонный шкаф шеф-повару крупного ресторанного комплекса в Астане за 360 тысяч тенге.
- Я уверен, что любой город может себя прокормить, и такие городские мини-фермы в подвальных помещениях – яркое тому доказательство. Просто пока этим некому заниматься, а я не в состоянии охватить весь город, но готов к сотрудничеству. Пускай обращаются.
Клиент всегда прав
Кто-то готов переплачивать за заветную и так необходимую человеку XXI века полезную пищу, а для некоторых нет ничего лучше знаменитого бренда – допустим, йогурта. В общем, каждый волен делать самостоятельный выбор в вопросе выбора продуктов питания. Казахстанцы пока ни по уровню жизни, ни по менталитету, вероятно, не готовы массово вести здоровый образ жизни, как жители самых развитых стран мира. Но у многих есть желание и даже возможности это делать.
Раскрученный модный тренд или очередное удачное маркетиноговое решение – споры вокруг органической продукции ведутся не первый год. На обеих сторонах этого конфликта стоят интересы достаточно крупных компаний. В мире работает целая органик-индустрия, место в которой Казахстан и надеется занять. Но пока в стране, кроме фермеров и общественников, для развития нового сектора аграрной отрасли никто ничего не делает.