О ситуации вокруг производства и оборота органической продукции в Казахстане informburo.kz уже подробно рассказывал в материале "Органик: Неизвестная история полезных продуктов в Казахстане". В ноябре 2015 года был принят профильный закон, который сулил республике настоящую аграрную революцию. Однако отсутствие подзаконных актов оставило отечественных фермеров один на один с неразрешимыми проблемами: в Казахстане до сих пор нет ни национального стандарта по органике, ни сертифицирующих органов, ни контроля за этой сферой соответствующих органов. При этом в стране есть аграрии и бизнесмены, которые имеют желание и деньги, чтобы вложиться в это направление. Пример того, как в гораздо более сложной ситуации можно действовать вопреки складывающимся обстоятельствам, прекрасно демонстрируют наши южные соседи.
А у соседа за забором
В то время как казахстанские фермеры активно требуют ускорить документальное решение органического вопроса в стране, в соседнем Кыргызстане органикой занимаются давно и успешно. Заметим, что происходит это в отсутствие национального закона о производстве и обороте такого рода продукции. Если в Казахстане международными органическими сертификатами обладают десятки видов продукции, то у южного соседа локомотивом движения к полезной и здоровой пище является знаменитый баткенский абрикос, а точнее – курага. Это один из продуктов Кыргызстана, который не только обладает европейским сертификатом, но и успешно продаётся в той же Европе.
К примеру, внутри страны за килограмм сушёного абрикоса с покупателя берут 5-6 долларов, а потребитель в странах Евросоюза за одно кило баткенского чуда выложит уже 32 доллара. Это хорошее объяснение того, почему иностранные компании холят и лелеют киргизских фермеров, выращивающих солнечный фрукт. Органическая курага – тоже, видимо, неплохой бизнес. И зарабатывают в итоге на этом очень неплохо все стороны.
В Казахстане нет, пожалуй, ни одного органического продукта, который может сравниться с баткенской курагой по маржинальности. Так, что в этом пункте нам у южных наших соседей есть чему учиться.
Бедность не порок, а средство мотивации
По словам Бермет Турсалиевой, исполнительного директора общественного объединения "Аграрная платформа Кыргызстана", в стране складывается парадоксальная ситуация: многие фермеры в республике уже на сегодняшний момент реально занимаются органическим сельским хозяйством согласно всем требованиям, однако де-юре это никак не подкреплено.
Оговоримся сразу, что позволить себе перейти с классического сельского хозяйства на органическое – забыть о пестицидах, отказаться от ядовитых средств борьбы с насекомыми-вредителями, сорняками и сильных химических удобрений – в Кыргызстане могут только фермеры средней руки и маленькие хозяйства. Перейти-то перешли, а вот подкрепить этот переход документально, получив солидный иностранный сертификат, могут позволить себе только единицы. Потратить сумму в коридоре от 10 до 15 тысяч евро никто в Кыргызстане из фермеров не отважится. Если не получит поддержки донора в лице иностранной компании, которая заинтересована в продажах такой продукции за границей.
"Швейцарский сертификат стоит 9-11 тысяч евро, сама бумага стоит от 2,5 до 3 тысяч. Есть сертификаторы, которые приезжают из Германии, Швейцарии, Турции, да откуда угодно. Им необходимо оплатить услуги переводчика, питание, суточные. Всё это выливается в итоге в такую большую сумму. Это никому не по карману, даже богатым агропроизводителям это не по карману," – уверена Бермет Турсалиева.
Но ни отсутствие заветной бумаги, ни отсутствие закона о производстве и обороте органической продукции, хотя бы такого, какой ещё в 2015 году принят в нашей стране, не останавливает местных аграриев.
"Я думаю, что произошёл коренной перелом в сознании большинства фермеров страны, – делится мнением один из руководителей "Аграрной платформы Кыргызстана". – Почвы в республике истощены, и именно органическое сельское хозяйство должно помочь земле восстановить плодородие. Но это не главный плюс. Кыргызстан – страна аграрная, и это не недостаток, а как раз-таки преимущество на сегодня. Спрос на продукцию полезную, экологически чистую в мире растёт, и наша республика может поставлять на мировой рынок значительный объём. Будет упущением этим шансом не воспользоваться. Да, необходимо принять профильный закон, подобные планы обсуждаются правительством несколько последних лет. Но самое главное – нужно решить вопрос поддержки фермеров. Плата за сертификацию неподъёмная, и отсутствие необходимых документов – реальная преграда для выхода на экспорт".
Я выбираю пользу и здоровье
Пока эксперты грустно подсчитывают вероятные потери от того, что большая часть кыргызской органической продукции отрезана от мирового рынка органики, ежегодный объём которого оценивается в 60 миллиардов долларов, внутри страны растёт популярность "зелёного" мышления.
В начале 2017 года в столице Кыргызстана открылось, к примеру, первое в стране кафе правильного питания, владельцы которого активно продвигают именно потребление здоровых органических продуктов. Сегодня нельзя сказать, что в заведении, как говорится, яблоку негде упасть, но свой клиент уже есть. По словам управляющего партнёра Иванны Третьяковой, главная цель – не заработать на модном тренде и желании продвинутой части общества быть здоровой, а продвижение культуры правильного питания:
"У меня есть традиционное заведение с классической кухней, и оно приносит доход, но я и мои партнёры решили сделать шаг в новом направлении. Может быть, это связано с тем, что я сама уже полтора года придерживаюсь вегетарианства и правильного питания, может быть, ментально наше общество готово задуматься над тем, насколько полезно то, что мы привыкли потреблять, – размышляет Иванна. – Будет ли заведение окупаться, и когда мы придём к этому показателю – большой вопрос. Для ресторанного рынка Бишкека такое кафе – это тоже некий вызов. Я думаю, в ближайшее время я и мои партнёры получим ответ на вопрос, готова ли страна к подобным заведениям".
Производить – хорошо, а продавать – ещё лучше
Пример предприимчивых кыргызских соседей показывает, что только на производстве и прямых продажах на экспорт сильно не заработаешь. Всё равно маржу, по крайней мере, самую значительную её часть, заберёт иностранный партнёр.
Некоторое время назад на рынке Кыргызстана появилась компания, которая предлагает достаточно широкий ассортимент продукции под своим собственным органическим брендом: сухие миксы для завтрака, мука, крупы, энергетические батончики, мёд. По словам генерального директора компании OA Kyrgyz Organic Сайкал Садыбакасовой, они сознательно ушли сегодня в сферу самостоятельных продаж, потому что иначе эффективно и активно продвигать такого рода продукцию не получится:
"Нам недостаточно сегодня партнёрства с несколькими сетевыми и интернет-магазинами, в этой ситуации наш продукт остаётся очень нишевым и активно не продвигается. Параллельно с классической схемой продаж мы запустили бесплатную доставку органической продукции через наш интернет-ресурс и открыли пока единственный свой собственный магазин в Бишкеке. Я считаю, что по крайней мере жители Бишкека станут нашими постоянными клиентами", – надеется г-жа Садыбакасова.
Компания активно продвигает местных производителей. Локальное происхождение подчёркивается на упаковке, и вообще тема продвижения органической продукции из Кыргызстана активно оформляется в соседней республике в некий тренд. Которым, к сожалению, сейчас занимается только бизнес.
Сотрудничество, а не война
Пока в Казахстане нет полного пакета подзаконных актов, тотальный контроль за органической продукцией, по сути, тоже отсутствует. Без поддержки государства казахстанские производители заняты больше экспортом и о внутреннем рынке не думают. Такая ситуация, вероятно, не останется без внимания наших киргизских соседей. Опыт экспорта продукции сельского хозяйства в Казахстан накоплен довольно большой, а органический продукт, стоящий в среднем на 30-40% дороже традиционного, вполне может занять своё место на нашем рынке. Но, как говорят эксперты, органическим фермерам двух стран надо не делить внутренний региональный рынок, а объединяться для выхода на внешний.
Санжар Султанкулов возглавляет Федерацию органического движения BIO-KG и уже не первый год пытается найти точки соприкосновения для фермеров региона. По его словам, аграрии, которые заинтересованы в развитии органического земледелия, должны объединяться и вместе создавать мудьтибренды. В таком случае и выйти на рынок проще, и можно решить много других проблем:
"Мы выступили с инициативой "Абрикос Баткена – посол мира и развития в Ферганской долине". Во-первых, это самый известный органический продукт региона, во-вторых, речь идёт об объединении усилий фермеров Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Если политики не могут договориться, то объединить людей в наших странах сможет общая цель – продвижение баткенских абрикоса и кураги. Разве кто-нибудь идёт на конфликт, когда тебя с соседом объединяет общая цель, общий бизнес, общее желание заработать? Это лишь один пример. С другой стороны – можно вместе выходить на внешние рынки не просто с одним продуктом, а с целой серией. Если одной стране очень сложно завоевать Европу, то общий так называемый зонтичный бренд органических продуктов Центральной Азии имеет большие шансы", – убеждён Султанкулов.
В целом, считает собеседник, переход на органическое сельское хозяйство мог бы стать для Кыргызстана новой национальной идеей. Страну в последние годы трясёт в революциях и сменах власти, а народу хочется стабильности и понимания того, что будет завтра. Выбор в пользу такого пути, по сути, аграрной страны должен делаться на самым высоком уровне.
"Если бы глава правительства или государства инициировал эту идею (развития органического сельского хозяйства – Авт.) в качестве государственной политики, то, конечно, все инвестиции, все инициативы шли бы в этом направлении. Взять, к примеру, Королевство Бутан. Я эту страну очень уважаю – она полностью перешла на органику и считается страной органики. Потому что глава государства, король, ведёт именно такую политику. И все действия исходят из этой политики. Я думаю, что такой подход был бы идеален, особенно для Кыргызстана", – уверен глава Федерации органического движения Санжар Султанкулов.
Центральноазиатские амбиции
По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в нашем регионе есть неплохие предпосылки для органической революции в сельском хозяйстве. Эксперты FAO уверены, что переход на экологически безопасные аграрные технологии решит сразу несколько острых тем: проблемы экологии, здоровья населения и развитие АПК стран всего региона.
Если государства Центральной Азии пока на высоком уровне даже не проводили переговоров на тему производства и оборота продукции такого рода, то фермеры и общественники, продвигающие "зелёную" тему, знают друг друга, как говорится, в лицо. В принципе, их не так и много просто физически. Многие ожидали, что Казахстан с принятием профильного закона станет настоящим флагманом органики, но для соседей мы сегодня в категории "тот, кто больше говорит, чем делает".
Поспешай не торопясь
Огрехи и дыры в национальном законодательстве после выхода нашего первого материала прокомментировали представители сразу двух заинтересованных министерств. Минсельхоз, например, согласился с отечественными органистами и признал, что действительно существует дефицит нормативно-правовых актов. Кроме того, в ведомстве отметили, что согласно государственной программе развития агропромышленного комплекса РК на 2017-2021 годы предусматривается и принятие национального органического стандарта со всеми вытекающими из этого последствиями. Будет даже принят национальный знак органического соответствия. А в целом и лаборатории появятся, и специалисты – в общем, согласно планам в этом вопросе мы будем на уровне самых развитых стран планеты.
В ведомстве заявили также, что вопрос погектарного субсидирования производителей органической продукции пока обсуждается и прорабатывается, но говорить о конкретике пока рано.
Ответ другого ведомства – Министерства по инвестициям и развитию – оказался более глубоким. К примеру, стало известно, что уже создан технический комитет по стандартизации "Органическая продукция" на базе Казахского агротехнического университета имени Сейфуллина в Астане. Кроме того, национальные стандарты по органике потребуют публичного обсуждения, согласно требованиям ВТО, и ждать их принятия за считанные месяцы не стоит. Фермеров может обрадовать и тот факт, что окончательно закрыть вопрос стандартов и сертифицирующих органов в МИР РК намерены в текущем году.
Такую бы уверенность и казахстанским фермерам, которые, к примеру, только по итогам 2014 года поставили на экспорт сертицифированных органических пшеницы, льна, гороха и лекарственных трав на 10 миллионов долларов США. Аграрии ожидали, что в последующие годы для их продукции наступят "золотые времена". Только вот чиновники затянули, и, скорее всего, в ходе этой посевной кампании не все 300 тысяч га (площадь сертифицированных по всем международным стандартам посевных площадей под органику в Казахстане) будут засеваться по нормам "зелёного" сельского хозяйства. С каждым годом бездействия государевых людей желания заниматься развитием этого сектора у фермеров республики всё меньше. Обещаниями и хорошими планами, как известно, сыт не будешь.
Согласно планам МСХ РК, фермеры Казахстана, те, кто реально занимается производством органической продукции, могут в 2017 году получить поддержку в виде кредитования весенне-полевых и уборочных работ. В республике сегодня всего 29 производителей. И на всю эту дружную компанию в бюджете предусмотрено... 60 миллионов тенге. Как говорят сами аграрии, это капля в море. По словам члена комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК Айкына Конурова, реальных денег в эту отрасль государство пока не вложило. Поэтому и отдачи может особенно не ждать.
"Закон был разработан в Парламенте депутатами, и прямо в законе было указано, что на поднятие этой отрасли (органического сельского хозяйства – Авт.) государство должно выделять деньги. Несмотря на это, профильное ведомство в лице Министерства сельского хозяйства на сегодняшний день фактически игнорирует закон уже действующий и не выделяет на развитие этой отрасли денег. Это самая главная проблема – отсутствие финансирования," – категоричен депутат Айкын Конуров.
Время определиться
Как показывает опыт развитых стран, чтобы переход на органическое сельское хозяйство прошёл эффективно, многие начинали не просто с создания законодательной базы. В натуральное происхождение продукта не верят, если страна не выстроила серьёзную систему контроля за продукцией, содержащей генно-модифицированные организмы (далее - ГМО).
Специалисты уверяют, что транснациональные компании, лидирующие в вопросе биотехнологий, не заинтересованы в закрытии границ стран нашего региона для сортов ГМО-растений. Ведь речь идёт о многомиллионых продажах в наших странах семенного фонда, специальных кормов и удобрений.
В марте представители партии "Ауыл" предложили принять закон, который бы запретил ввозить ГМО-продукцию в Казахстан, применять её и выращивать. По мнению многих, это стало бы ещё одним шагом перехода на органическое сельское хозяйство. Но удастся ли сделать этот шаг – большой вопрос. Как поговаривают, в нашей стране лобби иностранных компаний, которые зарабатывают на ГМО-продукции солидные деньги, весьма и весьма сильное. Впрочем, тема продукции, содержащей генно-модифицированные организмы, вообще заслуживает отдельного расследования, и оно обязательно последует.
Органический тренд весьма эффективно используется политиками сразу нескольких стран: это модно, обсуждается и приносит политические дивиденды. А лучше бы приносило пользу – здоровью и экономике наших стран.