Прямой эфир Новости спорта

Национальный доклад о системе образования Казахстана: 350 страниц за пять минут

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Системой образования охвачена почти треть населения Казахстана: 5 млн учащихся и более 500 тысяч педагогических работников.

Информационно-аналитический центр по заказу МОН подготовил Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования по итогам 2018 года. Исследование опубликовано на сайте ias. Это самый свежий, 12-й по счёту, анализ системы образования. Мы изучили 350-страничный документ и представляем главное из доклада.

Разработка онлайн-курсов носит фрагментарный характер

С наступлением пандемии казахстанцы столкнулись с проблемами в онлайн-обучении. Практика показала, что вузы и школы не были готовы к резкому переходу на дистанционное образование. Это было ясно и в 2018 году, когда заочное обучение начало заменять дистанционное. Вузы проявили большую активность, нежели школы в попытках перейти "на цифру". К примеру, КазНУ имени аль-Фараби предлагал более 40 курсов по 15 направлениям с охватом в 16 тысяч человек. Университет Нархоз попытался охватить более восьми тысяч человек онлайн-курсами.

"Несмотря на положительные старания вузов в развитии электронного образования, разработка онлайн-курсов вузами всё ещё носит фрагментарный характер. Дальнейшее продвижение платформ открытого образования позволит обогатить содержание образовательных программ, расширить перспективы вузов и связать преподавателей казахстанских вузов с экспертами других стран", – сказано в исследовании.

Читайте также: "Ненастоящее образование". Как пандемия вскрыла проблемы онлайн-обучения

Наибольшее число крупнейших провайдеров онлайн-образования сосредоточено в США, в числе которых Coursera, edX, Udacity, Kadenze, Canvas Network, Stanford Languita. Признанными платформами открытого образования также считаются:

  • FutureLear в Великобритании;
  • XuetangX, CNMOOC, Chinese MOOCs в Китае;
  • Gacco, Fisdom, OpenLearning, JMOOC в Японии;
  • Federica.eu в Италии;
  • OpenHPI в Германии;
  • Open Education в России.

Вузы Казахстана объединили усилия и создали собственную Национальную платформу открытого образования moocs.kz. Она предлагает 25 онлайн-курсов по базовым дисциплинам бакалавриата. На сайте запустили интернет-проект Open Master Class с бесплатными онлайн-курсами от медийных личностей Казахстана, в числе которых:

  • доктор медицинских наук, президент Казахской академии питания Торегельды Шарманов;
  • основатель Astana Group, бизнесмен Нурлан Смагулов;
  • победитель международных соревнований NASA и Microsoft Тимур Рыспеков;
  • директор благотворительного фонда ДОМ Аружан Саин;
  • международный шахматный гроссмейстер Жансая Абдумалик и другие.

Казахстан входит в топ-10 стран по экспорту студентов

Немало казахстанцев выбирают зарубежные университеты для получения высшего образования. Исследование показало, что в нашей стране общее количество выезжающих студентов в четыре раза больше въезжающих. Казахстан входит в топ-10 стран по экспорту студентов, предпочитающих учиться за рубежом, после Китая, Индии, Германии, Южной Кореи и Франции. В 2018 году эмигрировали за границу для обучения в основном студенты из северного, восточного Казахстана и из Алматы, меньше всего – с юга и запада страны.

"Страны, лидирующие в экспорте студентов, не в силах привлечь равнозначное количество иностранных студентов. Только двум странам удаётся привлечь больше иностранных студентов – Франции (+154,6 тысячи) и Германии (+125,5 тысячи). Этот результат – следствие наличия в этих странах единого государственного подхода к развитию высшего образования. Казахстану по опыту стран с привлекательными системами высшего образования также необходимо разработать собственное видение/стратегию в области интернационализации высшего образования", – рекомендуют авторы исследования.

Схожая тенденция наблюдается и в Нигерии, Вьетнаме, Украине, Саудовской Аравии. Желание молодёжи учиться в зарубежных вузах характерно для многих стран. Для решения проблемы оттока талантливых студентов государства открывают филиалы иностранных университетов на своей территории и создают собственные исследовательские вузы с обучением на других языках.

Читайте также: Зачем казахстанским вузам потребовалась академическая свобода

Казахстан тоже стремится привлечь студентов из других стран. Более половины иностранных студентов у нас – выходцы стран СНГ:

  • из Узбекистана – более 9000 человек;
  • из Индии – более 3000 человек;
  • из Туркменистана – более 2000 человек;
  • из России – более 1000 человек;
  • из Китая – более 1000 человек.

По прогнозам АО "Центр международных программ", к 2025 году количество иностранных студентов в Казахстане увеличится до 50 тысяч человек.

"В 2018 году их число составило 21 727 человек, или 4%, что свидетельствует о достижении показателя госпрограммы развития образования и науки (ГПРОН) на 2016-2019 годы. Доля иностранных студентов в Казахстане сопоставима с такими странами ОЭСР как Литва, Израиль и Норвегия и опережает Польшу, Словению, Испанию, Южную Корею, Турцию, Чили и Мексику", – сказано в докладе.

По результатам исследования, наименее развитыми у отечественных вузов оказались финансовая, академическая и управленческая автономии. Относительно развитой была признана самостоятельность в принятии кадровых решений. Поэтому в 2018 году в Казахстане приняли поправки, расширяющие полномочия вузов. Сейчас вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать:

  • правила приёма;
  • образовательные программы;
  • присуждать студентам степени "бакалавр" и "магистр";
  • создавать эндаумент-фонд, юридические лица по научно-образовательной деятельности, стартап-компании, филиалы в иностранных государствах;
  • привлекать дополнительные источники финансирования и т.д.
Другой проблемой является копирование казахстанскими вузами зарубежных идей, бизнес-моделей и концепций. Учебным заведениям нужно продвигать собственные идеи с учётом экономических, региональных, экологических, географических и климатических условий Казахстана.

Сохраняется проблема аварийных и трёхсменных школ

В Казахстане до сих пор остро стоит проблема с аварийными школами и трёхсменным образованием. За пять лет количество аварийных школ сократилось в четыре раза. Но ликвидировать их полностью не удаётся. В 2018 году аварийной признали 31 школу, в этом числе 12 саманных и девять школ, расположенных в приспособленных помещениях. Аварийные школы есть в восьми областях страны:

  • Актюбинской;
  • Атырауской;
  • Жамбылской;
  • ЗКО;
  • Карагандинской;
  • Костанайской;
  • Кызылординской;
  • Туркестанской.

"В небезопасных условиях таких школ получали знания 10 389 учащихся. В этой связи проведение мониторинга технического состояния школ и необходимой профилактической работы по предотвращению их аварийности является актуальной задачей местных исполнительных органов", – следует из доклада.

Читайте также: Сколько детей должно быть в классе, или Чем опасна переполненность школ?

Ежегодно увеличивается число школ, требующих капитального ремонта. Впоследствии они могут пополнить число аварийных. Большинство школ (66%) Казахстана построено в эпоху СССР. Часть из них имеет чрезвычайно высокую степень износа. Таких школ по стране больше тысячи. Наибольшее число – в Алматинской области, наименьшее – в Атырауской и Павлодарской областях.


Инфографика исследования

Инфографика информационно-аналитического центра


Продолжает увеличиваться дефицит ученических мест. В 2018 году потребность в дополнительных ученических местах составила больше 195 тысяч. Наибольший дефицит наблюдается в густонаселённых южных регионах и быстрорастущих крупных городах и их агломерациях. Доля школ, ведущих занятия в три смены, на момент исследования оставалась без изменений: в трёхсменных школах обучались 6,3% учеников от общей численности. Такие школы есть во всех регионах, кроме Алматы, Кызылординской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.

Наибольшая доля трёхсменных школ функционировала:

  • в Нур-Султане;
  • Шымкенте;
  • Атырауской области.

Большинство школ (почти 70%) вели занятия в две смены. В одну смену работали только 29,4% школ. В основном они расположены на селе.

"Для охвата прибывающих в Шымкент ежегодно требуется столько ученических мест, сколько эквивалентно семи школам; в Нур-Султане и Алматы – четырём школам", – уточняется в докладе.

Нехватка мест в детсадах

10 из 12 аварийных детских садов в 2018 году приходилось на Кызылординскую область. Во всех остальных регионах эту проблему устранили. Но в сёлах ситуация плачевная.

"Число сельских дошкольных организаций с индивидуальным отоплением практически в три раза превышает городские, а с привозной водой – в четыре раза. Наибольшие трудности в благоустройстве дошкольных организаций на селе составляет обеспечение канализацией и горячей водой. Без горячей воды сельских детских садов и мини-центров почти в семь раз больше, чем городских, а без канализации – в 9 раз больше", – отметили авторы исследования.

Самая сложная ситуация в Туркестанской области: в 2018 году там было больше всего детских садов без канализации и горячей воды.


Проблемы благоустройства дошкольных организаций по регионам

Инфографика информационно-аналитического центра


В городах республиканского значения из-за внутренней миграции встал остро вопрос обеспечения детей местами в дошкольных организациях. Поэтому в городах-миллионниках (Алматы, Нур-Султан и Шымкент) самые низкие показатели охвата детей 3-6 лет дошкольным образованием.

В 2018 году в очереди в детские сады в Казахстане стояло более полумиллиона детей до шести лет. Темпы строительства не успевают за ростом рождаемости. Особенно в городах, где потребность в детсадах в четыре раза больше, чем на селе (доля городских детей в очереди составляет 80%).

Для решения проблемы в Казахстане внедрили автоматизированную систему выдачи направлений в детсады. Сначала в пилотном режиме её ввели в Нур-Султане и Шымкенте, с 2018 года начали распространять в остальных регионах.

Также государство смягчило требования к строительству и эксплуатации детсадов. Теперь допускается совмещение в одном помещении игровой и спальни из расчёта – не менее 3 м2 на одного ребёнка. Это позволило увеличить число и доступность частных садов.

Молодые учителя увольняются из-за низкой зарплаты

Одновременно с этим растёт дефицит педагогов. В 2018 году не хватало более пяти тысяч человек, среди которых учителя:

  • русского языка и литературы;
  • английского языка;
  • математики.

Почти 40% уволившихся учителей были молодыми специалистами. В 2018 году из школ уволилось более 25 тысяч преподавателей. Из-за нехватки кадров продолжают работать педагоги на пенсии.

Читайте также: Квалификационное тестирование педагогов: какие изменения внесли в правила аттестации

"Низкий уровень заработной платы, особенно в начале карьеры учителя, является одной из основных причин оттока учителей из профессии. Несмотря на проводимую работу по повышению статуса педагога, учительство остаётся неконкурентным по сравнению с более высокооплачиваемой сферой деятельности", – резюмируют авторы доклада.

В колледжах не хватает оборудования и нет связи с работодателями

В организациях технического и профессионального образования противоположная проблема. Здесь систематически недобирают абитуриентов, из-за чего в Казахстане возник феномен "малокомплектных колледжей" с контингентом менее 200 студентов. Из 821 организации ТиПО 23% – малокомплектные, где обучались от 18 до 200 студентов.

Следующая проблема – оснащённость колледжей компьютерной техникой. 25% из всего числа техники требует замены, 19% – морально устарела. В 2018 году на один компьютер в среднем по Казахстану приходилось восемь студентов. Особенно дефицит наблюдался в Жамбылской, Мангистауской областях и в Шымкенте. Также в организациях ТиПО нехватка специального оборудования, предназначенного для обучения студентов с особыми потребностями.

Причина тому – слабое финансирование колледжей. В развитых странах оно превышает показатели Казахстана почти в три раза.

Читайте также: Какие изменения внесли в правила присуждения образовательных грантов

Колледжи не всегда работают в тесной связке с работодателями, нет мониторинга, насколько они удовлетворены выпускниками. А это нужно, чтобы оценить качество подготовки кадров и, возможно, корректировать образовательные программы. Сейчас рынок труда не получает специалистов, соответствующих реалиям рынка.

"В Казахстане опросы мнения работодателей проводятся эпизодически. Часто такие опросы являются поверхностными и не отражают действительную ситуацию востребованности выпускников. Кроме того, культура участия в профессиональных опросах не развита. Работодатели оценивают качество системы ТиПО на 3,7 – чуть выше среднего. Такой результат говорит о необходимости всестороннего анализа и мониторинга причин неудовлетворённости работодателей ТиПО на системной основе", – посчитали авторы исследования.

Мало и инвестиций работодателей в обучение будущих кадров. Пока у бизнеса нет достаточной мотивации для этого. В 2018 году доля студентов, обучающихся за счёт работодателей, составила всего 0,2% от общего контингента обучающихся.

Но несмотря на проблемы, большинство выпускников (83%) находят себе работу после обучения. Возможно, в жизнь воплощаются прогнозы экспертов, которые говорили о том, что к 2022 году наиболее востребованными специалистами будут "синие воротнички" – представители рабочих специальностей.

"Ожидается рост спроса на таких специалистов как парикмахеры, визажисты, косметологи, рабочие химчистки и крашения, мастера индивидуального пошива и ремонта одежды, специалисты по ремонту квартир, мебели, электробытовых приборов, телеаппаратуры, работники фотостудий и другие", – сказано в исследовании.

Такая тенденция наблюдается не только в Казахстане, но и во всём мире.

Зарплата выпускников вузов чуть выше 100 тысяч тенге

У выпускников университетов уровень трудоустройства ниже – он составил 67%. Менее 50% трудоустроенных выпускников у 68 вузов страны. Минимальный показатель – по специальности "Таможенное дело". Не по специальности чаще всего работают те, кто учился в области:

  • сельхознаук;
  • права;
  • услуг;
  • технических наук и технологий;
  • социальных наук и бизнеса.

Средняя зарплата выпускников вузов в 2018 году составляла чуть больше 100 тысяч тенге, что ниже среднемесячной зарплаты по стране.

Больше всего зарабатывали выпускники технических специальностей – 149 963 тенге. Меньше всего – выпускники сельскохозяйственных специальностей – 77 045 тенге.

Читайте также: "Выявлен факт продажи земель". Что выяснила комиссия МОН при проверке КазЖенПУ

Национальный проект "Серпін" тоже пока не оправдывает надежд. По его условиям молодёжь из регионов с избытком трудовых ресурсов обучается и направляется туда, где есть дефицит специалистов. Но только четверть выпускников программы закрепляется в регионе обучения. В 2018 году из 1635 обучавшихся только 256 человек остались там, где учились. Такая статистика говорит о низкой эффективности "Серпін". Авторы исследования рекомендуют изучить причины, почему участники программы возвращаются домой и каковы перспективы у тех, кто остался.


Статистика трудоустройства по программе "Серпiн"

Инфографика информационно-аналитического центра


Половина выпускников школ поступает в вузы

Статистика по выпускникам школ в 2018 году выглядела так:

  • в вузы поступило чуть больше 50% выпускников 11 классов;
  • в колледжи – чуть больше 14%;
  • на работу сразу после школы устроились почти 8%;
  • уехали за пределы страны – чуть больше 5% (в основном для поступления в зарубежные вузы);
  • неустроенными оказались почти 20% выпускников.

Большая разница между выпускниками обычных школ и выпускниками НИШ. Последние всем составом поступают в престижные вузы Казахстана и зарубежья. Большинство из них обучается на гранте.

Читайте также: Как казахстанцам поступить в топовые вузы США во время пандемии коронавируса

"Благодаря эффективной образовательной модели выпускники НИШ востребованы такими зарубежными институтами как Принстонский, Стэнфордский, Колумбийский, Массачусетский технологический, Гонконгский политехнический, Пусанский национальный университеты, Российский национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", – подчеркнули авторы доклада.

Больше всего суициду подвержена вузовская молодёжь

Авторы доклада изучили случаи суицида среди возрастных групп, которые охватывает система образования. В основном, этому подвержены молодые люди от 18 до 24 лет. В 2018 году зарегистрировано 556 случаев суицида среди молодёжи.

"Суицидальному настроению больше всего подвержена вузовская молодёжь. Среди регионов большое количество суицидов в возрасте 18-24 лет наблюдается в Туркестанской и Восточно-Казахстанской областях. В свою очередь, в Туркестанской области очень сильно выделяется суицид среди детей 5-17 лет. Их количество значительно больше, чем в других регионах и даже больше, чем суицид среди молодёжи 18-24 лет в регионе", – указали авторы исследования.


вм

Инфографика информационно-аналитического центра


Детский и подростковый суицид остаётся малоизученным. Причины тоже часто остаются неизвестными. Частой бывает формулировка "одиночество с чувством отверженности". Также по распространённости суициды происходили из-за тяжёлого материального положения, заболеваний, конфликтов с родственниками.

Не хватает преподавателей для работы со студентами-инвалидами

В Казахстане пытаются развивать инклюзивное образование. В 2018 году выпускникам спецшкол разрешили поступать в колледжи, этим правом воспользовались почти три тысячи человек. Но, как оказалось, сами организации ТиПО ещё не готовы к этому – нет педагогических кадров, имеющих навыки работы с такими студентами, а именно:

  • тифлопедагоги;
  • сурдопереводчики;
  • дефектологи.

"Слабо налажена работа по выстраиванию психолого-медико-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями. В колледжах необходимо ввести штатную единицу таких специалистов. Кроме того, в учебных заведениях ТиПО существует дефицит в специальном оборудовании, предназначенным для их обучения. Вызовом также является обеспечение условий для дальнейшего трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями", – сказано в докладе.

Наибольшая доля студентов с ограниченными потребностями приходится на людей с нарушением слуха и зрения.

Низкая культура чтения среди учеников начальных классов

Казахстан входит в относительно небольшую группу стран с низким уровнем чтения среди учеников начальных классов. Только в 20 странах имеется такой же результат.

"Казахстанские дети получают недостаточный опыт чтения литературных текстов. Иными словами литература, как предмет, играющий наиболее важную роль в интеллектуальном и нравственно-духовном развитии учащихся, имеет проблемы в реализации своих функций", – сделали вывод авторы исследования.

Читайте также: "Мы переходим в разряд нечитающей нации". Какое будущее ждёт библиотеки Казахстана

Авторы исследования считают, что казахстанской системе образования необходим сбалансированный подход к приобщению детей к чтению.

"Имеющийся перекос в сторону информационного чтения чреват потерей воспитывающе-формирующих функций литературы. При этом очевидно, что абсолютизировать значение только литературного чтения в современных условиях было бы неверным. Необходимо понимать, что развитие индустрии развлечений и распространение интернета "сдвигают" традиционную культуру чтения", – резюмировали докладчики.

У нового поколения литература всё больше играет роль не источника мудрости и духовного наслаждения, а средства информации. При этом первоначальное знакомство с художественным произведением происходит через его отрывки в печати, кино, музыке и ТВ.

Поделиться:

Новости партнеров