По случаю запуска нового проекта руководство "31 канала" провело встречу с журналистами.

Падения и взлеты рынка

На презентации генеральный директор "31 канала" Багдат Коджахметов поделился своим видением развития казахстанского телевидения. Последние годы для телевизионщиков выдались непростыми, ведь с 2013-го рынок телевизионной рекламы упал в три раза – со 145-150 млн долларов до 44-45 млн долларов. Повысились цены на съёмочное оборудование и работу продакшн-студий. Директор "31 канала" отметил, что в следующем году ожидается сдвиг рекламного рынка в положительную сторону (2-5%).


Директор 31 канала Багдат Коджахметов

Генеральный директор "31 канала" Багдат Коджахметов / Фото Антонова Святослава

Свою лепту в этот процесс вносят инициативы, продвигаемые представителями телеканалов. Так, законодательный запрет рекламы на иностранных каналах позволил сохранить в стране около 4 млрд тенге. С 2018 года Министерство информации разрешит рекламу пива и вина. Предлагаются и другие методы улучшения ситуации на отечественном телерынке.

"Следующий наш шаг – это ввести рыночные вещи, которые позволят увеличить доходность казахстанских производителей. Как, к примеру, в Турции запретили покупать и показывать иностранный контент. Тогда бы в Казахстане все деньги, которые государственные каналы тратят на покупку этого контента, уходили бы не в Турцию или Индию, а оставались бы здесь. И мы бы все богатели", – отметил Багдат Коджахметов.


Фото из архива "31 канала"

Несмотря на трудности, "31 канал" продолжает развиваться в сторону производства собственного контента. На сегодняшний день он занимает третье место в панели 100 тысяч+ (в городах с населением более 100 тысяч человек). Багдат Коджахметов отметил, что стратегический план канала – стать №1 среди всех телезрителей страны. На сегодняшний день исследования респондентов во многих небольших городах Казахстана не проводятся. Руководитель канала отметил, что ситуацию нужно изменить, ведь казахстанский рынок фактически недооценен на 50%. Правительство, рекламодатели и другие крупные игроки рынка должны приложить усилия, чтобы измерять телезрителей в панели 0+.


Кадр из шоу “Келiндер Байгесi”

Кадр из шоу “Келiндер Байгесi”

Второй сезон "Келiндер Байгесi"

После обсуждений рынка представители канала перешли к презентации своего нового продукта. "Келiндер Байгесi" – реалити-шоу об актуальной для многих казахстанцев теме – свадебных тоях. Передача чем-то напоминает российскую "Войну невест" и кулинарное шоу "Званый ужин". Каждую неделю четыре невесты из разных городов страны будут посещать свадьбы друг друга и оценивать наряд соперниц, организацию торжества, оформление залов и богатство столов. Победительница получает приз в виде свадебного путешествия. В шоу есть интриги, борьба, радости и горести участниц. В проекте участвовало 16 невест из четырех городов страны – Шымкента, Павлодара, Тараза и Актобе.

"Мы не ошиблись, что надо создавать проекты, которые связаны с одним из важных и частых событий в жизни казахстанцев. Тои входят в их число. Наши исследования показали, что казахстанцы – это очень оптимистичные, позитивные семейные люди. Нам всегда ведь интересно, как у кого прошла свадьба, какие новые тренды появились в этой сфере. Поэтому наш проект, в котором невесты сражаются за право называться лучшей, конечно же, привлек внимание зрителей. Мы не сидели сложа руки и второй сезон шоу получился ещё лучше первого", – отметил директор "31 канала".


Продюсер канала Асель Тоянова

Исполнительный продюсер канала Асель Тоянова

"В мире сейчас растет популярность шоу формата "реалити". Зрители хотят видеть жизнь реальных людей – своих соседей, знакомых и родственников. При этом стоимость подобных проектов невелика. В нашем случае один выпуск программы обошёлся в среднем в 3-4 тысячи долларов. Съёмки проходили гладко, но иногда было сложно найти невест. Тяжелее всего пришлось в Астане: нам удалось получить согласие на участие у нескольких девушек, но затем, посоветовавшись с родственниками, они отказались от съёмок.

Шоу будет идти с понедельника по пятницу. Четыре дня будут проходить свадьбы, а в пятницу будут подводиться итоги недели. Передача будет выходить до конца ноября. Мы уже получили добро на производство следующего сезона. Съёмки шоу "Келiндер Байгесi 3" начнутся уже в ноябре. В эфир передача выйдет весной", – рассказывает исполнительный продюсер канала Асель Тоянова.

В передаче нашли отражение региональные особенности свадебных торжеств. Зритель с удивлением может узнать, что в Актобе в банкетных залах есть отдельная комната для чаепития. В Шымкенте, чтобы провести многотысячные свадьбы, гости приходят и уходят несколькими партиями на протяжении дня. В Павлодаре свадьбы начинаются в 3 дня и заканчиваются к 11 вечера.


Директор "31 канала" Багдат Коджахметов

Генеральный директор "31 канала" Багдат Коджахметов / Фото Святослава Антонова

Развитие отечественного телевидения

После презентации шоу генеральный директор канала ответил на несколько актуальных вопросов, касающихся развития нашего телевидения.

- Шоу "Келiндер Байгесi" выходит на казахском языке с русскими субтитрами. Какова сейчас доля казахоязычного контента на вашем канале и как он будет развиваться?

- Доля контента на казахском языке составляет 50%, часто этот показатель превышает 63%, то есть закон мы исполняем. Оригинальных программ на казахском к сожалению, не так много, но мы стремимся производить их. К примеру, по понедельникам у нас идет 4 часа казахоязычных программ собственного производства. Сегодня многие казахи жалуются, что реклама на государственном языке на телевидении, мягко говоря, не грамотна, а иногда там несут полнейшую чушь. Её крутят, так как рекламодатели сами не обращают на это внимания, считая, что для них важнее реклама на русском языке, потому что 100% населения владеют русским языком. Из них 67% этнических казахов, но только 20% из них говорят на родном языке. Мы пошли немного дальше. По нашим исследованиям, сегодня средний возраст этнического казаха – 25-26 лет. При этом возраст неказаха – 52-53 года. И эта разница немного увеличивается, этнических казахов становится больше. Мы поступаем абсолютно прагматично, делая ставку на них, ориентируя программы собственного производства на эту молодую потребительскую аудиторию.


Фото из архива "31 канала"

- Ваш проект "Келiндер Байгесi" во многом напоминает аналогичные передачи в других странах. Как думаете, будут ли у нас создаваться абсолютно оригинальные шоу, которые можно продавать по франшизе соседним государствам?

- Да это возможно и уже есть успешные примеры, такие как проект "Дом-весы". В прошлом году Россия купила права на него. Мы показывали его на Каннском фестивале, и многие представители зарубежных каналов проявили интерес. В то же время стоит отметить, что мы не стремимся на сегодняшнем этапе создавать оригинальные проекты. Не стоит изобретать велосипед, ведь это дорого и несёт с собой большие риски. Пока в Казахстане ещё не набралась критическая масса библиотеки собственного производства. К примеру, в России в год снимают 15 тысяч часов сериалов, а у нас – всего 250 часов. Нам нужно дойти до определённого уровня, прежде чем сделать шаг вперед.

- Как вы оцениваете уровень местных специалистов в сфере телепроизводства?

- Есть единицы местных специалистов на уровне продюсеров, редакторов, постановщиков. Дефицит большой. Отчасти это специфика местного рынка, но этому не уделяется необходимого внимания ответственными госорганами. У нас нет школ, факультетов, где готовят сценаристов, продюсеров и так далее. Поэтому наш рынок в этом плане сильно отстаёт. Сегодня нам удаётся закрывать этот дефицит в основном благодаря российским специалистам. К примеру, наш проект "Келiндер Байгесi" готовила казахстанско-российско-украинская команда. Своими силами можно обходиться, но из-за того что специалистов мало, это вышло бы в три раза дороже.

- Существует ли противостояние между государственными и частными каналами? Сложно ли конкурировать с ними?

- С государственными каналами у нас нет никакого противостояния, у нас есть чёткая общая позиции по главным вопросам развития рынка, и мы предпринимаем общие усилия в этом направлении. Другое дело, кто сколько тратит и какие источники финансирования производства программ – в этом плане конкурировать непросто. Но никто не говорит, что госканалам легко, они тоже находятся между молотом и наковальней. Мы стремимся к развитию в существующих условиях и хотим быть лучшими.

Второй сезон шоу "Келiндер Байгесi" стартует 24 октября. Передача будет идти по будням в 19.00 на "31 канале".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter