Прямой эфир Новости спорта

"Муж избил за то, что роды принимал врач-мужчина". Почему закон не защищает женщин от бытового насилия

Фото shutterstock.com
Фото shutterstock.com
Ежегодно почти 400 казахстанок погибают от рук супругов-тиранов. В каждой третьей семье муж поднимает руку на жену.

В 2020 году в Кодекс об административных правонарушениях внесли поправки, освобождающие семейных дебоширов от штрафов. Теперь за бытовое насилие предусмотрено предупреждение или арест на 15 суток.

Такие поправки инициировали Парламент, МВД и общественные организации. Рассказываем, чем они руководствовались и как к новым правилам относятся жертвы бытового насилия.

"Что это изменит? Он и дальше будет её избивать"

Гражданка Кыргызстана Мадина Сулейменова (фамилия и имя изменено по просьбе героини) семь лет проживает в Алматы. Столько времени она замужем за казахстанцем, с которым познакомилась по интернету.

"Сразу после свадьбы он начал меня бить. Без причины, просто. Когда я была на пятом месяце беременности, я сбежала от него в Бишкек. Тогда он выложил в интернет мои фотографии, написал, что я девушка по вызову и указал номера моих родных: мамы, дяди. Написал, что они мои сутенёры. Мне было стыдно перед родными, муж шантажировал, и я вернулась к нему", – рассказывает Мадина Сулейменова.

Муж, уходя, запирал дверь квартиры на ключ. Он забрал у супруги телефон, давал только, чтобы позвонить родным в его присутствии. На улицу выходить можно было только в сопровождении мужа и обязательно опустив голову. Смотреть на кого-то, а уже тем более общаться, возбранялось. За это дома он вновь избивал её.

За семь лет брака Мадина Сулейменова родила четверых детей. Старшему сейчас шесть лет, младшему – полтора года. Месяц назад женщина сбежала от мужа. Сейчас она находится в кризисном центре и ждёт пятого ребёнка. Двое малышей с матерью под опекой социальной службы, двое остаются с отцом.

"Мадина поступила к нам 13 января 2020 года, сейчас середина февраля, а её муж не понёс никакого наказания. По новому закону ей должны выписать защитное предписание, а ему – предупреждение. Что это изменит? Он и дальше будет её избивать", – говорит директор кризисного центра Зульфия Байсакова.

По данным Союза кризисных центров Казахстана, в 2019 году около 400 казахстанок погибли от бытового насилия. Если раньше в каждой пятой семье муж бил жену, то сейчас – в каждой третьей.

"Нужно прекращать произвол бытового насилия"

Ещё одна жертва бытового насилия Валерия в браке прожила 10 лет. Четыре месяца назад ушла от мужа-тирана в кризисный центр.

"Муж всегда старался бить по голове, чтобы не оставались синяки. Я вызывала участкового, писала заявления, потом их забирала, а он продолжал избивать. Шантажировал меня ребёнком, угрожал, что заберёт сына. Я жила так, пока однажды он меня не избил очень сильно", – рассказывает Валерия, не назвавшая свою фамилию по понятным причинам.

Женщина жалеет, что, выписываясь из больницы, отказывалась писать заявления на мужа. Сейчас нет доказательств того, что избиения были систематическими.

"Надо было мне собирать справки, где указано, какой вред здоровью он мне нанёс, экспертизы, заключения врачей. И, возможно, сейчас я бы подала на него в суд. Решением многих проблем женщин с детьми было бы лишение свободы мужей-тиранов", – считает жертва бытового насилия.

В кризисном центре Алматы сейчас проживают 37 человек: 24 ребёнка и 13 женщин. Среди постояльцев есть престарелые бабушки, которые стали жертвами своих детей: сыновей, дочерей.

"Нужно прекращать произвол бытового насилия в Казахстане. Мы теряем женщин, детей, которые стали свидетелями насилия. В январе этого года был случай в Уральске: женщину до такой степени избил муж, что она умерла в реанимации. В СКО женщину муж истерзал, она бежала из дома и умерла. Сейчас в Турксибском районе Алматы идёт следствие: муж избил жену, и она умерла. Сколько смертей должно произойти? Это говорит о том, что насилие в семье вышло из-под контроля", – говорит Зульфия Байсакова.

Почему декриминализировали бытовое насилие

В 2017 году в Казахстане декриминализировали бытовое насилие: статьи "Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью" (статья 108 УК РК) и "Побои" (статья 109 УК РК) переместили из Уголовного кодекса в Административный. Рабочую группу при рассмотрении законопроекта тогда возглавлял депутат Мажилиса Канат Мусин.

"За всё время своего существования эти статьи практически не применялись, потому что закон их относил к частному обвинению. Это значит, бремя доказывания преступления лежало на жертве. Ей надо было собирать доказательства. В основном пострадавшие – это женщины, им было не до этого. С 2015 по 2017 годы не было ни одного уголовного дела возбуждено по этим статьям", – объясняет мажилисмен.

Поэтому в 2017 году МВД предложило перевести эти статьи в Административный кодекс. Плюсов было несколько:

  • жертва освобождается от необходимости что-то доказывать;
  • полиция составляет протокол;
  • применяется наказание (штраф до 10 МРП либо административный арест).

Читайте также: В Казахстане декриминализировали бытовое насилие. Как теперь будут наказывать мужей-тиранов

В результате в несколько раз увеличилось количество административных правонарушений за применение насилия в семье. Правонарушителей штрафовали. Через год после декриминализации бытового насилия домашних тиранов оштрафовали на 108 млн тенге.

Почему штрафы заменили на предупреждение

Новшеством остались недовольны общественные организации: налагаемый штраф выплачивался из семейного бюджета. В итоге женщины перестали писать заявления и примирялись с мужьями-тиранами.

"Мы сказали: "Давайте заменим штрафы на общественные работы, а дебошир пусть платит в бюджет из своего кармана, а не из семейного бюджета". К сожалению, законотворцы услышали только первую часть предложения. В итоге с 11 января 2020 года вместо штрафа – предупреждение. То есть, если муж поколотил жену, ему выписывают предупреждение. Защитное предписание дают женщине, но если муж с женой живут в одной квартире, то это не работает. Тирана от жертвы ведь не дислоцировали. В результате насилие повторяется", – говорит директор кризисного центра Зульфия Байсакова.

До 11 января 2020 года тирану грозил:

  • за лёгкий вред здоровью – штраф 15 МРП (39 765 тенге в 2020 году) либо арест до 15 суток;
  • за побои – штраф 10 МРП (26 510 тенге в 2020 году) либо арест до 10 суток.

После 11 января 2020 года:

  • за лёгкий вред – предупреждение или арест до 15 суток;
  • за побои – предупреждение или арест до 10 суток.

Предупреждение должен выносить суд. Оно предполагает, что:

  • за нарушителем устанавливается контроль;
  • за членами семьи наблюдает участковый.

"Предупреждение суд обязан наложить в качестве взыскания, если нет отягчающих обстоятельств. Но, как правило, все правонарушения в семье совершаются в состоянии алкогольного опьянения, а это отягчающее обстоятельство. То есть автоматически у суда развязываются руки, он может и арест спокойно назначать", – поясняет депутат Канат Мусин.

Как привлечь домашнего тирана к уголовной ответственности

На самом деле в Уголовном кодексе осталось несколько статей, по которым можно привлечь мужа-тирана к уголовной ответственности:

  • "Умышленное причинение средней степени вреда здоровью";
  • "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью";
  • "Истязание".

Последнюю статью перевели из категории дел частного обвинения в частно публичные. То есть жертве не надо бегать по инстанциям, достаточно написать заявление. Всё остальное делает полиция: от сбора доказательств до направления дела в суд.

Читайте также: Эксперты ООН рассказали, почему женщины терпят домашнее насилие

"Для того чтобы доказать, что муж издевается над женой, ей ведь нужно пройти судебно-медицинскую экспертизу, подать заявление в полицию. А для этого она должна быть не ограничена в своих действиях. Сплошь и рядом тираны держат своих жертв взаперти. Вот Мадина шесть лет не выходила из дома без контроля мужа", – комментирует Зульфия Байсакова.

Однако жертвы бытового насилия не готовы лишать свободы отца своих детей.

"После того как родился наш четвёртый ребёнок, муж меня сильно избил. Из-за того, что роды принимал врач-мужчина. Супруг ножницами резал мне ноги. Вы спрашиваете, хочу ли я, чтобы он сел за это в тюрьму? Если честно, я бы не хотела, чтобы отец моих детей отбывал срок за колючей проволокой", – высказала своё мнение Мадина Сулейменова.

Что предлагают изменить общественники

В Союзе кризисных центров считают, что пора вернуть криминализацию бытового насилия. Общественники предлагают в Уголовном кодексе разграничить три степени преступления: лёгкая, средняя, тяжёлая.

Преступнику будет предложено наказание на выбор:

  • общественные работы + курсы по изменению поведения агрессора;
  • лишение свободы от года до 15 лет.

"Мы сейчас на стадии разработки стандартов по работе с агрессорами. Это будет психокоррекционная работа для того, чтобы они могли справиться со своими эмоциями, страхами. Мужчина почему подвергает женщину насилию? Потому что не может справиться с эмоциями. Не потому что он хочет, он по-другому не может", – говорит психолог кризисного центра Салтанат Мусеитова.

Читайте также: Женщины из сёл и мужчины реже обращаются в полицию после бытового насилия

Психологи верят, что человека можно исправить без лишения свободы. Поэтому в своём проекте предусмотрели обязательные пункты наказания для семейных дебоширов:

  • встреча с психологом;
  • встреча с социальным работником;
  • индивидуальная консультация;
  • групповые занятия.
Через полгода курса он сможет вернуться в семью и жить нормально. Пока же статистика кризисного центра Алматы говорит о том, что у меньшей части жертв бытового насилия наладились отношения в семье:
  • 30% женщин, которые покидают кризисный центр, возвращаются в семью;
  • 12% возвращается повторно в центр (избитые в более изощрённой форме);
  • у 18% женщин отношения в семье наладились.

Ещё одно предложение – признать детей не свидетелями, а потерпевшими.

"Если рассмотреть портрет домашнего тирана, то это чаще всего люди, которые когда-то сами пострадали от бытового насилия. Поэтому, вырастая, они жаждут контроля и власти над другим человеком. Вы представляете, что будет с четырьмя детьми Мадины, когда они вырастут? Сейчас они поступили к нам с неврозом, энурезом, психосоматическими заболеваниями. Через несколько лет мы взрастим ещё одно поколение тиранов", – говорит психолог Салтанат Мусеитова.

Почему депутаты против

Депутаты выступают против криминализации бытового насилия. Они прогнозируют ухудшение ситуации:

  • будет затрачиваться больше времени на то, чтобы виновного привлечь к уголовной ответственности;
  • увеличатся штрафы (свыше 50 МРП) и срок ареста (до 60 суток).

За два месяца ареста мужа-тирана уволят с работы, следовательно, семья лишится средств к существованию.

"Группа депутатов работает над новой редакцией Закона "О профилактике бытового насилия". В новом законе мы намерены пересмотреть срок защитного предписания и субъекты, в отношении которых эти меры предпринимаются. Считаем, что здесь должны участвовать все: органы власти, общественные организации, волонтёры. Будет доработана роль полиции", – говорит депутат Канат Мусин.

Народные избранники изучили опыт США, где Закон "О бытовом насилии" приняли в 1980-х годах. За почти 40 лет количество жертв сократилось с 10 000 до полутора тысяч в год.

Как борются с бытовым насилием в США

Если в США женщина вызовет полицию с жалобой на бытовое насилие, то приехавший наряд осмотрит и женщину, и квартиру. Если стражи порядка обнаружат кровоподтёки, синяки или следы погрома в доме, то это уже повод для ареста мужа на 24 часа.

За эти сутки в суде пройдут слушания. Даже если женщина откажется от обвинения, судить мужчину всё равно будут. Обычно в первый раз тиран получает предупреждение и обязан пройти 26 сессий терапии: один час в неделю в течение полугода. За это правонарушитель платит из своего кармана.

Терапевт ежемесячно отчитывается суду о поведении правонарушителя. Это важно потому, что через 26 недель суд будет решать его дальнейшую судьбу. Если после курса он настаивает, что жертва сама виновата, то его отправят в тюрьму. Если осознает свои ошибки – на волю. Но если попадётся во второй раз – снова в колонию.

Тиранам запрещено жить в своём доме до окончания срока наказания. Жертва может оформить так называемый запретительный приказ. В нём обычно прописано, что она не хочет получать телефонные звонки или сообщения от супруга, чтобы он подходил к ней на расстоянии 20 метров и другие требования. И тот обязан выполнять любые условия, прописанные в этом приказе.

Аресты, защитные предписания и обвинения вносят в историю нарушителя. В последующем это может повлиять на получение работы, гражданства и карьеру.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров