В специализированном межрайонном экономическом суде Нур-Султана завершилось рассмотрение иска к министру здравоохранения Алексею Цою. Юрист ТОО "Актобе БелАсу" обвинял чиновника в бездействии, а точнее, непринятии мер по отзыву лицензии у ТОО "Nephrolife Aktobe".
Почему министр оказался в центре конфликта двух медцентров Актобе – выяснял корреспондент Informburo.kz.
Что предшествовало подаче иска в суд
Жалобу на министра здравоохранения юрист ТОО "Актобе БелАсу" Даулет Жумабеков сначала опубликовал на портале "Открытый диалог". В обращении говорится о том, что ТОО "Nephrolife Aktobe", занимающееся аналогичным видом деятельности (процедурой гемодиализа), получила лицензию по подложным документам и предоставляет сложные медуслуги, подвергая опасности жизнь и здоровье пациентов.
"Санитарно-эпидемиологическое заключение ТОО "Nephrolife Aktobe" выдано с нарушениями на основании ложных сведений, а именно на основании договоров, ранее заключённых с ТОО "Актобе БелАсу". Более того, предоставленные ТОО "Nephrolife Aktobe" договоры были заключены до государственной регистрации самого ТОО", – пишет в жалобе Даулет Жумабеков.
Мы связались с юристом, узнав, что дело закончилось подачей иска в суд. Даулет Жумабеков в качестве доказательства своих слов предоставил оригиналы договоров, заключённых ТОО "Актобе БелАсу" с другими компаниями, и копии аналогичных договоров ТОО "Nephrolife Aktobe". В документах совпадают даты и номера, отличаюся только названия компаний.
"Вот, например, договор ТОО "Nephrolife Aktobe" с ТОО "Лидер сплит" от 12 марта 2019 года, хотя ТОО "Nephrolife Aktobe" создано в мае. И так по всем договорам – они все заключены с начала года. Каким образом, ведь компании не существовало? Да потому, что это договоры ТОО "Актобе БелАсу". Другой договор с "Байсат медикал" от 3 января 2018-го. Это всё равно, что человек ещё не родился, а уже от его имени сделки заключаются", – поясняет Даулет Жумабеков.
Компанию-конкурента – ТОО "Nephrolife Aktobe" – создала бывший врач и директор ТОО "Актобе БелАсу" Гульнар Жумабаева. По документам ТОО зарегистрировано на её родную сестру.
Даулет Жумабеков утверждает, что женщина, используя документы, техническое оснащение, помещение и персонал ТОО "Актобе БелАсу" обманным путём получила лицензию и начала работать в новой компании, при этом оставаясь в том же помещении и используя аппараты ТОО "Актобе БелАсу".
"Фактически это та же самая компания, только зарегистрированная на другое имя. Впоследствии весь штат перешёл во вновь образованную фирму, оборудование она до сих пор удерживает у себя. Чтобы получить лицензию, она использовала договоры, которые были заключены ТОО "Актобе БелАсу". Лицензию они благополучно получили и сейчас спокойно работают", – утверждает он.
С начала 2020 года юрист обращался в различные госорганы, подчинённые Министерству здравоохранения, но получал отписки. К примеру, комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг в своих письмах утверждал, что лишение лицензии находится в компетенции управления здравоохранения Актюбинской области, а в управлении говорили обратное. Позже управздрав приостановил действие санитарно-эпидемиологического заключения. При этом лицензия всё равно считается действительной.
Жалоба, адресованная лично министру здравоохранения, тоже не дала результатов – это и стало основанием для подачи иска в суд.
Что говорят конкуренты истца
В ТОО "Nephrolife Aktobe" называют жалобы Даулета Жумабекова и ТОО "Актобе БелАсу" преследованием. Замдиректора компании Венера Топаева и врач-нефролог Гульнар Жумабаева представили свою версию, которая отличается от рассказа противоположной стороны.
Гульнар Жумабаева – врач-нефролог с 16-летним стажем. В 2017 году по предложению бизнесмена Игоря Буланова начала работать в ТОО "Актобе БелАсу", где была директором и врачом. Ей принадлежали 20% доли компании.
В 2018 году Игорь Буланов погиб в автокатастрофе.
"В марте 2019 года меня пригласили в Алматы для обсуждения будущего компании с наследником Буланова – его отцом. Он не приехал, но совещание всё равно состоялось. Путём угроз и шантажа у меня забрали долю, однако я осталась работать в "Актобе БелАсу" директором и врачом", – рассказывает Гульнар Жумабаева.
Читайте также: Цой рассказал о трёх возможных сценариях развития эпидемии Covid-19 в Казахстане
По её словам, в апреле того же года со счёта ТОО "Актобе БелАсу" пропало 3 млн тенге. О пропаже директор сообщила в соответствующие органы, после чего со стороны нового владельца на неё начали сыпаться угрозы. У медцентра начались проблемы: росли долги перед поставщиками, по заработной плате и аренде.
В августе 2019 года женщина снова приехала в Алматы обсудить с руководством судьбу ТОО "Актобе БелАсу", где познакомилась с Даулетом Жумабековым.
"Он случайно рассказал мне о планах, как они собираются меня вытеснить. По возвращении я написала заявление об увольнении. С ноября я продолжила работать отдельно в другой компании (ТОО "Nephrolife Aktobe"). Больные, которых они бросили на произвол судьбы, перешли вслед за мной", – говорит врач.
После жалоб Даулета Жумабекова ТОО "Nephrolife Aktobe" отказали в заключении договора на предоставление госзаказа. Компания подала апелляцию.
"Апелляционная жалоба удовлетворена. Приезжали специалисты и под лупой изучали каждый документ, оборудование перепроверяли вплоть до инвентарного номера, договора. Комиссия Фонда медстрахования всё проверила и ничего не нашла", – добавляет замдиректора ТОО "Nephrolife Aktobe" Венера Топаева.
Она подтверждает, что ТОО "Актобе БелАсу" и ТОО "Nephrolife Aktobe" находятся по одному адресу. Но, по словам женщины, это не одно и то же помещение, а разные площади на разных этажах в коммерческом блоке многоквартирного дома.
В судебном процессе по иску ТОО "Актобе БелАсу" к Алексею Цою компания ТОО "Nephrolife Aktobe" проходила в качестве третьего лица.
Почему лизенцию ТОО "Nephrolife Aktobe" не отозвали
В управлении здравоохранения Актюбинской области подтвердили, что 20 июня 2019 года ТОО "Nephrolife Aktobe" получило лицензию на медицинскую деятельность. В своём заявлении на получение разрешительного документа руководство компании подтвердило, что все прилагаемые документы соответствуют действительности.
"В компетенцию управления не входит рассмотрение дел об административных правонарушениях за предоставление заведомо ложных сведений и информации при получении разрешительных документов на занятие медицинской, фармацевтической деятельности", – сообщили в управздраве в ответе на официальный запрос Informburo.kz.
Читайте также: Алексей Цой: Коронавирус никуда не исчезнет, к нему надо относиться философски
После жалоб Даулета Жумабекова комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг истребовал документы, на основании которых была выдана лицензия и санитарно-эпидемиологическое заключение.
"В ходе изучения санитарно-эпидемиологического заключения от 31 мая 2019 года выяснено, что протоколы измерений метеорологических факторов и освещённости, выданных филиалом РГП на ПХВ "Национальный центр экспертизы" по Актюбинской области, признаны недействительными. В связи с чем приостановлено санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное ТОО "Nephrolife Aktobe" 31 мая 2019 года", – уточнили в комитете контроля качества и безопасности товаров и услуг минздрава.
Комитет направил письмо в департамент полиции Актюбинской области для рассмотрения вопроса о подделке документов, представленных при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения ТОО "Nephrolife Aktobe". В полиции оставили обращение без рассмотрения из-за отсутствия состава и события преступления.
Чем закончилось дело
8 октября специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана отказал в удовлетворении иска ТОО "Актобе БелАсу" к министру здравоохранения Алексею Цою об обжаловании непринятия мер по прекращению действия лицензии на занятие медицинской деятельностью, выданной ТОО "Nephrolife Aktobe".
Читайте также: Хирург и автор Telegram-канала. Что известно о новом министре здравоохранения Алексее Цое
"Вопросы формирования госполитики в сфере госконтроля и надзора в сфере оказания медуслуг курировала вице-министр Людмила Бюрабекова. В соответствии с приказом жалоба была переадресована курирующему вице-министру – таким образом, ответчик произвёл действия, которые были предусмотрены приказом. Тем самым бездействия с его стороны суд не усматривает. Дальнейшие действия по жалобе ответчика производила вице-министр Бюрабекова в соответствии со своими полномочиями", – сказано в решении суда.
Суд отметила, что рассмотреть заявление истца по вопросу лишения лицензии ТОО "Nephrolife Aktobe" из-за предоставления недостоверной информации следовало бы управлению здравоохранения Актюбинской области.