Прямой эфир Новости спорта

Люди, которые не испугались. Воспоминания о Трагическом январе

Последствия беспорядков в Алматы / Фото Informburo.kz
Последствия беспорядков в Алматы / Фото Informburo.kz
Общественница, родственница погибшего и отставной военный рассказали, о чём заставили задуматься январские события.

Приближается годовщина Трагического января. Беспорядки, случившиеся в Казахстане после новогодних праздников, с 3 по 11 января, разделили жизнь людей на "до" и "после". Кто-то потерял близких, а кто-то часами стоял на холоде и оказывал помощь жителям родного города, раздавая еду на улице или организуя охрану важных объектов.

Репортёр Informburo.kz пообщался с людьми, оказавшимися на острие эпохальных событий в новейшей истории нашей страны.

Дети всё ещё ждут отца домой

Одними из тех, кто принял на себя удар вооруженных бандитов, были силовики.

Лейтенант Дархан Барганаев пришёл служить в органы правопорядка в 2011 году после армии, в департамент полиции Алматинской области. Он погиб вечером 8 января, защищая здание ОВД в Талдыкоргане. Ему было 32 года. Незадолго до смерти полицейский стал инспектором отряда спецназа.

По словам родной сестры мужчины – Дарии, Дархана постоянно отправляли в командировки и даже последний свой Новый год он не встретил дома. С близкими офицер увиделся только 5 января, а следующим утром пошёл на дежурство.

Дархан Барганаев с супругой и сестрой / Фото из семейного архива

"Он был очень ответственным, хорошим человеком, с детства мечтал стать полицейским. Ему нравилось служить в органах, он никогда не отпрашивался и даже больничный не брал. При этом о своей работе нам ничего не говорил", – поделилась воспоминаниями Дария Барганаева.

У Дархана остались жена и две дочки. Старшему ребёнку сейчас четыре года, а младшей дочери исполнилось три. Спустя год после смерти отца они продолжают его ждать и спрашивать у родных, когда папа вернётся, сказала сестра погибшего, не скрывая своей скорби.

"Мы с братом близнецы. Я скучаю по нему. Нам очень без него тяжело: и маме особенно, и жене, потерявшей единственного кормильца. Они в шоке. Мне тоже до сих пор не верится, что его нет в живых. Конечно, государство нам помогает, сослуживцы постоянно спрашивают, как мы себя чувствуем, приходят в гости на дни рождения. За то, что нас не оставляют, большое спасибо", – поделилась своими чувствами Дария Барганаева.

Сейчас ей бы хотелось назвать именем Дархана улицу в Талдыкоргане, где он жил.

"Пускай это будет даже одна из новых улиц, не центральная, куда можно будет сводить детей и рассказать, с чьим именем это место связано. Пройдёт несколько лет, и о Дархане забудут. Январь же 2022 года будет в истории долго. И мне кажется, о брате должна остаться память как о герое и патриоте нашей страны", – считает Дария Барганаева.

Похоронили полицейского в родном городе 11 января. О подвиге Дархана Барганаева в январе 2022 года рассказывал "31 канал":

Отставники и спортсмены, вставшие на защиту Алматы

Больше всего людей в ходе январских беспорядков погибло в Алматы – 139 человек. Такие цифры назвал генеральный прокурор Казахстана Берик Асылов в марте 2022 года.

В городе происходили наиболее ожесточённые столкновения. Начались они 4 января стихийным митингом и уже к вечеру переросли в уличные бои с погромами и грабежами.

5 января власти утратили контроль над аэропортом, акиматом и бывшей резиденцией президента. Нападениям подвергались и больницы. В последующие дни законная власть была восстановлена.

Алматы, начало января 2022 года / Фото Informburo.kz

Среди тех, кто занимался организацией сопротивления боевикам, были ветераны войны в Афганистане и других локальных конфликтов. Майор запаса, полный кавалер ордена "Айбын" и председатель общественной организации "Координационный совет ветеранов в Афганистане" Мурат Абдушкуров организовал охрану больниц города, поскольку врачам угрожали расправой и медики боялись идти на работу.

В первые дни трагических событий офицер и его товарищи ездили на площадь Республики, где находится здание акимата Алматы, и пытались вразумить протестующих. Но успеха действия не имели, рассказал Мурат Абдушкуров.

Именно поэтому было принято решение сосредоточить усилия на защите того, без чего город жить не может. Силами ветеранов и тех, кто к ним присоединился, были взяты под охрану подстанция скорой помощи, две детские больницы, областная больница, а также 12-я и 4-я городские больницы. На каждый из объектов направили по 30-40 мужчин.

"5 января был создан гражданский штаб в Доме офицеров в Парке 28 панфиловцев. Там были не только афганцы. Туда пришли все граждане, кому небезразлично будущее города и нашей страны, – молодые ребята, спортсмены, представители всех социальных слоёв населения. Так что это заслуга всех горожан, а не только ветеранов. Мы каждый день выставляли на охрану объектов здравоохранения 150-170 человек, и когда бандиты видели, что им окажут сопротивление, от планов захвата отказывались", – поделился воспоминаниями Мурат Абдушкуров.

Прикрытие защитников обеспечивали сотрудники частных охранных предприятий (ЧОП). Именно они в случае потенциальной опасности выдвигались с огнестрельным оружием для предотвращения угрозы. В итоге никаких стычек с вооружёнными террористами, орудовавшими в Алматы, у ветеранов локальных конфликтов не произошло. Но, уточнил майор запаса, боеприпасы в карманах раненых, поступавших в больницы, волонтёры находили.

Площадь Республики в Алматы, начало января 2022 года / Фото Informburo.kz

Мурат Абдушкуров отметил, что январские события радикально не отразились на его жизни. Офицер воевал в Афганистане и долгое время работал в розыске Казахстана, поэтому видел многое. Однако трагедия, говорит он, заставляет задуматься о том, что страна должна развиваться не только экономически.

"Меня обижает, что правительство зациклилось на экономике, а с остальным решило разбираться потом. Так нельзя делать. Духовно-нравственное воспитание должно идти в ногу с экономическим ростом", – убеждён общественник.

В то же время январь в духовно-нравственном контексте был, по его мнению, показателен тем, что молодёжь, несмотря на критику старших, даже в отсутствие интернета может организоваться и без оружия пойти защищать родной город.

Народы Казахстана показали единство

Директор Татарского центра гуманитарного развития "Ильдаш", заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана в Алматы Нурия Ниязова рассказала, что как коренная алматинка она очень любит свой город и недавно вышедший фильм о событиях, снятый одним из местных телеканалов, смотрела со слезами на глазах и поняла, что спустя почти год так и не прожила ситуацию, с точки зрения психологии.

Когда беспорядки начались, женщина сразу осознала, что на улицах орудуют не хулиганы, а происходит переворот, организованный деструктивными силами. И тогда она позвонила в Ассамблею народа Казахстана, предложив свою помощь. Информация, по словам Нурии Ниязовой, была отрывочной, и было непонятно, как действовать дальше.

"Несмотря на сложности, все этнокультурные объединения в городе, как местные, так и республиканские, стали думать, где и кому тяжелее всего. У нас всех есть подшефные благотворительные фонды, которым мы регулярно помогаем. Также мы старались в условиях информационной войны говорить о нашем единстве и морально поддерживать алматинцев", – отметила Нурия Ниязова.

Со стороны АНК помощь алматинцам в ходе январских событий была масштабной. Например, уйгурский центр оказал помощь больницам и полиции. Он предоставил продуктов более чем на 5 млн тенге. В 5-й городской клинической больнице активисты центра организовали горячее питание для медработников, по 200 порций ежедневно с 7 по 10 января. Они же кормили сотрудников полиции.

По словам Ниязовой, проявили себя активисты кыргызского и узбекского центров. Первый обеспечивал нуждающихся алматинцев продуктами, а второй кормил студентов в общежитиях, включая тех, кто к диаспоре не относился. А молодые члены АНК стали донорами крови для раненых.

Венгерский культурный центр в лице Марии Папп, когда ещё не было понятно о мерах поддержки государства, оказал материальную помощь семье, пострадавшей от мародёрства и находившейся в тяжёлой эмоциональной ситуации. И таких случаев, отметила Нурия Ниязова, в городе было достаточно.

"Многие люди были растеряны. Но потом жизнь стала приходить в норму. Вопросы стали решаться без бюрократической волокиты, бизнес получал компенсации. Люди даже сами не ожидали и не верили. В первые дни вообще было непонятно, окажет ли государство поддержку. Но оно оказало", – добавила директор татарского центра.

Сразу после трагических событий Нурия Ниязова и её коллеги по центру "Ильдаш" свозили детей из приютов, которые её организация курирует, на каток "Медео" и на "Шымбулак". Также татарская диаспора активно поддерживала продуктами семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

"После пережитых потрясений, после комендантского часа мы хотели показать, что жизнь продолжается, а все наши красоты продолжают расцветать. С нами-то рядом были родные в те нелёгкие дни, а у детей в приютах, которым в принципе тяжело, – только воспитатели. Нам было важно их поддержать", – пояснила общественный деятель.

Нурия Ниязова гордится соотечественниками. По её словам, в январе, когда охрана общественного порядка ещё не была обеспечена должным образом, никто не прятался за семью замками.

"Жители города, мужчины, у кого было охотничье оружие, выходили на патрулирование общих территорий во дворах домов. Все разговаривали, общались, делились лекарствами. Так было в каждом доме. Соседи как могли поддерживали тех, кто не мог навестить родственников на другом конце Алматы. Это говорит о высоком духе казахстанцев", – отметила глава центра "Ильдаш".

Нурия Ниязова после трагического января поняла, что работать надо ещё больше, и с трепетом относиться к своему родному городу. Она не может без слёз смотреть на сгоревший акимат Алматы, где долгое время работала. Проходя мимо, женщина отворачивается, вспоминая, сколько боли пережили люди, защищавшие здание городской администрации в те дни.

Акимат Алматы. Фото: Informburo.kz
Здание акимата вскоре после январских событий / Фото Informburo.kz

"Жаль, что это единство приходится ценить только после таких событий. К сожалению, и я, и мои дети услышали и автоматные очереди, и взрывы. Но я верю, что наш народ будет делать всё, чтобы этого больше никогда не повторилось", – подчеркнула общественница.

Она согласна со словами министра иностранных дел СССР Андрея Громыко о том, что "лучше 10 лет переговоров, чем один день войны".

При этом Нурия Ниязова не считает, что после января мы проснулись в новом Казахстане. "Если говорить так, то всё прошлое можно было бы перечеркнуть, а это неправильно, – считает она. – Однако, пережив ужас маленькой войны, люди стали сильнее и чётче выражать мысль о том, что происходит не так. Гражданам захотелось громче говорить о том, что их беспокоит".

Расследование по январским событиям до сих пор продолжается.


Читайте также:


Новости партнеров