Прямой эфир Новости спорта

Квест "Получи 42 500" прошли не все казахстанцы. История одной алматинской семьи

Фото depositphotos
Фото depositphotos
История о том, как семья Мироновых из Алматы почти два месяца пыталась получить пособие в 42 500 тенге. Режим ЧП уже сняли, а семья так и не получила денег.

Эту историю в редакцию Informburo.kz прислала журналист Елена Никитенко. Понятно, что им уже ничем не помочь, но у разработчиков программы есть повод задуматься и провести работу над ошибками. На будущее.

Квест "Получи 42 500" успешно прошли те, кто откликнулся на самые первые SMS, разосланные сразу после обращения Касым-Жомарта Токаева и введения режима ЧП. Повезло тем, кто оплатил ЕСП и тоже влетел в систему как обязательный к выплате. А вот люди, которые получали зарплату из двух или более ТОО, но все они закрылись на период ЧП и карантина, остались не у дел. Потому что система.

Мне пришлось самой пройти практически весь путь неполучения 42 500 тенге вместе с семьёй подруги. В самые отчаянные моменты они не знали, к кому обратиться за помощью, и звонили мне. Потому что я журналист, хоть и давно отошедший от социальной тематики. Помощи от меня было немного: контакты некоторых организаций, запросы в аккаунты Министерства труда и социальной защиты на их официальных страничках в Facebook, контакты с адвокатами и другими знающими людьми.

Основной квест Мария и Сергей Мироновы прошли самостоятельно, оставив множество сил, времени и нервов. И сейчас они хотят рассказать свою историю о том, как не получить 42 500.

"Система обнаружила в отчислениях второе ТОО и автоматически отказала в выплате"

Мария: "Как только объявили режим ЧП, супруга – старшего техника по обслуживанию аттракционов – отправили в отпуск без содержания. Детские парки развлечений одними из первых попали под закрытие. Конечно, мы были расстроены, с учётом того, что зарплату за январь он получил лишь в начале марта, а что станет теперь с остальными долгами, одному богу известно. Но после обращения президента страны у нас появилась надежда".

Мария и Сергей внимательно изучили всё, что касалось выплаты пособия в 42 500 тенге. К тому времени работодатель уже должен был подать заявку на сотрудников, вышедших в официальный отпуск без содержания. Но компания этого не сделала. То ли не захотели, то ли просто-напросто забы(и)ли. От безысходности было решено подать заявку самостоятельно.

Сергей: "Но и здесь загвоздка. Я получаю заработную плату (и это проведено официально) от двух ТОО. Следовательно, два БИНа. Подаём наугад. Не угадали! Пришёл ответ, что нужно подать заявку от другого ТОО и от другого БИНа. Подаём. В ожидании проходит около недели, в течение которой мы ежедневно проверяем статус. И вот дождались: нам пришёл автоматический отказ. Система "увидела" в отчислениях второе ТОО и автоматически отказала в выплате, решив, что есть второй доход", – говорит Сергей Миронов.

И началось… С 15 апреля Мария и Сергей написали десятки писем и сделали десятки, если не сотни, телефонных звонков.

Мария: "Я записала каждый номер, на который мы звонили, чтобы было ясно, насколько бездейственна и плоха вся эта система, призванная помочь людям в трудную минуту:

  • 1414 – единый контактный центр Казахстана. Нас отправляют на 1411.
  • 1411 – call-центр электронной биржи труда. 15 апреля номер был всё время отключён, а позже мы так и не смогли по нему дозвониться.
  • 8 (701) 551-55-56 – номер поддержки на eGov. Не отвечает.
  • 8 (727) 325-97-21 – Государственный фонд социального страхования. Там ответили и послали нас в канцелярию управления занятости и социальных программ по городу Алматы. Но и там не было никакого ответа.
  • 8 (707) 355-06-13 – телефон горячей линии по вопросам социальной защиты граждан. Там просто пожали плечами и ответили, что ничего не могут сделать в этой ситуации.
  • 1411 – продолжает не работать.
  • 8 (727) 261-67-78 – управление социального благосостояния Алматы. Нет ответа.
  • 8 (727) 331-21-16 – межведомственный расчётный центр социальных выплат по городу Алматы. Тишина, а услужливый 2GIS показывает, что организация с 16 марта закрыта на карантин. И здесь начинают просто опускаться руки…"

"Мы вновь получаем отказ с формулировкой "Аналогичное обращение №***"

В это же время Сергей получает второй автоматический отказ по заявке. Без объяснений или каких-либо дополнений. И с 16 апреля семья начинает бомбардировку не только телефонов, но и электронных адресов в надежде всё-таки докопаться до истины. К слову, к telegram-боту они тоже обращались и тоже с тем же нулевым успехом.

Сергей: "Начали с основной почты, о которой написали во всех СМИ – 42500@enbek.kz. Тишина, ответа нет. Со звонков и писанины на этот электронный адрес мы начинали каждое утро и просто впустую тратили своё время и нервы до обеда. Привычными стали и гудки в трубке без ответа и пустота в почтовом ящике. Но мы упорно продолжали звонить на 1411. И вот прогресс! Автомат предлагает нам выбор оператора, если есть жалобы на отказ по выплате 42 500 тенге. Соединяемся. Конечно, все операторы заняты! И через минуту (даже меньше) тот же автомат попросту скидывает наш звонок. И так раз за разом. Это же какое нужно иметь терпение!"

Читайте также: Режим ЧП сняли, карантин – нет. Что изменилось?

Примерно 20 апреля Мария находит ещё один, ранее не изученный номер телефона – 8 (707) 335-05-14 – горячая линия поддержки бизнеса по вопросам социальных выплат. Тоже ничего нового, та же тишина. Но Мироновы не отчаиваются и продолжают бомбардировки всех доступных каналов.

17 апреля Мария подаёт обращение через eGov.kz акиму Алматы и министру труда Казахстана. Ответ из канцелярии министра пришёл 23 апреля. И он внёс хоть какую-то ясность: компания-работодатель до сих не предоставила информации о сотрудниках, которые были отправлены в отпуск без содержания.


Ответ министра труда на обращение Сергея Миронова

Ответ министра труда на обращение Сергея Миронова / Скриншот Елены Никитенко


Мария: "Оказывается, компания должна была предоставить либо приказы, либо справки о том, что сотрудников отправили в отпуск! С огромным трудом мы выбили эти справки у бухгалтера компании, вновь отправили запрос на выплату, приложив их во вложении. Но позже мы вновь получаем отказ от eGov с забавной формулировкой "Аналогичное обращение №***". Как же аналогичное, когда мы приложили справки?! Примерно в это же время мы получили рекомендацию написать в управление благосостояния Алматы по контактам на сайте (uzsp@almaty.gov.kz). Туда написала и я, и мой супруг, но ответа мы так и не дождались".


Семье Мироновых отказали в третий раз

Семье Мироновых отказали в третий раз / Скриншот Елены Никитенко


С 27 апреля появилась новая почта – 42500@gfss.kz. И, конечно же, Мироновы пишут и на неё. Правда, безрезультатно. Параллельно Марии и Сергею удаётся добраться до вице-министра труда и социальной защиты Наримана Мукушева на просторах Facebook и задать наболевшие вопросы ему. Вице-министр ответил, но счастье было недолгим. С мёртвой точки дело так и не сдвинулось.

Нариман Мукушев: "Что касается данной выплаты, я ранее писал, что действительно был отказ, но сейчас заявления поступают в фонд социального страхования (ГФСС). Поэтому вам нужно 1) подать завтра новое заявление на 42500; 2) направить письмо на 42500@gfss.kz, где расписать ситуацию и приложить подтверждающие документы".

"Мой мозг отказывается понимать эту ситуацию"

28 апреля Мироновы вновь подают заявку на выплату 42 500 со всеми необходимыми документами. С 28 апреля по 5 мая заявка остаётся в одном и том же статусе – "Шаг 1 из 5".

Мария: "28 апреля мы получили ответ от одного из адресатов, которым писали: "Нет ИИН". Как нет? Мы просто недоумевали! ИИН Сергея был прописан в нескольких местах. Мы вновь отправили письмо, вписав ИИН даже в тему самого письма. 4 мая нам пришло SMS от ГФСС с тем же содержанием: "Нет ИИН". Приходит ответ и с 42500@gfss.kz, нас перенаправляют в штаб, но при этом не дают никаких контактов".


Семье Мироновых рекомендовали обратиться в региональный штаб

Семье Мироновых рекомендовали обратиться в региональный штаб / Скриншот Елены Никитенко


Примерно в это время в борьбу за права людей, оказавшихся в безвыходной ситуации, включается адвокат Джохар Утебеков, который на своих страницах в социальных сетях доступно объясняет шаги подачи жалобы и адреса. И даже прилагает сам образец жалобы, который пользователям найти в открытых государственных источниках было просто невозможно.

Мария: "Мы безумно благодарны Джохару Утебекову за его неравнодушие и помощь всем, кто погряз в этом квесте! По его рекомендациям мы пишем вновь. На этот раз уже в департамент труда и социальной защиты города Алматы. Жалобу регистрируют до 11 мая, но ответа мы ждём до сих пор. Тут мы узнаём, что у ГФСС при штабе города нет никакой связи или общей базы с ГЦВП или eGov или с кем бы то ни было ещё. Каждая из этих организаций работает отдельно, по собственным процессам, никак не связанным друг с другом".

Мироновы идут на финальный бросок – подают заявку в штаб через eGov и управление благосостояния города Алматы. Буквально в последний день перед праздниками, 6 мая, получают ответ, что заявка отправлена в государственную корпорацию на рассмотрение.


Мироновы подали обращение в управление социального благосостояния Алматы

Мироновы подали обращение в управление социального благосостояния Алматы / Скриншот Елены Никитенко


11 мая закончилось действие режима ЧП, а с ним – и право на получение компенсации. А несколькими днями ранее была новость, что вторую выплату 42 500 получат лишь те, кто получили первую до 16 мая. То есть Мироновым и ещё огромному количеству семей на вторую выплату претендовать не приходится. Хотя бы первую получить…

Читайте также: Приём заявлений на выплату пособия в 42 500 тенге завершён

Кстати, 11 мая Мироновым пришёл ответ по обращению в Министерство труда: их направили в штаб, который по факту уже не занимается этими вопросами. А они увидели, что рассмотрение их заявки назначено на 20 мая. Ещё неделя ожидания впереди, уже без особой надежды на успех предприятия.

Мария: "Если честно, мой мозг отказывается понимать эту ситуацию. У супруга 20 лет беспрерывных отчислений в пенсионный фонд, никаких долгов, укрытий от уплаты налогов и прочих ухищрений. Всё честно и открыто. И почему не смогли такой же открытости получить от государства в период нужды? На период ЧП Сергей остался без копейки на два месяца (и продолжает оставаться и дальше, ведь детские парки в торговых центрах будут открыты в последний момент), мне сократили зарплату на 50%, а у нас двое детей. Если честно, после такого отношения у нас нет никакой веры ни государству, ни его структурам и системам…".

Сейчас инициативная группа "отказников по 42 500" (как они сами назвали себя в одноимённой группе в Facebook) собирается подавать коллективный иск на государство. Кому-то из них так и не поступили деньги, а кому-то пришла только первая выплата и отказ по второй. Вопреки логике, здравому смыслу и всей системе.

Поделиться:

Новости партнеров