После семи лет запрета на полёты над территорией Евросоюза у казахстанских авиакомпаний наконец появилась надежда на то, что международная организация гражданской авиации ИКАО своё решение пересмотрит. Об этом на очередном заседании Правительства доложил министр по инвестициям и развитию.

По словам Жениса Касымбека, согласно предварительным результатам аудиторов, Казахстан подтвердил свой уровень эффективного внедрения стандартов ИКАО, и в ближайшее время будет представлена окончательная информация о состоянии безопасности полётов в Казахстане и снятии ограничений с отечественных авиакомпаний на полёты в Европу.

"С целью обеспечения должного уровня безопасности полётов мы в последние годы проводим работу по снятию замечания ИКАО (Международная организация гражданской авиации. - Авт.). Последняя валидация (подтверждение путём экспертизы и представления объективного доказательства того, что особые требования, предназначенные для конкретного применения, соблюдены. - Ред.) была в сентябре текущего года. Итоги показывают, что уровень эффективного внедрения стандартов, по рекомендации из практики ИКАО, составляет по Казахстану 74%. Среднемировой уровень 63%, среднеевропейский - 76%", – рассказал министр по инвестициям и развитию РК

"23 ноября в Брюсселе будет представлен окончательный отчёт министерства по состоянию безопасности полётов. Мы ожидаем, что будет принято решение о снятии ограничений в целом со всех авиакомпаний", – доложил Женис Касымбек.

Внутренние рейсы по Казахстану выполняют 6 авиакомпаний по 39 маршрутам, таким образом, воздушными путями со столицей соединены все крупные города страны. При этом маршруты по 9 внутренним направлениям субсидируются из Республиканского бюджета. В том числе направления: из Алматы в Балхаш, Урджар, Кокшетау и Петропавловск, из Астаны в Петропавловск, Балхаш, из Караганды в Усть-Каменогорск, Кызылорду, из Актау в Кокшетау. Рейсы в Европу выполняет лишь один отечественный авиаперевозчик – Air Astana. Компания, как стало известно, в ближайшее время намерена расширить свой парк бортов.

"Для обеспечения соответствующего роста авиакомпанией Air Astana планируется расширение парка воздушных судов. В настоящее время авиакомпания имеет 30 самолётов, средний возраст которых составляет 6-7 лет. До 2020 года ожидается поставка 11 воздушных судов семейства Airbus 320 на условиях лизинга. В 2019 году планируется поставка 2 воздушных судов Boeing-787", – сообщил глава Министерства по инвестициям и развитию.

Не обошлось и без критики в адрес национального авиаперевозчика. Поводом для этого в очередной раз стали цены Air Astana на полёты по Казахстану. В завышении тарифов авиакомпанию заподозрили в транспортной прокуратуре ещё в сентябре 2016 года, после чего антимонопольная служба возбудила дело в отношении национального авиаперевозчика. На этот раз министр национальной экономики заявил о том, что Air Astana отказывается предоставлять данные, обосновывающие, установленные цены на билеты.

"Сейчас ситуация такова, что, действительно, есть очень значительный рост тарифов на внутренние перевозки по направлениям Астана – Уральск, Астана – Алматы. Наша служба Комитета регулирования естественных монополий пытается разобраться в себестоимости. К сожалению, компания отказывает сейчас в предоставлении данных, связанных с себестоимостью выполнения рейсов", – заявил министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.

Министр нацэкономики как член совета директоров "Самрук-Казына" намерен направить запрос по предоставлению всех расчётов, связанных с себестоимостью выполнения рейсов.

Глава Правительства заявил о необходимости принять меры в случае, если будут выявлены необоснованные факты повышения цен на авиабилеты.

"Я думаю, что получение информации – это не проблема. В рамках антимонопольного законодательства надо работать и довести работу до логического конца, чтобы мы точно понимали, в чём вопрос. Если всё объективно – никаких вопросов нет. Если какие-то субъективные моменты есть, к примеру, использование монопольного дохода, тогда надо в соответствии с законодательством принимать решение", – отметил премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

По пассажирским перевозкам Казахстан занимает второе место среди стран-участниц СНГ. В 2015 году аэропорты Астаны и Алматы вошли в десятку крупнейших международных аэропортов государств-членов СНГ по числу обслуженных пассажиров - алматинский на 6 месте, астанинский на 10-м. Отечественными авиакомпаниями через территорию Казахстана перевозится 250 тысяч пассажиров в год - это свыше 900 транзитных пассажиров ежедневно. Данный показатель демонстрирует стабильный рост и с 2010 года увеличился в 10 раз. За счёт открытия новых рейсов обеспечены стыковки по 250 международным направлениям. Открытие ещё ряда новых направлений планируется начиная с 2017 года.

"С целью поэтапной либерализации международного рынка авиаперевозок в 2017 году планируется запуск пилотного проекта по внедрению "открытого неба" в аэропорту города Астана. В этой связи ожидается открытие 8 новых направлений в Прагу, Хельсинки, Вену, Варшаву, Будапешт и другие города. Работа по открытию новых направлений будет продолжена: в 2019 году планируется открытие сообщения с Токио, Сингапуром, Шанхаем, в 2020 году – с Нью-Йорком", - рассказал министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры, как отмечают члены Правительства, для Казахстана – очень перспективное направление. Государственной программой "Нұрлы жол" предусмотрено 16 проектов, 11 из них – в сфере автомобильных дорог. Речь преимущественно о строительстве и реконструкции автодорог республиканского значения. Кроме того, 2 проекта – в сфере железных дорог и по одному проекту – в сферах водного транспорта, гражданской авиации и логистики.

За 9 месяцев 2016 года по маршруту Китай – Европа – Китай перевезено 66 тысяч контейнеров, что в 2 раза больше объёма перевезенного груза за аналогичный период 2015 года. К 2020 году планируется довести этот показатель до 800 тысяч контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.

"Развитие транзитного потенциала и формирование Казахстана как транспортно-логистического хаба может стать одним из драйверов экономики. И уже становится: доходы в среднесрочный период только от транзита к 2020 году могут вырасти до 4 миллиардов долларов. Логистические услуги – это новая экономика, тот сектор услуг, который у нас ранее не был развит, но благодаря которому мы можем получить дополнительно 1% к ВВП", – считает первый заместитель премьер-министра РК Аскар Мамин

При этом сравнительный анализ объёмов транзитных перевозок, к примеру, за 2014 и 2015 годы показывает пусть и незначительное, но всё же снижение на фоне падения цен на основную экспортируемую продукцию стран региона – с 17,5 миллиона тонн в 2014 году до 15,3 миллиона тонн в 2015 году.

"Отмечается снижение объёмов перевозок следующих видов грузов: древесины и изделий из неё на 16%, машин и оборудования на 33%, металлоизделий на 31%, хлопка на 60%, нефтепродуктов на 1%, металлопроката на 4%, химикатов на 22%, овощей и фруктов на 51%", – пояснил министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.

Что же касается автомобильных дорог, то, как отмечается, на их ремонт ежегодно требуется порядка 100 миллиардов тенге, однако по факту выделяется в три раза меньше. Для снижения нагрузки на государственный бюджет и обеспечения самоокупаемости содержания дорог по примеру трассы от Астаны до Борового платными планируется сделать все магистрали после их капитального ремонта.

"Данные меры позволят к 2020 году увеличить объёмы сборов при существующих тарифах от платных дорог до 33 миллиардов тенге. К 2022 году мы планируем довести протяженность платных дорог до 7 тысяч километров дорог республиканского значения. Мы строим и реконструируем много автомобильных дорог республиканского значения, поэтому очень актуальным становится вопрос качественного содержания дорог и обеспечения безопасности на дорогах", - сказал Женис Касымбек.

Ещё один вопрос, касающийся транспортной инфраструктуры, который требует решения – развитие придорожного сервиса. В Казахстане насчитывается 2 467 сервисных объектов, при этом большая часть из них не соответствуют утверждённым стандартам.

"Надо, когда мы будем объекты придорожного сервиса на международные стандарты переводить, чтобы те из них, которые есть, просто не уничтожались, не изымались, или под бульдозером не сносились. Там же частная собственность, люди работают, кормят семьи свои. Здесь надо будет отработать совместно с местными исполнительными органами", – поручил премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

Развитие транспортной инфраструктуры – это один из немаловажных пунктов, который непосредственно влияет на итог ежегодной оценки Индекса глобальной конкурентоспособности стран, несмотря на то, что в целом Казахстан, по последним данным, в этом рейтинге потерял сразу 11 позиций. Что касается непосредственно развития транспортной инфраструктуры, то за последние 5 лет здесь наша страна улучшила свой показатель на 19 пунктов.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter