Технологиями доставки людей и грузов в космос владеют всего несколько государств на планете. Поэтому ЧП в этой сфере крайне негативно влияют на имидж той или иной страны. Авария, произошедшая в четверг, по мнению аналитиков, может стоить "Роскосмосу" не только репутации и коммерческих заказов, но и в целом перспектив. Байконур как главная стартовая площадка, находящаяся в аренде у северного соседа, с 2019 года больше не будет монополистом в пилотируемой космонавтике. Informburo.kz решил разобраться в происходящем и дать оценку перспективам старейшего космодрома на планете.
Последствия и причины аварии
До выяснения причин падения ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблём "Союз МС-10" с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом на борту "Роскосмос" приостановил любые пуски ракет с пилотируемыми кораблями. Расследованием инцидента займётся специальная комиссия. Глава NASA Джим Брайденстайн пообещал, что американская сторона проведёт своё тщательное расследование инцидента на Байконуре.
Одной из вероятных причин нештатной ситуации анонимные источники в ракетно-космической отрасли России назвали плохое крепление при отделении блоков второй ступени, одно из которых могло зацепить центральный блок и тем самым спровоцировать потерю ориентации второй ступени, в конечном итоге приведшую к срабатыванию аварийного выключения двигателей второй ступени. Производитель двигателей первой и второй ступеней ракеты "Союз-ФГ", самарское предприятие "Кузнецов", отказался комментировать СМИ случившееся до полной расшифровки данных телеметрии.
Инцидент 11 октября стал единственным за последние 35 лет сначала в советской, а затем и в российской пилотируемой космонавтике. Но аварии случались не только с "Союзами", но и с так называемыми гептиловыми убийцами – ракетами семейства "Протон".
5 апреля 1975 года – "Союз-18-1"
Корабль "Союз-18-1" стартовал на одноимённой ракете-носителе с Байконура, чтобы доставить экипаж из двух космонавтов на станцию "Салют-4". Из-за отказа третьей ступени ракеты-носителя полёт закончился в аварийном режиме. На 261-й секунде полёта по программе должно было произойти отделение второй ступени ракеты, однако этого, как и 11 октября 2018 года, не случилось, ракету стало раскачивать. Сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата от ракеты. Во время спуска космонавты испытали невероятную пиковую перегрузку в 20 g (по другим источникам – даже 26 g).
Спускаемый аппарат приземлился недалеко от границы с Китаем, в Восточно-Казахстанской области на заснеженный склон горы и начал скатываться вниз. За 152 метра до обрыва опасный спуск был прекращён благодаря парашюту, зацепившемуся за растительность. Космонавты, уверенные, что аварийно сели в КНР, чётко следуя инструкции, сожгли документы, касающиеся некоторых экспериментов, которые были запланированы для выполнения на орбите. Спасатели только со второй попытки смогли эвакуировать космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова.
В 2015 году выяснилось, что пилотов эвакуировали всё-таки с территории Монголии. Результаты расследования по традиции тех лет были засекречены.
28 сентября 1983 года – "Союз Т-10-1"
Ровно 35 лет назад произошла последняя в истории пилотируемой советско-российской космонавтики серьёзное ЧП. Космический корабль "Союз Т-10-1" должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции "Салют-7", но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя. После этого по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса. В истории мировой космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл прямо на стартовом столе.
Человеческих жертв во время аварии не было. Космонавты испытали серьёзные перегрузки, но обошлось без последствий для их здоровья. Была серьёзно повреждена стартовая площадка, с которой происходили исторически значимые запуски первого искусственного спутника Земли и корабля с первым космонавтом планеты – "Гагаринский старт". Ракета-носитель была полностью уничтожена. Сгорело 180 тонн горючего, была сорвана программа запусков к станции "Салют-7". Пожар на стартовом комплексе был настолько масштабным, что мог добраться до бункера управления и дополнительных ёмкостей с топливом. Аварийно-спасательная группа, использовав всю имеющуюся на космодроме технику, возгорание локализовала. Полностью его ликвидировать удалось только лишь через 20 часов.
"Протон" – закат эпохи гептила
Ракеты-носители тяжёлого класса "Протон" – главные в истории освоения космоса грузовики. Запускались они чаще всего в истории. Все поколения РН "Протон", согласно открытым данным, стартовали с космодрома Байконур 415 раз. Полностью успешными стали 370 пусков, частично успешными – 9, а 36 эпизодов закончились аварией на различных стадиях старта или запуска.
Первым серьёзным инцидентом ракеты-носителя "Протон-К" на заре независимости стала авария второй ступени 27 мая 1993 года. Тогда не удалось вывести на орбиту один из спутников связи, космический аппарат "Горизонт №39Л".
С 1996 года российская сторона, уже 2 года как получившая космодром от Казахстана в долгосрочную аренду, начинает серию коммерческих запусков, которые время от времени заканчиваются неудачами.
5 июля 1999 года – "Протон-К" с РБ "Бриз-М"
Первый пуск главного космического грузовика в истории с новым разгонным блоком "Бриз-М" завершился полным провалом. По непонятным причинам произошёл взрыв двигателя на 277-й секунде полёта. Технологии развивались, а "Бризы" нового поколения должны были помочь семейству "Протон" выводить на орбиту всё больший объём грузов. Россия надеялась серьёзно влиять на рынок коммерческих запусков и была готова поглотить едва ли не весь имеющийся на тот момент спрос. Есть предположения, что российские учёные торопились с доработкой нового разгонного блока под давлением чиновников.
Производителем РБ "Бриз-М", как, собственно, и всех ракет серии "Протон", является Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Этот центр затем изготовит (в 2006 году) первый национальный спутник связи для нашей страны – KazSat-1, который потом наша страна потеряла. Космический аппарат прослужил чуть больше двух лет из заявленных производителем 15. Казахстанская сторона при этом получила страховые выплаты.
Старты после аварии 5 июля 1999-го возобновили лишь спустя 11 дней, сразу после выплаты российской стороной компенсации. Последний полёт серия ракет-носителей "Протон-К" выполнила 30 марта 2012 года. С 1991 по 2012 год произошло всего три аварии этого поколения грузовиков, чего не скажешь про следующее – "Протон-М". С 2001 по 2018 год на Байконуре произошло сразу 9 крупных ЧП, и каждое заканчивалось крупным межгосударственным скандалом и разбирательством.
5 сентября 2007 – "Протон-М" с РБ "Бриз-М"
Дорогой и современный японский телекоммуникационный спутник JCSAT-11 так и не попал на орбиту. Авария произошла на 129-й секунде полёта. Ракета упала в 40 км от Жезказгана. Обломки космического аппарата упали на территории Казахстана, рассыпавшись в зоне площадью 50 на 18 километров по направлению трассы полёта. По результатам исследований было выявлено локальное загрязнение почвы компонентами ракетного топлива и их производными. Речь про ядовитый гептил. Из-за недовольства казахстанской стороны пуски приостановили больше чем на 2 месяца.
Неразделение первой и второй ступеней ракеты произошло из-за непрохождения команд до пироболтов. Позже выяснилось, что был повреждён кабель на межступенной ферме. Причиной повреждения кабеля оказался некачественный изолирующий слой, то есть первый в истории российской космонавтики серьёзный производственный брак. С этого времени человеческий фактор стал главным виновником космических ЧП.
5 декабря 2010 года – "Протон-М" с РБ "ДМ-03"
Из-за неудачного запуска были утрачены сразу три спутника "Глонасс-М", которые должны были завершить наконец многолетнее формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. После, казалось бы, удачного старта разгонный блок "ДМ-03" производства РКК "Энергия" вместе с космическими аппаратами упал в Тихий океан.
Согласно выводам комиссии, расследовавшей инцидент, все ступени и системы ракеты-носителя "Протон" отработали штатно, а спутники были утрачены, потому что в разгонный блок "ДМ-03" из-за ошибки в формуле расчёта конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива. Неточность в инструкции по эксплуатации системы контроля заправки нашли не сразу.
2 июля 2013 года – "Протон-М" с РБ "ДМ-03"
В 2013 году авария вновь случилась, когда на борту находились три спутника системы ГЛОНАСС. Видео падения ракеты на 32-й секунде после старта и результаты расследования опубликовали все крупные мировые СМИ.
Оказалось, что потеря стабилизации по каналу рыскания произошла из-за нештатного функционирования датчиков угловых скоростей (ДУС). Причиной аварии на десятки миллионов долларов стала неправильная установка датчиков при сборке ракеты ещё в ноябре 2011 года. Датчики были перевернуты на 180 градусов, что привело к получению системой управления ракеты некорректных данных о её ориентации.
Виновных нашли только спустя два года, уголовные и условные сроки получили сразу трое сотрудников уже скандально известного Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева – электромонтажник специзделий, мастер и контролёр.
Ущерб для экологии Казахстана наши чиновники оценили в 14 млрд тенге, а потери России – в 100 млн долларов.
28 апреля 2015 года – "Союз-2.1а" с ГК "Прогресс М-27М"
Стартовавшая с Байконура ракета "Союз-2.1а" не смогла вывести на расчётную орбиту грузовой корабль "Прогресс М-27М". Последний направлялся к МКС. 8 мая того же года он сошёл с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы, фрагменты корабля упали в воды Тихого океана на 900 км западнее Маркизских островов.
Причина невыхода на орбиту – нештатное разделение третьей ступени "Союза" с "Прогрессом". Комиссия по расследованию аварии выяснила, что ЧП произошло из-за разгерметизации баков носителя с окислителем и горючим. К этому привели недостатки при опытно-конструкторских работах по совместному использованию ракеты и корабля.
Даже американская сторона не смогла воспользоваться российским провалом: полёт космического корабля SpaceX CRS-7 к МКС в июне того же года также закончился неудачей – американский многоразовый грузовой космический корабль Dragon разрушился из-за неполадок ракеты-носителя Falcon 9.
Ещё одна авария с "Прогрессом" произошла позже – 1 декабря 2016, и причина оказалось той же. Речь снова шла о проблеме с баком. По другой версии, был допущен брак при сборке двигателя РД-0110.
Что будет дальше?
Из-за большой нагрузки на действующий экипаж МКС следующий пилотируемый пуск может быть перенесён с декабря на ноябрь. Однако это сделают только после расследования аварии октября. Ситуация некритическая: запасов продовольствия и предметов первой необходимости на Международной космической станции хватит до марта 2019 года. Запуск "Союза-ФГ" и стыковки "Союза МС-10" с МКС застрахованы в российской компании "Согласие". Сумма денежного возмещения составляет 4,65 миллиарда рублей.
Авария и приостановка пилотируемых пусков с российской стороны может спровоцировать масштабный пересмотр программы полётов к МКС со стороны коллег по космонавтике. Кроме того, "Роскосмос" может перенести уже оплаченный и запланированный на апрель 2019-го полёт первого астронавта ОАЭ. Последний сейчас проходит обучение в Центре подготовки космонавтов. Уже допускается отмена выхода космонавтов в открытый космос для обследования внешней поверхности корабля "Союз МС-9". В этом случае речь идёт об ещё одной негативной истории: обнаруженная в августе трещина в корпусе этого корабля спровоцировала утечку воздуха на МКС.
В Казахстане пока неофициально допускают ухудшение экологической обстановки из-за возможного разлива оставшегося керосина из упавших ступеней ракеты. Пока сложно понять объём несгоревшего топлива. Скорее всего, все оставшиеся на хранении ракеты-носители "Союз-ФГ" будут проверены. По итогам расследования причин случившегося российские СМИ не исключают серьёзных кадровых перестановок в руководстве профильной государственной корпорации.
В кадровых перестановках практически нет сомнений. Положение дел поменялось не только в коммерческих запусках, но и в пилотируемой космонавтике. С 2011 года российские корабли "Союз МС" оставались единственным средством доставки людей на МКС, однако уже в 2019 году совершат первые испытательные полёты американские пилотируемые корабли Dragon 2 и Starliner. Dragon 2 – детище компании SpaceX – в беспилотном режиме запустят уже в январе, а в пилотируемом – в июне 2019-го. Корабль Starliner – проект гиганта Boeing – без экипажа запустят в марте, с астронавтами – в августе. Штатные миссии, то есть по графику, у американской стороны запланированы на август и декабрь следующего года.
Почему для казахстанской стороны так критичны имиджевые или иные потери арендатора Байконура? Дело в том, что, потеряв ещё один рынок (вслед за коммерческими запусками космических грузовиков), Россия может недолго задержаться и в лидерах по пилотируемым полётам в космос. Учитывая продление аренды космодрома Байконур и всё-таки создание космического ракетного комплекса "Байтерек", Казахстан надеется на загруженность площадки. Но её может и не быть. Цифры статистики говорят о том, что "Роскосмос" замыкает тройку, а не борется за первое место. В 2018 году на середину октября у Китая 27 запусков, у США – 25, а у России – всего 10, из которых один уже аварийный.
-
1🏃📱 Одному из участников ночного забега в Астане подарят iPhone 15 Pro
- 6367
- 0
- 20
-
2🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 4731
- 1
- 6
-
3🟢 Лицензирование детских садов введут в Казахстане с 2027 года
- 2398
- 3
- 18
-
4👨⚕️ Пациенту ампутировали ногу по вине врача: хирург избежал реального срока в ЗКО
- 2461
- 2
- 39
-
5🟢 Премию Михаила Дорофеева вручили основателю проекта Protenge Джамиле Маричевой
- 2501
- 0
- 8
-
6🆕🆕🆕🆕 Таразский университет использовали для фиктивной регистрации мигрантов
- 2399
- 1
- 16
-
7🟪 Ерлан Карин: Число вышедших из казахстанского гражданства с 2019 уменьшилось более чем в 16 раз
- 2398
- 6
- 104
-
8🛍Казахстанцы не стали реже запрашивать потребительские займы после введения новых ограничений по кредитованию
- 2519
- 0
- 10
-
9🌡Прогноз погоды на 21 ноября: метель и гололёд ожидаются на севере и востоке Казахстана
- 2674
- 0
- 5
-
10💬💬 "Мать была на работе..." О гибели четырёх детей при пожаре в Астане
- 2364
- 2
- 27