11 октября произошла авария после запуска с "Байконура" ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблём "Союз МС-10" с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом на борту. Они катапультировались и были извлечены из спускаемого аппарата в хорошем состоянии.
Причины аварии пока не установлены. Однако источники информационных агентств говорят, что авария может быть связана с одним из боковых блоков первой ступени ракетоносителя.
Читайте также на BBC News Русская служба
"Один из блоков в верхней части не отделился и ударил нижней частью по второй ступени. Произошло аварийное выключение двигателя второй ступени", – рассказал источник РИА Новости. Затем сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют с катапультой, в которой экипаж благополучно спустился на землю, добавил собеседник "Интерфакса".
"Би-би-си" попросила космонавтов Александра Лазуткина и Антона Шкаплерова объяснить, что происходило до, во время и после аварии.
Такое случается впервые?
Лазуткин: "Такие ситуации крайне редки. Ещё в советские времена был случай, когда не включились двигатели третьей ступени – точно так же экипаж приземлился, только на большей высоте это всё произошло. И ещё один раз [в 1983 году] ракета взорвалась на старте, но система аварийного спасения вывела экипаж из зоны поражения, и всё нормально было".
Шкаплеров: "Именно на этом этапе – да [в первый раз]. А так была у нас на старте ещё одна авария в 1983 году. Владимир Титов и Геннадий Стрекалов катапультировались во время старта" (ракета загорелась меньше чем за минуту до отрыва от земли).
Идёт 119-я секунда полета. Что в штатной ситуации происходит в этот момент с кораблём? На какой высоте он находится? Что делают космонавты?
Лазуткин: "Корабль в этот момент достаточно высоко: далеко ещё до космоса, но повыше, чем самолёты летают. Космонавты испытывают перегрузки в 3-3,5 единицы. Это комфортная перегрузка, я бы сказал. Они контролируют полёт.
Там есть шпаргалочка, где написано, на какой секунде что происходит: когда отделяется система аварийного спасения, когда происходит разделение ступеней… В самом управлении ракетой-носителем космонавты не принимают участия, это слишком сложно, так не делается".
#СоюзМС10: космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин и астронавт @NASA Ник Хейг сейчас находятся в Жезказгане и проходят обследование перед вылетом.
— РОСКОСМОС (@roscosmos) 11 октября 2018 г.
Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин (@Rogozin) принял решение о транспортировке космонавтов на Байконур. pic.twitter.com/b1IzKZZI8O
Шкаплеров: "Космонавты вместе с Землёй следят, как работают системы – штатно или нет. Перегрузки ещё действуют обычно на уровне 3-4 единиц. Это не очень большая перегрузка: для лётчика, допустим, на истребителе это вообще ничего.
Немного затруднены движения, например, руками, потому что твой вес увеличивается в три-четыре раза. Но космонавты тренируются, готовы к перегрузкам, поэтому продолжают работать, нажимают различные кнопки, которые необходимо на том или ином этапе.
Старт – до выхода в космос – длится всего 10 минут. Все 10 минут они следят за работой с системами. Тут не расслабишься, тем более что их было [в экипаже] всего двое, а не трое [как иногда бывает].
Когда выходят на околоземную орбиту и удостоверяются, что всё штатно, тогда есть время расслабиться, переодеться даже. А до этого они в полной боевой готовности".
Насколько велик был для космонавтов риск погибнуть?
Шкаплеров: "По идее все [действия] отработаны, система очень чёткая. После неполадки с ракетой-носителем подаётся сигнал, и космический корабль от ракеты просто отстреливается и уводится в сторону. Риск всегда есть, конечно, но здесь всё отработано".
Какие действия должен предпринимать экипаж в такой ситуации? Они могут как-то повлиять на происходящее?
Лазуткин: "Эвакуация происходит автоматически, когда ракета в полёте. Человек может просто не успеть принять решение, поэтому ему такое не доверяют".
Шкаплеров: "Они только получают сигнал о том, что [произошла] авария ракеты-носителя и готовятся к перегрузкам, которые возникнут, когда их будут уводить в сторону [от ракеты]".
Что происходит с космонавтами при такой аварии? Они испытывают серьёзные перегрузки?
Шкаплеров: "После этого может происходить либо баллистический спуск с повышенными перегрузками [не требующий управления экипажем], либо они [экипаж] могут вступить в управление. Но как они действовали, я не знаю. [При баллистическом спуске] перегрузки зависят от высоты, от скорости… Тут уже могут быть от 8 единиц и больше.
Лазуткин: "В данном случае система уводит корабль от неисправного ракетоносителя, происходит разделение корабля на отсеки, и космонавты, сидя в спасательном аппарате, направляются к земле. На нужной высоте включается парашютная система – тут возникает перегрузка, но дальше это уже обычная, штатная посадка. Тут задача космонавтов – как можно точнее зафиксировать, что произошло, и передать по радио людям, которые будут их встречать".
Что ждет космонавтов дальше? Смогут ли они после такого инцидента продолжать полёты в космос с психологической точки зрения?
Лазуткин: "Жалко, что их полёт был такой небольшой, но это не "ужас-ужас". Ребята остались живы, сейчас это наиболее важно. Я надеюсь, американский астронавт теперь не покинет отряд космонавтов (это был его первый полёт в космос. – "Би-би-си").
На самом деле, для него это хороший урок, что наша техника надёжная. Несмотря ни на что, экипаж остаётся жив".
Как эта авария может повлиять на российскую космонавтику в целом? Это в первую очередь показатель проблем, или от таких ситуаций никто не застрахован?
Лазуткин: "Это не проблема всей нашей космонавтики. Это говорит о том, что космическая техника – не смартфон, она сложная сама по себе, она имеет право на отказ. Ну, а во-вторых, такая наша профессия.
А нынешнее состояние космонавтики ни при чём. Я думаю, разберутся, и ещё на несколько сотен полётов у нас не будет таких отказов".
«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5465
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2480
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2447
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2298
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2177
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2168
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2224
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2273
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2198
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2182
- 0
- 6